Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Тюменского УФАС России)
рассмотрев обращение Департамента социального развития Тюменской области о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ООО "Металлэксперт" (ИНН 3328022057, КПП 332901001, директор Чувилин Илья Станиславович, ИНН332714210533) в связи с принятием решения об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта от 20.04.2022 на оказание услуг по обеспечению отдельных категорий граждан протезно-ортопедическими изделиями - ортезами (0167200003422001151, ИКЗ 222720213787572030100100530018899323),
У С Т А Н О В И Л А:
В Тюменское УФАС России в соответствии с частью 6 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее- Закон о контрактной системе) поступило обращение заказчика о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в отношении ООО "Металлэксперт".
Представителем заказчика, присутствовавшими в заседании Комиссии, были озвучены пояснения относительно обстоятельств, связанных с принятием решения об одностороннем отказе от исполнения контракта. В частности, указанное решение обусловлено ненадлежащим исполнением со стороны общества своих обязательств по контракту. В подтверждение своих доводов заказчик представил документы, указывающие на данные обстоятельства, которые Комиссией приобщены к материалам дела. Также представитель заказчика выразил позицию о необходимости включения сведений об обществе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Тюменским УФАС России, заблаговременно были приняты меры по извещению Общества с ограниченной ответственностью "Металлэксперт" о дате и времени рассмотрения дела, которое было назначено на 06.12.2022 г. Информация по факту проведения антимонопольным органом внеплановой проверки в связи с принятием решения об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта от 20.04.2022 г. размещена в ЕИС в сфере закупок. Однако Общество явку представителя не обеспечило, письменные пояснения относительно обстоятельств, связанных с неисполнением со стороны общества своих обязательств по контракту от Общества с ограниченной ответственностью "Металлэксперт" в антимонопольный орган не направило.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя заказчика, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела Департамента социального развития Тюменской области по результатам электронного аукциона (реестровый номер закупки0167200003422001151) на оказание услуг по обеспечению отдельных категорий граждан протезно-ортопедическими изделиями - ортезами с победителем указанной закупки - ООО "Металлэксперт" заключен контракт от 20.04.2022 на общую сумму 741 907,43 рублей (при начальной (максимальной) цене контракта 1 083 077,00 рублей).
В соответствии с условиями указанного контракта (п. 2.1) Исполнитель обязался оказать услуги по обеспечению отдельных категорий граждан протезно-ортопедическими изделиями - ортезами, а Заказчик оплатить оказанные Исполнителем услуги в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
Исполнитель обеспечивает Получателей Изделиями в соответствии с Описанием объекта закупки (техническим заданием), являющимся Приложением N 1 к Контракту (п. 2.2).
Исполнитель обеспечивает Получателей Изделиями в течение 60 (шестидесяти) календарных дней со дня предоставления Заказчиком Исполнителю реестра Получателей. Реестр Получателей предоставляется Заказчиком в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты заключения Контракта. Датой предоставления Реестра считается дата получения Заказчиком подтверждения о получении Исполнителем Реестра (п. 2.3).
Приложением N 1 к контракту определены следующие протезно-ортопедические изделия: тутор на голеностопный сустав (2 ед), корсет функционально-корригирующий (5 ед), корсет полужесткой фиксации (1 ед), тутор на всю ногу (4 ед), аппарат на всю ногу (2 ед), обувь ортопедическая сложная на аппарат на утепленной подкладке (2 ед), обувь ортопедичесмкая сложная на аппарат без утепленной подкладкии (2 ед).
Порядок и условия приемки товара определены разделом 6 контракта.
Согласно п. 6.1 контракта Исполнитель не позднее 20.06.2022 формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Исполнителя, и размещает в единой информационной системе документ о приемке, который должен содержать:
а) включенные в контракт идентификационный код закупки, наименование, место нахождения заказчика, наименование объекта закупки, место оказания услуги, информацию о Исполнителе, предусмотренную подпунктами "а", "г" и "е" части 1 статьи 43 Закона N 44-ФЗ, единицу измерения поставленного товара.
б) наименование оказанной услуги;
в) информацию об объеме оказанной услуги;
г) стоимость исполненных Исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом, с указанием цены за единицу поставленного оказанной услуги;
д) иную информацию с учетом требований, установленных в соответствии с частью 3 статьи 5 Закона N 44-ФЗ.
В срок не позднее 20 (двадцати) рабочих дней, следующих за днем поступления документа о приемке в соответствии с пунктом 6.3. настоящего Контракта, Заказчик (за исключением случая создания приемочной комиссии в соответствии с частью 6 статьи 94 Закона N44-ФЗ) осуществляет одно из следующих действий (п. 6.4 контракта):
а) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, и размещает в единой информационной системе документ о приемке;
б) формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, и размещает в единой информационной системе мотивированный отказ от подписания документа о приемке с указанием причин такого отказа.
Как пояснил представитель Заказчика Реестр получателей направлен в адрес Общества 26.04.2022, в связи с чем обязательства, предусмотренные контрактом надлежало исполнить не позднее 26.06.2022 (в течение 60 (шестидесяти) календарных дней со дня предоставления Заказчиком Исполнителю реестра получателей).
Реестр получателей содержал информацию о необходимости обеспечения ортезами 11 детей в возрасте до 18 лет с поражением опорно-двигательного аппарата, на обеспечение 18 изделиями. ООО "Металлэеспет" было обеспечено 3 ребенка, изготовлено 7 протезно-ортопедических изделий.
Контракт от 20.04.2022 на сумму 741 907,43 рублей был Исполнен Обществом на сумму 351 659,66 рублей.
Кроме того, представитель Заказчика указал, что в ходе телефонных переговоров в сентябре 2022 года, Общество сообщило о том, что контракт больше выполнять не будет по причине закрытия представительства в городе Тюмени.
