Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Комиссия Ленинградского УФАС) в составе:
в присутствии представителей (посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков"):
рассмотрев направленное Заказчиком во исполнение требований статьи 104 Федерального закона от 05.04.2014 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) обращение о включении сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр недобросовестных поставщиков, РНП),
УСТАНОВИЛА:
Заказчиком 09.09.2022 в Единой информационной системе в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) опубликовано извещение N 0845300015022000660 о проведении электронный аукциона на выполнение работ по благоустройству территорий по адресам: г. Выборг ул. Мира д. 23, г. Выборг Ленинградское шоссе д. 11 и расширение парковки по адресу: г. Выборг ул. Большая Каменная д. 9/4 (далее - электронный аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта: 4 201 993,20 рублей.
По результатам электронного аукциона между Заказчиком и Участником был заключен контракт N 660/2022 от 30.09.2022 (далее - Контракт).
Цена заключенного Контракта составила: 3 886 843,80 рублей.
Из направленного Заказчиком обращения следует, что согласно решению Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта от 15.11.2022 Контракт расторгнут.
Комиссия Ленинградского УФАС в рассматриваемом деле считает необходимым выяснить и оценить все фактические обстоятельства дела в их совокупности и взаимосвязи.
Заказчик обеспечил явку на заседание, представил запрашиваемый комплект документов в адрес Управления.
Участник, явку на заседание не обеспечил, тем не менее предоставил письменные пояснения, с комплектом документов в адрес Управления.
Комиссия Ленинградского УФАС России, оценив представленные Заказчиком и Участником документы, выслушав пояснения, пришла к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (часть 2 статьи 104 Закона о контрактной системе).
Согласно части 4 статьи 104 Закона N 44-ФЗ Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (часть 9 статьи 95 Закона о контрактной системе).
В рассматриваемом случае п. 11.4 Контракта предусмотрено, что Заказчик, Подрядчик вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения настоящего Контракта либо принять решение о расторжении настоящего Контракта в одностороннем порядке, в случае и порядке, определенном Федеральным законом N 44-ФЗ и Гражданским кодексом РФ.
Также Комиссия Ленинградского УФАС России, ознакомившись с Контрактом и приложениями к Контракту, установила, что в соответствии с п. 1.2. Подрядчик обязуется по заданию Заказчика выполнить работы: Работы по благоустройству территорий по адресам: г. Выборг ул. Мира д. 23, г. Выборг Ленинградское шоссе д. 11 и расширение парковки по адресу: г. Выборг ул. Большая Каменная д. 9/4.
В соответствии с п. 1.3. Контракта 1.3. Подрядчик выполняет работы в соответствии с Описанием объекта закупки (Приложением N1 к Контракту), сметой (Приложение N 2 к Контракту), календарным графиком выполнения работ (Приложение N 3 к Контракту), определяющими объем, содержание и сроки выполнения работ, а также стоимость работ.
По Контракту:
- 3.1. Место выполнения работ: город Выборг, ул. Большая Каменная. д.9/4; Ленинградское шоссе, д.11; ул. Мира, д.23.
- 3.2. Срок выполнения работ: 30 (тридцать) дней с даты заключения контракта.
Подрядчик по Контракту обязан среди прочего:
- 4.2.1. Выполняет предусмотренные Контрактом подрядные работы, обеспечив их надлежащее качество в соответствии с Описанием объекта закупки (Приложение N1 к Контракту), Строительными нормами и Правилами, в сроки, установленные Контрактом.
Товары, используемые при производстве работ, должны соответствовать требованиям государственных стандартов, иметь сертификат и технический паспорт, удостоверяющий их качество, а также требованиям Описания объекта закупки.
- 4.2.2. Выполняет и обеспечивает выполнение работ с соблюдением норм техники безопасности, охраны труда, пожарной безопасности и охраны окружающей среды.
- 4.2.3. Обеспечивает в течение всего периода выполнения работ по Контракту чистоту на Объекте.
- 4.2.4. В соответствии с условиями Контракта своевременно предоставляет достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении Контракта, а также к установленному Контрактом сроку предоставляет Заказчику результаты выполнения работы, предусмотренные Контрактом, результаты отдельного этапа исполнения Контракта.
