Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 24.11.2022 N 459 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации об ООО "СК "ИНВЕСТПРОМЭЛИТ" (ИНН 3123333855)" (далее - Комиссия), в составе: председатель Комиссии: заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок Белгородского УФАС России; члены Комиссии: заместитель начальника отдела контроля закупок Белгородского УФАС России, специалист-эксперт отдела контроля закупок Белгородского УФАС России, при участии представителей заказчика - ОГБУ "Управление капитального строительства Белгородской области": (доверенность от 30.12.2021, N 255-11/8336), (доверенность от 29.07.2022 N 255-11/6485/1), участника закупки - ООО "СК "ИнвестПромЭлит": (ордер от 29.11.2022 N 017364), (директор), рассмотрев информацию ОГБУ "Управление капитального строительства Белгородской области" о расторжении контракта в одностороннем порядке с ООО "СК "ИНВЕСТПРОМЭЛИТ" по причине одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ООО "СК "ИНВЕСТПРОМЭЛИТ" условий контракта, заключенного по итогам электронного аукциона "Выполнение строительно-монтажных и пусконаладочных работ по объекту: "Строительство культурно-просветительского центра, посвященного памяти ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС п. Волоконовка Волоконовского района"" (N закупки 0326200000321000625) (далее - Электронный аукцион),
УСТАНОВИЛА:
ОГБУ "Управление капитального строительства Белгородской области" (далее - Заказчик) в соответствии со статьями 95 и 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) представило в Белгородское УФАС России сведения в отношении ООО "СК "ИНВЕСТПРОМЭЛИТ" (ИНН 3123333855)" для включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
На официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 28.11.2021 размещено извещение о проведении Электронного аукциона. Изменения извещения о проведении Электронного аукциона размещены в ЕИС - 29.11.2021.
Начальная (максимальная) цена контракта - 101 629 460,00 рублей.
Наименование объекта закупки - выполнение строительно-монтажных и пусконаладочных работ по объекту: "Строительство культурно-просветительского центра, посвященного памяти ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС п. Волоконовка Волоконовского района".
По итогам Электронного аукциона Заказчиком 20.12.2021 заключен государственный контракт на выполнение строительно-монтажных и пусконаладочных работ по объекту: "Строительство культурно-просветительского центра, посвященного памяти ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС п. Волоконовка Волоконовского района" с победителем аукциона ООО "СК "ИНВЕСТПРОМЭЛИТ" (далее - Подрядчик), цена которого составила 101 629 460,00 рублей (далее - Контракт).
Согласно пункту 1.1. Контракта, Подрядчик в соответствии с установленной в статье II ценой настоящего Контракта и в соответствии с техническим заданием (Приложение N2 к Контракту) обязуется выполнить строительно-монтажные и пусконаладочные работы по объекту: "Строительство культурно-просветительского центра, посвященного памяти ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС п. Волоконовка Волоконовского района" (именуемый далее "Объект").
Согласно пункту 1.4. Контракта, Заказчик обязуется создать Подрядчику необходимые условия для выполнения работ по Контракту, принять их результат и уплатить обусловленную настоящим Контрактом цену.
В силу пункта 3.1. Контракта, сроки выполнения работ по Контракту: начало выполнения работ: не позднее 10 дней с даты заключения Контракта. Окончание выполнения работ: до 20 октября 2022 г.
В соответствии с пунктом 5.5. Контракта, Заказчик обязан выполнить в полном объеме все свои обязательства, предусмотренные настоящим Контрактом и нормами действующего законодательства.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно пункту 14.2. Контракта, расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с пунктом 14.3. Контракта, Заказчик вправе отказаться в одностороннем порядке от исполнения Контракта при существенном нарушении условий Контракта Подрядчиком.
