Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия, в составе:
_. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
_. - ведущего-специалиста эксперта инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
... - государственный инспектор отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
в присутствие:
заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью "Торговое оборудование" (далее - ООО "Торговое оборудование", заинтересованное лицо): Турбенев Д.С. (представитель по доверенности) Шевцов Е.Д (директор);
в отсутствие:
от заказчика Государственного казенного учреждения "Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия) (далее ГКУ "СГЗ" РС(Я), заказчик): не участвовали, уведомлены надлежащим образом;
рассмотрев обращение, представленное заказчиком ГКУ "СГЗ" РС(Я) об участнике закупки ООО "Торговое оборудование" для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на оказание услуг по изготовлению мебели в целях оснащения объекта: "Школа на 450 учащихся в с. Борогонцы Усть-Алданского улуса" (изв. N 0816500000622013962), действуя на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", (далее- Закон о контрактной системе), пункта 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 (далее также - Правил),
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступили сведения, представленные заказчиком ГКУ "СГЗ" РС(Я) об участнике закупки ООО "Торговое оборудование" для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на оказание услуг по изготовлению мебели в целях оснащения объекта: "Школа на 450 учащихся в с. Борогонцы Усть-Алданского улуса" (изв. N 0816500000622013962).
Из пояснений заказчика следует, что основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта явилось ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом.
Из пояснений представителя заинтересованного лица следует, что ООО "Торговое оборудование" предпринимало все необходимые действия для исполнения контракта.
В ходе рассмотрения о включении в реестр недобросовестных поставщиков заинтересованного лица 06.12.2022 г., Комиссией в целях всестороннего рассмотрения дела был объявлен перерыв до 07.12.2022, затем в этот же день заседание было перенесено в 14:30 для представления сторонами дополнительных документов и пояснений по жалобе.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), изучив имеющиеся в деле документы, заслушав лиц, присутствующих в деле, установила следующее:
1) 29.08.2022 года заказчиком на официальном сайте www.zakupki.gov.ru опубликовано извещение N 0816500000622013962 на оказание услуг по изготовлению мебели в целях оснащения объекта: "Школа на 450 учащихся в с. Борогонцы Усть-Алданского улуса".
2) Начальная (максимальная) цена контракта - 19 819 574,00 рублей;
3) 09.09.2022 года согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) NИЭА1, принято решение заключить контракт с ООО "Торговое оборудование".
4) 28.11.2022 г контракт был расторгнут.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) приняла решение не включать сведения об участнике закупки ООО "Торговое оборудование" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Российской Федерации по следующим основаниям.
26.09.2022 года заключен муниципальный контракт N 0816500000622013962 между заказчиком и заинтересованным лицом.
Согласно разделу 1 "Предмет и цена Контракта", муниципального контракта от 26.09.2022 г. установлено следующее:
1.1. В сроки, установленные настоящим Контрактом, Исполнитель обязуется оказать Заказчику услуги по изготовлению мебели по объекту: "Школа на 450 мест в с. Борогонцы Усть-Алданского улуса Республики Саха (Якутия)" (далее - Услуги), а Заказчик обязуется принять и оплатить за оказанные Услуги.
1.2. Состав и объем Услуг, иные данные об Услуге определяются приложением N1 к Контракту.
1.3. Место и срок оказания Услуг: 1) Доставка до склада - Склад хранения:
Республика Саха (Якутия), Усть-Алданский улус, с.Борогонцы, Улица Стрекаловская, д.8 в течение 30 календарных дней с момента заключения контракта.
2) По готовности объекта исполнитель обеспечивает перевозку товара со склада хранения на объект "Школа на 450 мест в с.Борогонцы Усть-Алданского района РС(Я)" ул. Ленина д.82/5, с последующим монтажом, расстановкой мебели согласно проекту и вывозом мусора в срок - в течении 7 календарных дней с даты уведомления Заказчиком Поставщика о готовности помещений, но не позднее 20 декабря 2022 года.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно разделу 9 Порядок изменения и расторжения Контракта, 9.1. По соглашению Сторон допускается расторжение Контракта, если это не противоречит законодательству Российской Федерации.