Своевременно оформляет исполнительную документацию в соответствии с ГОСТами, акты выполнения этапов работ, акты на скрытые работы, извещая Заказчика не менее чем за 48 часов о времени освидетельствования скрытых работ. Если закрытие скрытых работ последующими работами выполнено без информирования, то Подрядчик обязан за свой счет вскрыть любую часть скрытых работ, а затем восстановить ее за свой счет.
При закрытии скрытых работ, не предъявленных Заказчику согласно настоящему пункту и/или невозможности осуществить вскрытие таких работ, указанные работы Заказчиком не принимаются и оплате не подлежат.
- 4.2.5. Обеспечивает своими силами сохранность материалов и оборудования.
- 4.2.6. Ко дню сдачи работ вывозит строительный мусор, производит уборку Объекта, вывозит не позднее двух дней со дня подписания документа о приемке на Объекте принадлежащее ему оборудование.
- 4.2.7. Подрядчик в ходе выполнения работ обязуется сохранить в работоспособном состоянии кабельно-распределительные сети, телефонные линии. В случае повреждения указанных систем, Подрядчик обязуется восстановить их работоспособность в полном объеме за счет собственных средств. В случае необходимости демонтажа и монтажа оборудования указанных систем в процессе ремонта, Подрядчик обязуется самостоятельно выполнить данные работы.
- 4.2.8. В течение 3 дней с даты подписания Контракта Подрядчик разрабатывает и представляет Заказчику календарный график выполнения работ по форме согласно Приложения N3 к Контракту.
Согласно п. 5.2. Контракта для проверки предоставленных Подрядчиком результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта Заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться Заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ.
Согласно п. 11.1. настоящий Контракт вступает в силу с момента его заключения и действует до 31 декабря 2022 г., а в части исполнения принятых по настоящему Контракту обязательств - до полного их выполнения Сторонами.
Полные требования к качеству, техническим характеристикам, условиям выполнения работ, требования к их безопасности, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ потребностям заказчика содержатся в Описании объекта закупки (Приложение N1), которое содержит:
- Приложение N1 - Ведомость работ.
- Приложение N2 -Перечень товаров, используемых при выполнении работ.
Из существа обращения Заказчика следует, что решение об одностороннем отказе Заказчика от исполнения Контракта принято в связи с тем, что Подрядчиком не исполняются обязательства по Контракту надлежащим образом, работы на одном объекте вообще не начинались, работы на двух объектах выполнены некачественно, что подтверждено независимыми экспертизами.
Из анализа материалов и документов между Заказчиком и Участником, Комиссия УФАС Ленинградской области выявляет, следующую важные обстоятельства.
30.09.2022 стороны заключили Контракт.
20.10.2022 Заказчик направил Участнику Претензию N ВР-ИСХ-3702/2022 о том, что согласно п.4.2.8 Контракта, Подрядчик в течение 3 дней с даты подписания Контракта представляет Заказчику календарный график выполнения работ (Приложение N 3 к Контракту), до настоящего времени календарный график не предоставлен.
Кроме того, в Претензии указано, что в ходе осмотра выполняемых работ на объектах, по состоянию на 18.10.2022установлено, что работы по адресам ул. Большая Каменная, д.9/4 и Ленинградское шоссе, д. 11 не ведутся, на ул. Мира, д.23 работы производятся очень медленными темпами. При производстве работ по адресам: ул. Большая Каменная, д.9/4 и ул. Мира, д.23, не вывезен строительный мусор, образовавшийся при демонтаже асфальтобетонного покрытия, бортового камня и грунта. Строительный мусор по ул. Большая Каменная, д.9/4 выгружен на прилегающую автомобильную парковку, по ул. Мира, д.23 грунт, ветки и пень выгружены возле дома N 21 по ул. Мира.
28.10.2022 Заказчик направил Участнику Претензию ВР-ИСХ-3783/2022 о том, что календарный график так и не передан, также по состоянию на 27.10.2022 в ходе осмотра выполняемых работ на объектах установлено, что работы по адресам ул. Большая Каменная, д.9/4, ул. Мира, д.23 производятся очень медленными темпами, по Ленинградскому шоссе не выполняются вовсе.