Существенными нарушениями условий Контракта признаются:
- задержка Подрядчиком начала производства работ более чем на 10 дней по причинам, не зависящим от Заказчика;
- систематические нарушения Подрядчиком условий Контракта, ведущие к снижению качества работ в соответствии с пунктом 6.13 настоящего Контракта;
- выполнение Подрядчиком работы настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным (отставание по двум и более этапам работ графика выполнения строительно-монтажных и пусконаладочных работ более чем на 10 дней);
- применение к Подрядчику актов и решений государственных органов в рамках действующего законодательства, лишающих Подрядчика права на производство работ;
- неоднократное (два и более раз) невыполнение ежемесячных объемов работ, предусмотренных графиком выполнения строительно-монтажных и пусконаладочных работ (Приложение N1 к Контракту);
- невыполнение требований, предусмотренных п. 6.2, 6.4, 6.9, 6.15, 6.16.
- иные случаи, предусмотренные настоящим Контрактом и действующим законодательством.
Заказчиком 08.11.2022, на основании пунктов 14.2. и 14.3. Контракта принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в связи с нарушением ООО "СК "ИНВЕСТПРОМЭЛИТ" существенных условий Контракта, а именно по состоянию на 08.11.2022 Подрядчиком не выполнен объем работ, предусмотренный пунктами 1-17 графика выполнения работ.
В силу части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Как следует из материалов дела, решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта Заказчиком 08.11.2022 было размещено в ЕИС.
В соответствии с пунктом 3 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе датой надлежащего уведомления ООО "СК "ИНВЕСТПРОМЭЛИТ" о решении заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта считается 08.11.2022 года.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно сведениям об исполнении (о расторжении) государственного или муниципального контракта, размещенных в ЕИС указано, что датой расторжения Контракта является 21.11.2022 (информация размещена 23.11.2022 года).
Согласно части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Информация об одностороннем расторжении Контракта для включения сведений об ООО "СК "ИНВЕСТПРОМЭЛИТ" в реестр недобросовестных поставщиков направлена Заказчиком в Белгородское УФАС России 23.11.2022.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В соответствии с подпунктом а) пункта 13 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" участник закупки или поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе представлять на заседание комиссии (инспекции) информацию и документы, объяснения в письменной и устной форме, в том числе подтверждающие отсутствие фактов его недобросовестности при заключении контракта или при исполнении контракта.
В ходе заседания Комиссии, представители ООО "СК "ИНВЕСТПРОМЭЛИТ" представили документы, из которых следует, что выполнение работ на объекте "Строительство культурно-просветительского центра, посвященного памяти ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС п. Волоконовка Волоконовского района" невозможно ввиду обнаружения в процессе подготовки основания под фундамент пластической деформации грунта.
Письмом от 02.03.2022 N 1105, направленного в адрес ОГБУ "Управление капитального строительства Белгородской области" было сообщено о возникших обстоятельствах. Кроме того Подрядчик просил Заказчика принять техническое решение по устранению этого явления, поставить в известность проектную организацию, а также вызвать на объект представителя проектной организации. В этом же письме Подрядчик поставил Заказчика в известность о приостановке работ на объекте до разрешения Заказчиком возникшей ситуации (копия письма от 02.03.2022 N 1105 представлена в материалы дела).
23.03.2022 года в адрес ОГБУ "Управление капитального строительства Белгородской области" вновь было направлено письмо от Подрядчика, в котором повторно излагалась просьба о принятии технического решения по устранению на объекте явления пластической деформации грунта при малейшем механическом воздействии на отдельном участке стройплощадки, не отраженного в результатах геологических изысканий, которое делает невозможным устройство фундамента, в связи с чем работы не могут быть возобновлены Подрядчиком, что может в дальнейшем повлечь нарушение срока выполнения работ по Контракту (копия письма от 23.03.2022 N 1141 представлена в материалы дела).
12.04.2022 Заказчик направил в адрес ООО "СК "ИНВЕСТПРОМЭЛИТ" письмо, в котором указал, что в связи с выявленными пластичными деформациями грунта при выполнении работ по устройству основания под фундаменты здания по объекту "Строительство культурно-просветительского центра, посвященного памяти ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС п. Волоконовка Волоконовского района" просит Подрядчика произвести работы по геологическим изысканиям грунта в месте выявления деформации. По окончанию работ предоставить отчет для принятия решения по устранению этого явления (копия письма от 12.04.2022 N 255-03/2529 представлена в материалы дела).