9.2. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в случае отступления Исполнителя при оказании Услуг от условий Контракта или при наличии иных недостатков результата Услуги, которые не были устранены в установленный Заказчиком разумный срок, либо являются существенными и неустранимыми.
9.3. Заказчик вправе отказаться от исполнения Контракта при условии оплаты Исполнителю фактически понесенных им расходов.
9.4. Исполнитель вправе отказаться от исполнения обязательств по Контракту лишь при условии полного возмещения Заказчику убытков.
9.5. Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в случае, если в ходе исполнения Контракта установлено, что Исполнитель и (или) поставляемый товар не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому товару или Исполнитель представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения исполнителя.
В соответствии с пунктом 9.2 государственного контракта, Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта 15.11.2022 (далее - Решение) и размещено в Единой информационной системе (далее - ЕИС).
Пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе.
В соответствии с требованиями пункта 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчиком 15.11.2022 Решение размещено в ЕИС.
Согласно пункту 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель).
В силу пункта 3 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На основании изложенного, датой надлежащего уведомления подрядчика о принятом заказчиком решении является 15.11.2022.
15.11.2022 г. согласно представленным скриншотам заказчика, а также сведениям ЕИС, решение об одностороннем расторжении контракта успешно доставлено в личный кабинет поставщика;
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, заказчиком 28.11.2022 г контракт был расторгнут.
Материалами дела установлено следующее:
21.09.2022 года, ООО "Торговое оборудование" заказало изготовление Кресел и стульев (Фабрикант" и оплатило их платежным поручением 11175 от 22.09.2022 года, на сумму 1629792,00 рублей.
21.09.2022 года, ООО "Торговое оборудование" заключило договор поставки с ООО "Школа Будущего" на поставку школьной мебели, и оплатило его платежным поручением N 11196 от 25.09.2022 года, 1 662 521,00 рублей.
25.09.2022 года, ООО "Торговое оборудование" заказало изготовление Офисной мебели и оплатило их платежным поручением N 11174 от 25.09.2022 года, 1 219 394,00 рублей.
04.10.2022 года, ООО "Торговое оборудование" заказало Шкаф вытяжной у ООО "Медкомплекс"
06.10.2022 года, ООО "Торговое оборудование" заключило договор поставки N 06/10 с ИП Шулиной на поставку стульев ученических, 152 250,00 рублей.
10.10.2022 года, заинтересованное лицо, заключил договор поставки N Договор поставки N ДП-29868 на изготовление столов регулируемых, и внесло предоплату 25.09.2022 года, платежным поручением N 11268, и окончательную часть оплаты 03.11.2022 года платежным поручением 11503, на сумму 202 232,00 рублей.
02.11.2022 года заинтересованное лицо, направил в адрес Заказчика письмо с исх N 1123 в котором указал, что мебель частично изготовлена и находится на складе Поставщика, в ближайшее время готовили частичную поставку, от которой Заказчик в последствии отказался аргументировав это тем что, поставка должна произвестись в единовременном размере в полном объеме.
09.11.2022 года Заказчиком в адрес заинтересованного лица направлено письмо N523/02-11/7809 о том, что контрактом не предусмотрена поставка поэтапно. В связи с тем, что в установленный срок доставка не осуществлена была установлена неустойка.
15.11.2022 года, Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта N523/02-07/7962 от 15.11.2022, в котором отказалось от частичной поставки товара, а также, что поставка не была осуществлена
18.11.2022 года, ООО "Торговое оборудование" сообщило, что задержка была вызвана в связи с высокой загруженностью части производителей и нарушением логистических цепочек материалов для производства мебели. В данном письме Поставщик гарантировал поставку в срок до 28.11.2022 года, и приложил к данному письму заключенные им договоры с производителями и оплату этих договоров и счетов.
18.11.2022 года, ООО "Торговое оборудование" заключило договор N 252/11-22 от 18.11.2022 с ООО "Байкал Логистика" на перевозку груза до места поставки Заказчика, согласно снимкам пути с геолокации.