По адресу ул. Большая Каменная, д.9/4 после вывоза грунта с парковки оставлена грязь на асфальтобетонном покрытии, кромка старого асфальта не обрезана, не выполнены работы по розливу вяжущей эмульсии, не выполнены работы по укладке асфальтобетонного покрытия и посадке кустарников.
На ул. Мира, д.23 не выполнены работы по розливу вяжущей эмульсии, не выполнены работы по укладке асфальтобетонного покрытия, не в полном объёме выполнены работы по установке бортового камня, два установленных бортовых камня имеют сколы, не произведены работы по посеву газона.
Вышеуказанные факты дополнительно зафиксированы в Актах от 18.10.2022, 21.10.2022, 25.10.2022, 26.10.2022.
02.11.2022 по сопроводительному письму исх. N02.1-1 от 02.11.2022 (вх. N ВР-11843/2022 от 03.11.2022) Заказчику была передана исполнительная документация на объекты: работы по благоустройству г. Выборг ул. Мира, д.23 и расширение парковки по адресу: г. Выборг ул. Большая Каменная д.9/4, в том числе акты по форме КС-2, КС-3 от 31.10.2022.
03.11.2022 и 10.11.2022 от МБУ МО "Выборгский район" ЛО в адрес Заказчика направлялись письма N2571 и N2632 о том, что работы выполнены Обществом с существенными замечаниями и с отступлениями от условий Контракта, а именно:
- отсутствует реестр исполнительных документаций;
- отсутствует журнал укладки асфальтобетонной смеси;
- отсутствуют на каждый вид работ исполнительные схемы с ведомостями подсчета объемов выполненных работ;
- не в полном объеме предоставлены паспорта и сертификаты на примененные материалы;
- акты освидетельствования скрытых работ необходимо составить по установленной форме согласно РД 11-02-2006 и распечатать двухсторонней печатью;
- отсутствуют акты освидетельствования ответственных конструкций;
- отсутствует исполнительная смета;
- объем в КС-2 по укладке асфальтобетонного покрытия по адресу: ул. Мира, д. 23 не соответствует факту (исполнительной схемой указан объем 389,1 м2, по КС-2 - 460 м2, муниципальным контрактом было предусмотрено 428,58 м2);
- объем в КС-2 по укладке асфальтобетонного покрытия по адресу: ул. Большая Каменная, д. 9/4 не соответствует факту (исполнительной схемой указан объем 211,1 м2 по КС-2- 356 м2, муниципальным контрактом было предусмотрено 260 м2);
- по предоставленным исполнительным схемам по благоустройству участков не представляется возможным проверить указанный фактический объем (не нанесены линейные размеры), схема составлена сторонней организацией, отсутствует ведомость выполненных работ.
Из пояснений Заказчика следует, что совместные рабочие совещания не привели к исправлению ситуации, в связи с чем 15.11.2022 Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В отведенный Законом о контрактной системе срок, Участник не предпринял меры для устранения причин одностороннего отказа, при этом для подтверждения ранее выставленных замечаний были проведены внешние экспертизы (ООО "Сибирский Инновационный Испытательный Центр").
Из Экспертного заключения N ЭЗ-41-22 от 01.12.2022 (Объект экспертизы: Работы по благоустройству территорий по адресу: г. Выборг ул., Ленинградское шоссе д. 11) следует: "В результате проведения экспертных мероприятий по объекту: Работы по благоустройству территорий по адресу: г. Выборг ул., Ленинградское шоссе д. 11 экспертом установлено отсутствие выполнения каких-либо работ в рамках Муниципального контракт N 660/22 от 30.09.2022 г.".
Из Экспертного заключения N ЭЗ-39-22 от 21.11.2022 (Объект экспертизы: Работы по благоустройству территорий по адресу: г. Выборг ул. Мира д. 23.) следует: "На основании исследования и испытания образцов, отобранных из верхнего слоя покрытия дворового проезда, на объекте: "Работы по благоустройству территорий по адресу: г. Выборг ул. Мира д. 23" которые по своим физико-механическим показателям не соответствуют требованиям СП 82.13330.2016 (Благоустройство территорий), можно сделать вывод о несоответствии предъявляемого конструктивного слоя требованиям действующей нормативно-технической документации и муниципального контракта.
