Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия, антимонопольный орган) в составе:
рассмотрев в дистанционном режиме посредством плагина видеоконференции "True Conf" обращение ГКУ ТО "Управление автомобильных дорог" о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ИП Кунашенко В.И. (ИНН 720600381279) и осуществив проверку факта уклонения Участника от заключения контракта на оказание услуг по зарядке аккумуляторных батарей (реестровый номер закупки 0167200003422008010).
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - Тюменское УФАС России) поступило обращение заказчика - ГКУ ТО "Управление автомобильных дорог" о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ИП Кунашенко В.И. (ИНН 720600381279) и осуществив проверку факта уклонения Участника от заключения контракта на оказание услуг по зарядке аккумуляторных батарей (реестровый номер закупки 0167200003422008010).
Тюменским УФАС России обращение заказчика в порядке, установленном частью 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе), принято к рассмотрению.
Тюменским УФАС России заинтересованным сторонам направлены уведомления о месте и времени проведения проверки факта уклонения участника закупки от заключения контракта, а также направлен запрос оператору электронной площадки.
Пунктом 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе предусмотрено, что не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Пунктом 2 части 6 статьи 50 Закона о контрактной системе утверждено, что заключение контракта по результатам проведения электронного запроса котировок осуществляется в порядке, установленном статьей 51 настоящего Федерального закона, с учетом следующей особенности: участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 51 настоящего Федерального закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления заказчиком действий в соответствии с пунктом 1 настоящей части.
Пунктом 1 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее по тексту - Правила).
Из материалов дела усматривается, что Управление государственных закупок Тюменской области являясь уполномоченным учреждением, выступило организатором проведения запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по зарядке аккумуляторных батарей, с начальной (максимальной) ценой контракта 280 800,00 рублей в интересах ГКУ ТО "Управление автомобильных дорог".
Согласно протоколу подведения итогов Закупки N 0167200003422008010 от 23.11.2022 победителем признан ИП Кунашенко В.И.
24.11.2022 - Заказчиком в адрес победителя Закупки направлен на подписание Проект Контракта.
25.11.2022, 23:59 - крайний срок подписания проекта Контракта Участником.
26.11.2022 - истёк крайний срок подписания проекта Контракта участником, Заказчиком получен документ "Уведомление об уклонении победителя от заключения контракта".
28.11.2022 - Заказчиком составлен протокол о признании Участника уклонившимся от заключения Контракта.
Из письменных пояснений Участника следует, что 25.11.2022 в связи с халатностью сотрудника, проект контракта не был подписан в срок. Вместе с тем, Участник пояснил об отсутствии факта намеренного уклонения от подписания контракта, приводя в подтверждение тот факт, что 28.11.2022, Участником был подписан проект Контракта на электронной площадке оператора закупки РТС-Тендер.
Кроме того, Участник в письменных пояснениях обратился к Комиссии Тюменского УФАС России с ходатайством о выдаче Заказчику предписания о продлении сроков подписания проекта контракта.
Пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) субъектов контроля нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, требования Закона о контрактной системе прямо предусматривают возможность выдачи антимонопольным органом предписания об устранении нарушений Закона о контрактной системе исключительно в случае, установления в действиях субъекта контроля факта нарушения Закона о контрактной системе. Возможность выдачи предписания на совершение позитивных действий (например, на заключение контракта) в отсутствие факта нарушения субъектами контроля требований Закона о контрактной системе действующее законодательство не предусматривает. Какие-либо нарушения Закона о контрактной системе Комиссией Тюменского УФАС России в действиях заказчика на стадии заключения контракта не установлены. В этой связи, Комиссия Тюменского УФАС России отказывает в выдаче обязательного для исполнения предписания на заключение контракта в адрес заказчика.
Стоит также отметить, что в ходе заседания Комиссии Управления, Заказчик не настаивал на включении Участника в реестр недобросовестных поставщиков.
В силу положений действующего законодательства РФ, при поступлении сведений об уклонении участника закупки от заключения договора, антимонопольный орган должен провести проверку и установить факт уклонения данного лица от заключения контракта с Заказчиком и оценить обстоятельства, повлекшие такое уклонения, и только в случае подтверждения указанного факта он может разместить сведения о нём в РНП.
Вместе с тем, основанием для включения в РНП может являться только такое уклонение от заключения договора, которое предполагает недобросовестное поведение хозяйствующего субъекта, совершение им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе, приведших к невозможности заключения договора с ним, как лицом, признанным победителем закупки и этими действиями (бездействием) нарушающим права заказчика относительно условий и срока исполнения договора.
В судебных актах Конституционного Суда РФ (постановления N 13-П от 30.07.2001 г. и N 15-П от 21.11.2002 г.) отражено, что применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции РФ, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Следовательно, при рассмотрении вопроса о законности включения или не включения лица в РНП нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Таким образом, с учетом установленных обстоятельств дела, проанализировав письменные и устные пояснения Участника, исходя из вышеуказанных норма права, Комиссия Управления не усматривает намерений, действий Участника недобросовестного характера при уклонении от подписания проекта Контракта, в соответствии с чем Комиссия Управления приходит к выводу, что установленные обстоятельства не являются основанием для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В связи с изложенным, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99, статьёй 104 Закона о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Комиссия Тюменского УФАС России,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные ГКУ ТО "Управление автомобильных дорог" о внесении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении ИП Кунашенко В.И. (ИНН 720600381279, адрес: Тюменская обл., г. Тобольск) по факту уклонения от заключения контракта на оказание услуг по зарядке аккумуляторных батарей (реестровый номер закупки 0167200003422008010) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
В соответствии с частью 11 статьи 104 Закона о контрактной системе, настоящее решение может быть оспорено в арбитражном суде.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 5 декабря 2022 г. N РНП-72-163/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.12.2022