28.11.2022 г контракт был расторгнут.
29.11.2022 года товар, прибыл к месту поставки, но на этот момент заказчиком контракт был расторгнут, в связи с чем поставщику было отказано в приемке товара.
Комиссия проанализировав условия контракта установила, что предмет контракта включает в себя не только изготовление мебели и ее поставки, но и установку и монтаж мебели в готовом объекте (построенной школе).
Согласно, пункту 1.3. государственного контракта указано что доставка мебели должна быть осуществлена в течении 30 календарных дней со дня заключения контракта до склада, при этом срок по монтажу и установке мебели и вывозу мусора установлен - в течении 7 календарных дней с даты уведомления Заказчиком Поставщика о готовности помещений, но не позднее 20 декабря 2022 года.
По мнению комиссии установление срока "в течении 7 календарных дней с даты уведомления Заказчиком Поставщика о готовности помещений, но не позднее 20 декабря 2022 года", является расплывчатым и не точным.
Так же Комиссией по внеплановой проверке установлено, что извещением об осуществлении закупки в части срока исполнения контракта заказчик установил срок исполнения - в течение 60 календарных дней, что противоречит сроку, установленному в пункте 1.3. контракта.
Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация в ЕИС должна быть полной и достоверной.
Подпунктом а пункта 1 части 2статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона, который должен содержать в том числе информацию, предусмотренную пунктом 8 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия определила, что заказчик установив противоречивую информацию о сроке исполнения контракта, ввел в заблуждение заинтересованное лицо.
Как следует из материалов дела, пояснений присутствующего заинтересованного лица ООО "Торговое оборудование" были приняты меры к исполнению вышеуказанного контракта, что отражается в предоставленных документах:
- поставщик приступил к исполнению контракта своевременно, понес значительные расходы, связанные с исполнением контракта, предупреждал заказчика о всех обстоятельствах дела по исполнению контракта, предпринимал все зависящие от него меры по исполнению контракта.
Также в материалах дела от заинтересованного лица были представлены реестровые номера исполненных контрактов, по которым обязательства выполнены в срок и без нарушений.
В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Таким образом, для целей применения положений статьи 104 Закона о контрактной системе достаточным является получение антимонопольным органом доказательств того, что поставщик (исполнитель, подрядчик) в нарушение принятых на себя по контракту обязательств не предпринял достаточных и разумных мер по его надлежащему исполнению.
С учетом изложенного, уполномоченный орган при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Частью 7 указанной статьи предусмотрено, что в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
В соответствии с пунктом 13 Правил, не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил), осуществляет следующую совокупность действий:
а) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона "...";
б) по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Пунктом 15 Правил предусмотрено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее:
Согласно части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе, в реестр контрактов включается, в том числе информация, предусмотренная пунктом 10 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе в том числе о начислении неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, стороной контракта.
На рассмотрении дела представитель заказчика указал на то, что за нарушение сроков поставки товара заказчиком заинтересованному лицу были выставлены пени.
Согласно части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе в порядке, установленном в соответствии с частью 6 настоящей статьи, в указанный орган направляется информация, указанная в пунктах 10 и 11 части 2 настоящей статьи, не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем соответственно исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта), расторжения контракта.
Между тем, информация о начисленных пенях отсутствует в реестре контрактов единой информационной системы.
Таким образом, в действиях Заказчика установлено нарушение требований части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе, а также усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.31 КоАП РФ.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Комиссия Якутского УФАС России решила
р е ш и л а:
1. Сведения, представленные заказчиком ГКУ "СГЗ" РС(Я) в отношении об участнике закупки ООО "Торговое оборудование" для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
2. Признать заказчика ГКУ "СГЗ" РС(Я) нарушившим часть 3 статьи 103 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику ГКУ "СГЗ" РС(Я) обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать материалы жалобы соответствующему должностному лицу Якутского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя Комиссии _
Члены Комиссии _
_.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 6 декабря 2022 г. N 014/06/104-1722/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.12.2022