Отбор кернов из верхнего слоя асфальтобетонного покрытия парковки оказался невозможен, так как из-за отсутствия уплотнения образцы разваливались на этапе отбора.
Повсеместно на асфальтобетонном покрытии парковки наблюдаются выкрашивание и разрушение слоя.
Ввиду несоответствия объема и качества выполненных работ требованиям Муниципального контракта и нормативно-технической документации их приемка не представляется возможной в объеме, заявленном в Акте о приемке выполненных работ формы КС-2 N1 от 31.10.2022 г.".
Из Экспертного заключения ЭЗ-40-22 от 21.11.2022 (Объект экспертизы: Работы по благоустройству территорий по адресам: расширение парковки по адресу: г. Выборг ул. Большая Каменная д. 9/4) следует: "На основании исследования и испытания образцов, отобранных из верхнего слоя покрытия, на объекте: "Расширение парковки по адресу: г. Выборг ул. Большая Каменная д. 9/4" которые по своим физико-механическим показателям не соответствуют требованиям, СП 82.13330.2016 (Благоустройство территорий), можно сделать вывод о несоответствии предъявляемого конструктивного слоя требованиям действующей нормативно-технической документации и муниципального контракта.
Фактическая толщина покрытия не соответствует требованиям Муниципального контракта.
Повсеместно на асфальтобетонном покрытии парковки наблюдаются выкрашивание и разрушение слоя, участки застоя воды.
Ввиду несоответствия объема и качества выполненных работ требованиям Муниципального контракта и нормативно-технической документации их приемка не представляется возможной в объеме, заявленном в Акте о приемке выполненных работ формы КС-2 N2 от 31.10.2022 г.".
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссия Ленинградского УФАС установила, что Заказчик со своей стороны:
Принял Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта 15.11.2022, а также разместил решение в Единой Информационной системе.
В своем возражении на обращение о включении в реестр недобросовестных поставщиков Участник ссылается на то, что основания для включения сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют на основании того, что:
- Участник не нарушил сроки, поскольку срок действия Контракта установлен в п.11.1, то есть до 31.12.2022;
- Участник не согласен с односторонним отказом Заказчика, в результате чего будет обжаловать его в судебном порядке;
- Участник указывает, что на объект г. Выборг ул., Ленинградское шоссе д. 11 он был намеренно не допущен Заказчиком;
- Участник считает, что все замечания являются устранимыми, а Заказчик принял объект поскольку по территории ходят люди.
Из пояснений представителя Заказчика следует, что в ходе исполнения обязательств Заказчик:
- неоднократно шел Участнику навстречу и предоставлял дополнительный срок для устранения недостатков, которые подтверждены экспертизами;
- Заказчик не создавал никаких препятствий для производства работ, все 3 объекта - это открытая территория, ни одного письма об каких-либо сложностях на объекте г. Выборг ул., Ленинградское шоссе д. 11 в его адрес не поступало;
- на протяжении всего срока действия Контракта Заказчик оказывал содействие Подрядчику в рамках исполнении им своих обязательств по Контракту. Однако, Подрядчик отказался от дальнейшего урегулирования вопроса, связанного с устранением замечаний и требовал приемку некачественно выполненных работ;
- Заказчик не принял объект и результат работ Участника, факт того, что на придомовой территории в настоящее время ходят люди не означает их приемку.
Согласно части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливается порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Правилами установлено, что уполномоченный орган по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона (пп б п. 13 Правил).
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закон о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контракта.
Исходя из представленных доказательств и пояснений, Комиссия УФАС по Ленинградской области пришла к следующим выводам.
1) Материалами дела подтверждается, что между Заказчиком и Участником существует гражданско-правовой спор.
Управление, дополнительно информирует стороны, а также суд (в случае представления настоящего решения), что оно не рассматривало данный гражданско-правовой спор между сторонами, так как не может дать по нему свою оценку, ввиду того, что это не входит в сферу его компетенции.
