Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок в составе:
Посредством видеоконференции с использованием системы TrueConf
Заказчик: Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Башкортостан (Гарипов Р.Р. -распоряжение)
Уполномоченное учреждение: Государственное казенное учреждение Республики Башкортостан "Республиканский центр торгов" (Газетдинова М.И. -представитель по доверенности)
В соответствии п.2 ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в отношении Заказчика при осуществлении закупки N 0801500001122000253 "Оказание транспортных услуг по обеспечению перелета официальной делегации Республики Башкортостан на самолете по маршруту Уфа - Волгоград - Уфа" и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе (далее - Закон о контрактной системе) и Приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан N 80 от 28.03.2022 года
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с письмом Прокуратуры Республики Башкортостан (вх.17078 от 14.11.2022 г.), содержащее информацию о признаках нарушения Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона N0801500001122000253 "Оказание транспортных услуг по обеспечению перелета официальной делегации Республики Башкортостан на самолете по маршруту Уфа - Волгоград - Уфа".
Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п.2 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе, установила следующее.
18.03.2022 г. в единой информационной системе Заказчиком размещено извещение о проведении электронного аукциона 0801500001122000253 "Оказание транспортных услуг по обеспечению перелета официальной делегации Республики Башкортостан на самолете по маршруту Уфа - Волгоград - Уфа" с начальной максимальной ценой 13 280 019,25 рублей.
В соответствии с Требованием к содержанию и составу заявки установлено требование:
6.1.5 |
документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона: действующий сертификат эксплуатанта воздушных судов в соответствии с приказом Минтранса России от 13.08.2015 N 246 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки, требованиям федеральных авиационных правил". |
ТРЕБУЕТСЯ |
Таким образом, пунктом 6.1.5 Требования к содержанию и составу заявки установлено, что заявка участника должна содержать: документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ, копию действующего сертификата (свидетельства) эксплуатанта воздушных судов.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 3 статьи 61 Воздушного кодекса Российской Федерации, эксплуатант - гражданин или юридическое лицо, имеющие воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующие указанное воздушное судно для полетов и имеющие сертификат (свидетельство) эксплуатанта.
Согласно статье 20 Воздушного кодекса Российской Федерации указано, что авиация подразделяется на гражданскую, государственную и экспериментальную авиацию.
Согласно пункту 1 статьи 22 Воздушного кодекса Российской Федерации авиация, используемая в целях осуществления функций государства и обеспечения решения указанных в настоящем пункте задач, относится к государственной авиации.
Государственная авиация, используемая для решения задач в области обороны Российской Федерации Вооруженными Силами Российской Федерации, привлекаемыми в этих целях другими войсками, воинскими формированиями и органами, относится к государственной военной авиации.
Требования статьи 8 Воздушного кодекса Российской Федерации об обязательной сертификации и аттестации распространяются только на гражданскую авиацию.
В силу п. 4 ст. 61 Воздушного кодекса РФ использование физическим лицом, юридическим лицом воздушного сдна в целях, определенных для государственной и (или) экспериментальной авиации, а также использование легкого гражданского воздушного судна авиации общего назначения либо сверхлегкого гражданского воздушного судна авиации общего назначения не влечет за собой обязанность получения физическим лицом, юридическим лицом сертификата (свидетельства) эксплуатанта или эквивалентного этому сертификату (свидетельству) документа.
В этой связи, требование, установленное в п. 6.1.5. создает преимущественные условия участникам закупки, относящихся к гражданской авиации, а также ограничивает участников закупки, относящихся к иным видам авиации, которые в силу закона не обязаны обладать сертификатом (свидетельством) эксплуатанта воздушных судов для осуществления своей деятельности.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия Башкортостанского УФАС России приходит к выводу, что безальтернативное требование, установленное Заказчиком ограничивает количество участников закупки .
Таким образом, в действиях Заказчика установлено нарушение ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Указанное выше нарушение может свидетельствовать о наличии в действиях заказчика признаков нарушения ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Наряду с вышеизложенным, в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 48 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в числе прочего следующую информацию: срок исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы).
Данная информация содержится в п. 1.2 Проекта государственного контракта: Срок оказания услуг - с момента заключения контракта по 31.12.2022 года.
Согласно пунктам 1 и 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
- описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
- проект контракта.
Из изложенных норм следует, что извещение, сформированное с использованием единой информационной системы, и размещенные в единой информационной системе электронные документы составляют единое целое - извещение об осуществлении закупки. Следовательно, информация о сроке исполнения контракта, содержащаяся в данных документах, должна быть указана единым, непротиворечивым, исключающим неоднозначное толкование участниками закупки образом.
Приведенные положения извещения об осуществлении закупки в части установления информации о сроке исполнения контракта сформированы заказчиком противоречивым, исключающим возможность однозначного толкования участниками закупки условий закупки образом, что, в свою очередь указывает на наличие в действиях заказчика нарушения пункта 8 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Указанное выше нарушение может свидетельствовать о наличии в действиях заказчика признаков нарушения ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Принимая во внимание, что на момент проведения проверки государственный контракт при проведении аукциона в электронной форме заключен, Комиссией принято решение предписание об устранении нарушений не выдавать.
Руководствуясь п.2 ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
1. В действиях Заказчика в лице Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Башкортостан при осуществлении закупок путем проведения электронного аукциона N 0801500001122000253 "Оказание транспортных услуг по обеспечению перелета официальной делегации Республики Башкортостан на самолете по маршруту Уфа - Волгоград - Уфа" установлено нарушение ч. 6 ст. 31, п. 8 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
2. Предписание об устранении нарушений Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не выдавать.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 6 декабря 2022 г. N ТО002/06/99-2214/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.12.2022