Материалами дела установлено, что 22.06.2022 в ЕИС сформаирован Общество документ на оплату на сумму 67 793,76 рублей (корсет полужесткой фиксации 1 едю, тутор на всю ногу 2 ед. 19.09.2022 в ЕИС сформаирован Общество документ на оплату на сумму 283 865,90 рублей (аппарат на всю ногу 2 ед., обувь ортопедическая сложная на аппарат без утепленной подкладки 1 ед., обувь ортопедическая сложная на аппарат на утепленной подкладки 1 ед.).
Заказчиком принято 7 протезно-ортопедических изделий на сумму 351 659,66 рублей.
22.07.2022, 06.09.2022, 26.09.2022 Заказчиком в адрес Общества направлены письма о взыскании неустойки по контракту, которые остались без ответа со стороны Исполнителя контракта.
14.10.2022 Заказчиком выставлено требование об осуществлении уплаты денежной сумму по независимой гарантии, которое ПОА "Банк Уралсиб" (Гарант надлежащего исполнения контракта перед Департаментом социального развития Тюменской области) удовлетворено 08.11.2022 (платедное поручение N 681459 на сумму 5564,31 рублей).
08 ноября 2022 года заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссия отмечает, что возникшие между сторонами правоотношения регулируются нормами параграфа 3 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) о договоре поставки, с учетом положений параграфа 4, а также Закона N 44-ФЗ.
На основании статьи 525 ГК РФ поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного ли муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 530 ГК РФ). К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506 - 522 ГК РФ), если иное не предусмотрено правилами данного Кодекса.
В силу статей 506, 516 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю, а покупатель оплачивает поставляемые товары с соблюдением порядка и формы расчетов, предусмотренных договором поставки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 469 ГК РФ продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи.
Нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным неоднократного нарушения сроков поставки товаров, поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок (абзац 2 пункта 2 статьи 523 ГК РФ).
В соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (ст. 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Частью 3 статьи 450 ГК РФ установлено, что в случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным.
Согласно части 14 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч.9 статьи 95 Закона о контрактной системе).
В пункте 10.3 контракта содержится условие о праве заказчика в одностороннем порядке отказаться от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Комиссия отмечает, что согласно части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссией установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе было направлено заказчиком в адрес Общества с использованием средств Единой информационной системы в сфере закупок 08 ноября 2022 года и получено Обществом в этот же день.
Таким образом, датой надлежащего уведомления является 08 ноября 2022.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика, об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, датой вступления решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в законную силу является 21 ноября 2022 года.
В соответствии с частью 16 статьи 95 Закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты, в том числе в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
При этом основаниями включения сведений о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр при одностороннем отказе заказчика от исполнения обязательств по контракту являются документально подтвержденные основания и дата (вступление в силу) решения о расторжения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 104 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Следовательно, в рамках гражданско-правовых отношений вина лица определена через призму принятия мер для надлежащего исполнения обязательства, проявления заботливости и осмотрительности, то есть добросовестного поведения лица. С учетом изложенного, общим критерием при определении вины лиц является принятие лицом всех зависящих от него мер по соблюдению обязательных требований и проявление такой степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота.
Исполнитель принимает на себя соответствующие обязанности, предусмотренные действующим законодательством, в том числе, Законом о контрактной системе и обязан знать требования этого законодательства (в том числе, в части, касающейся своевременного и качественного исполнения условий контракта).
Действуя в рамках заключения и исполнения государственного или муниципального контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на общественные социально-экономические цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Комиссия указывает, что Общество, приняв на себя обязательства по исполнению социально значимого контракта по обеспечению отдельных категорий граждан протезно-ортопедическими изделиями - ортезами, надлежащим образом не исполнило их, что однозначно свидетельствует о его недобросовестном поведении в рамках исполнения данного контракта.
Материалами дела установлено, что Обществом изготовлено лишь 7 протезно-ортопедических изделий (вместо 18 изделий) на сумму 351 659,66 рублей; протезно-ортопедическими изделиями - ортезами обеспечено лишь 3 ребенка, тогда как надлежало обеспечить ортезами 11 детей. Контракт не исполнен на оставщуюся сумму- 390 247,77 рублей.
Доказательств обратного Обществом в материалы дела не представлено.
Принятое Заказчиком решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в установленном законом порядке не признанно недействительным.
В соответствии с частью 16 статьи 95 Закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты, в том числе в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
При этом основаниями включения сведений о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр при одностороннем отказе заказчика от исполнения обязательств по контракту являются документально подтвержденные основания и дата (вступление в силу) решения о расторжения контракта.
Комиссией в ходе внеплановой проверки установлено, что заказчик выполнил все мероприятия о надлежащем уведомлении поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятии решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с требованиями статьи 95 Закона о контрактной системе, в действиях Общества установлена недобросовестность при исполнении контракта; каких-либо объективных причин, препятствующих исполнению контракта, в материалы дела не представлено.
Так же установлено, что ООО "Металлэксперт" (ИНН 3328022057) с 11.07.2022 включено в реестр недобросовестных поставщиков более 70 раз, о чем имеются соответствующие записи в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В связи с изложенным, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99, статьи 104 Закона о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1062, Комиссия Тюменского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Сведения, представленные Департаментом социального развития Тюменской области о внесении в реестр недобросовестных поставщиков в отношении ООО "Металлэксперт" (ИНН 3328022057, КПП 332901001, директор Чувилин Илья Станиславович, ИНН332714210533) включить в Реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
В соответствии с частью 11 статьи 104 Закона о контрактной системе, настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 6 декабря 2022 г. N РНП-72-159/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.12.2022