В настоящем решении, предмет оценки вытекает исключительно из механизма полномочий антимонопольного органа, закрепленного в соответствующих нормативных правовых актах, а именно, к выявлению действиях (бездействии) Участника, которые подтвердят его недобросовестное поведение и позволят выявить признаки, позволяющие включить сведения о таком исполнителе в РНП.
То есть, Комиссия по обращению Заказчика рассматривала лишь применение такой меры публично-правовой ответственности как включение сведений об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков на 2 года с учетом всех обстоятельств и фактов в рамках полномочий Комиссии Ленинградского УФАС в соответствии с Законом о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков.
Поэтому Комиссия, не приняла аргументы Участника о том, что односторонний отказ является несостоятельным (Ленинградское УФАС не наделено полномочиями оценки правомерности/неправомерности его принятия), а на дату рассмотрения дела, судебного акта, доказывающего обратное не имеется.
Исходя из чего, Комиссия в совокупности оценивает материалы, документы, письма с точки зрения добросовестности/недобросовестности со стороны Участника при исполнении Контракта, а доводы о неправомерности одностороннего отказа подлежат отклонению.
2) Согласно нормам действующего законодательства Российской Федерации и заключенному Контракту Участник обязан выполнить все работы в объеме и сроки, предусмотренные Контрактом и приложениями к нему, и сдать их результат Заказчику.
Подписав Контракт, Участник согласился со всеми его условиями (в том числе со всеми приложениями к Контракту).
В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
При этом в соответствии со статьей 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Комиссия при принятии решения руководствуется замечаниями, выставленными со стороны строительного контроля, а также выводами экспертиз на каждом из объектов.
При этом выводы экспертиз в судебном порядке Подрядчиком на дату заседания Комиссии Ленинградского УФАС не оспаривались, Общество лишь констатирует несогласие с ними. Комиссия не вправе руководствоваться несогласием Участника с указанными выводами, поскольку на момент принятия решения выводы не оспорены, при этом сделавшие их лица обладают специальной компетенцией в области дачи подобных заключений. Участник в данном случае не соглашается с заключением экспертов, при этом, с одной стороны, Участник не исполняет Контракт с соответствии с указанными заключениями, с другой стороны, не оспаривает их содержание, то есть Комиссии от Общества не представлено документальных опровержений выводов экспертиз, проводимых Заказчиком.
Таким образом, Участник, имея возможность выполнять работы не проявил ту степень заботливости и осмотрительности которая требовалась от него, а доводы, основанные лишь на несогласии с внешними экспертизами подлежат отклонению.
3) Доводы Участника о том, что Заказчик ограничил доступ на объект г. Выборг ул., Ленинградское шоссе д. 11 не могут быть учтены Комиссией.
Согласно части 1 статьи 716 ГК Подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.
Ввиду части 2 статьи 716 ГК Подрядчик, не предупредивший заказчика об обстоятельствах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, либо продолживший работу, не дожидаясь истечения указанного в договоре срока, а при его отсутствии разумного срока для ответа на предупреждение или несмотря на своевременное указание заказчика о прекращении работы, не вправе при предъявлении к нему или им к заказчику соответствующих требований ссылаться на указанные обстоятельства.
Из материалов дела следует, что Участник не воспользовался предусмотренной Гражданским кодексом возможностью, обязательства по Контракту не приостанавливал.
В связи с чем, Комиссия Ленинградского УФАС не может считать данные обстоятельства, как грозящее годности или прочности результатов выполняемой работы либо создающее невозможность ее завершения в срок, кроме того, материалами дела Участником не опровергнуто каким образом ему был ограничен доступ на открытую придомовую территорию.
Кроме того, Заказчик не принял результат работ на объектах, факт того, что на придомовой территории в настоящее время ходят люди не означает их приемку, иная трактовка дела, предложенная Обществом, приведет к тому, что жители фактически не должны попадать в свои дома.
Анализ писем и действий Заказчика имеющихся в материалах дела, позволяет Комиссии сделать вывод о том, что Заказчик со своей стороны способствовал и предупреждал Участника о необходимости исполнить обязательства в рамках заключенного Контракта и производить работы в соответствии с условиями Контракта, так как это напрямую влияет на последующее благоустройство территории необходимое Заказчику.
4) Участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию средств государственного бюджетного учреждения, осуществляющего социально-значимые функции, выполняет работы по ремонту, что требует от Участника большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязательств.
Комиссия не соглашается с аргументом Участника о том, что он выполнил работы в срок.
Комиссия исходит из того, что "срок действия Контракта", который установлен в п.11.1, и "срок выполнения работ" который установлен в п.3.2, это два разных срока.
Срок выполнения работ составлял 30 дней с даты заключения Контракта и нарушен Обществом, в частности к выполнению работ на 1 объекте на 09.12.2022 (заседание Комиссии) он вовсе не приступил, а отчетные документы по 2 двум объектам представлены Заказчику письмом от 02.11.2022, при сроке выполнения 31.10.2022 и с учетом того, что они выполнены некачественно.
Комиссия учитывает, что Заказчик предупреждал Участника о необходимости исполнить обязательства в рамках заключенного Контракта и выполнить работы в соответствии с его условиями, провел независимую экспертизу для установления возможности исполнения обязательств Обществом.
Указанные обстоятельства позволяют Комиссии сделать вывод о том, что Участник не стремился к поведению, ожидаемому от участника гражданского оборота, учитывающему законные интересы контрагента.
5) При принятии решения исходит из каждого конкретного случая, выявляя добросовестной/недобросовестное поведение Участника при исполнении своих обязательств в рамках договорных отношений, ввиду чего, Комиссия не приняла аргумент Участника о выполнении работ, оказании услуг, поставке товара по другим ранее заключенным контрактам, ввиду того, что они не имеют отношения к рассматриваемому делу.
6) Заявитель считает, что его вина в данном случае отсутствует, поскольку он закупил товар и делал работы.
Однако в соответствии с п. 1 ст. 401 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
При этом согласно п. 2 ст. 401 ГК РФ отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Следовательно, бремя доказывания отсутствия вины лежит на Обществе, как на лице, нарушившем обязательство.
При исследовании обстоятельств дела Комиссия исследовала те материалы, которые были представлены сторонами, при этом Участник не представил Управлению доказательств надлежащего исполнения Контракта с должной степенью заботливости и осмотрительности, при этом о неисполнении обязательств по контракту Обществу было известно.
Комиссия в каждом деле исходит из того, что потребность Заказчика заключается в выполнении 100% обязательств, закупка материалов или частичное исполнение обязательств не могут свидетельствовать о надлежащей степени заботливости и осмотрительности, как и доказательством заинтересованности в исполнении всех условий Контракта, поскольку Заказчик нуждается в исполнении всех разделов Контракта, для чего он и заключался, а не в исполнении Участником Контракта в какой-либо части.
Из вышеизложенного, Комиссия считает, что у Участника имелось достаточное количество времени для надлежащего исполнения обязательств по Контракту, при том, что изначально Участник согласился на выполнение работ на таких условиях.
7) При применении Комиссией такой меры, как включение в реестр недобросовестных поставщиков, необходимо оценить соразмерность применяемых санкций существу совершенных Участником действий (бездействия) и возможными для него последствиями.
В рассматриваемом деле действия (бездействие) Участника привели к тому, что Контракт не был исполнен в полном объеме, работы по разработке проектно-сметной документации по комплексному благоустройству и расширению парковки не выполнены, многочисленные нарушения установлены экспертными заключениями, Заказчик вынужден не исполнять программы благоустройства, поскольку не может воспользоваться результатом настоящего Контракта, при том, что в настоящее время наступает зимний (холодный) период, делающий невозможным привлечения иного подрядчика до весны.
Комиссия изучив все имеющиеся материалы приходит к выводу, что Заказчик в значительной степени лишился того, на что рассчитывал при заключении Контракта с Обществом.
При таких обстоятельствах Комиссия Ленинградского УФАС России, с учетом всех фактов и доказательств, усматривает в действиях Участника признаки недобросовестности при исполнении возложенных на него обязательств в рамках заключенного Контракта, соразмерных включению в РНП.
Руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
включить сведения об ООО "ТСК ГРАНИТ-СЕВЕРО-ЗАПАД" в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке в установленные законом сроки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 9 декабря 2022 г. N 047/06/104-3501/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.12.2022