13.04.2022 в адрес ОГБУ "Управление капитального строительства Белгородской области" был направлен ответ на письмо от 12.04.2022 N 255-03/2529 в котором указано, что выполнение геологических изысканий грунта Подрядчиком условиями Контракта не предусмотрены. Кроме того ООО "СК "ИНВЕСТПРОМЭЛИТ" сообщило Заказчику, что в настоящее время строительные работы приостановлены.
Позднее, в адрес ОГБУ "Управление капитального строительства Белгородской области" со стороны Подрядчика с целью исполнения контракта и устранению препятствий со стороны Заказчика в его исполнении, неоднократно направлялись письма со следующими исходящими номерами: N 1158 от 18.04.2022 г., N 1221 от 06.06.2021 г., N 1247 от 28.06.2022 г., N 1284 от 22.07.2022 г., N 1317 от 17.08.2022 г., N 1347 от 04.10.2027 г.
Содержание указанных писем сводится к необходимости максимально быстрого устранения Заказчиком нарушений Контракта, а следовательно препятствий со стороны Заказчика для его исполнения, а именно, предоставление Подрядчику утвержденной проектно-сметной документации на фундаментные конструкции, в которой будут отражены все проектные изменения, а также предусмотреть увеличение стоимости и сроков выполнения работ по Контракту путем заключения дополнительного соглашения.
На заседании Комиссии представитель ООО "СК "ИНВЕСТПРОМЭЛИТ" сообщил, что Подрядчик не закончил в срок работы в связи с тем, что Заказчик не исполнял и не исполняет надлежащим образом свои обязанности по Контракту. Из-за непринятия своевременно технического решения по устранению выявленных препятствий при проведении работ Подрядчик, вместо предусмотренных контрактом десяти месяцев, мог выполнять работы не более, чем два месяца. Этого срока явно недостаточно для сдачи всех работ Заказчику, не считая отсутствия проекта работ.
Таким образом, Комиссия, заслушав пояснения Заказчика и Подрядчика, рассмотрев письменные пояснения ООО "СК "ИНВЕСТПРОМЭЛИТ", исследовав в совокупности представленные документы приходит к выводу, что указанные выше обстоятельства не могут свидетельствовать о недобросовестном поведении ООО "СК "ИНВЕСТПРОМЭЛИТ" при исполнении контракта, так как Обществом представлены в материалы дела доказательства, подтверждающие принятие ООО "СК "ИНВЕСТПРОМЭЛИТ" мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Комиссия отмечает, что внесение сведений об ООО "СТРОЙХОЛДИНГ" в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой специальную принудительную меру, при осуществлении которой затрагиваются конституционные права и свободы, а также права и законные интересы, как самого Общества, так и других лиц. Данная мера должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной, пропорциональной, соразмерной и необходимой для защиты экономических интересов Российской Федерации, прав и законных интересов лиц, размещающих заявки на заключение контрактов.
Основанием для внесения сведений в реестр недобросовестных поставщиков предполагается недобросовестное поведение лица, свидетельствующее о его намерениях сорвать обязательства по государственному контракту.
Вместе с тем, Комиссия не усматривает недобросовестного поведения ООО "СК "ИНВЕСТПРОМЭЛИТ", а также намерения Общества не исполнять рассматриваемый государственный контракт, в связи с тем, что ООО "СК "ИНВЕСТПРОМЭЛИТ" приступило к исполнению своих обязанностей и предпринимало действия, направленные на исполнение настоящего контракта.
Согласно части 1 статьи 719 Гражданского кодекса Российской Федерации, Подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности непредоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок (статья 328).
В соответствии со статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Согласно пункту 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
Комиссия, проведя проверку поступивших сведений в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, исследовав в совокупности все обстоятельства дела, в соответствии с положениями статьи 104 Закона о контрактной системе, не установила направленности действий ООО "СК "ИНВЕСТПРОМЭЛИТ" на неисполнение обязательств по Контракту,
РЕШИЛА:
Информацию об ООО "СК "ИНВЕСТПРОМЭЛИТ" (ИНН 3123333855)" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 30 ноября 2022 г. N 031/06/104-699/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.12.2022