Резолютивная часть решения объявлена 05.12.2022 года.
Решение в полном объеме изготовлено 07.12.2022 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Председательствующий Комиссии: "_" - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
Члены Комиссии:
"_" - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
"_" - специалист 1 разряда отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
при участии в рассмотрении жалобы:
от уполномоченного органа - Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок:
- "_", действующая на основании доверенности от 11.01.2022 года N 8,
от государственного заказчика - Министерства здравоохранения Республики Тыва:
- "_", действующая на основании доверенности от 08.02.2022 года б/н,
от подателя жалобы - Общества с ограниченной ответственностью "Виталенд" (далее - ООО "Виталенд"):
- "_", действующая на основании доверенности от 10.11.2021 года N 7,
рассмотрев жалобу (вх. N 4539 от 29.11.2022 года) ООО "Виталенд" на действия государственного заказчика при заключении государственного контракта по итогам электронного аукциона N 0112200000822004393 на поставку лекарственного препарата (Панкреатин) для льготных категорий граждан федерального регистра на 2023 год и в результате осуществления внеплановой документарной проверки на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями и в сроки, установленные статьей 105 Закона о контрактной системе. В связи с чем, жалоба была принята Тывинским УФАС России к рассмотрению.
Тывинским УФАС России в адрес уполномоченного органа, государственного заказчика, оператора электронной торговой площадки и подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалобы, сообщение о месте и времени ее рассмотрения.
Согласно письменным доводам жалобы ООО "Виталенд" государственным заказчиком при заключении государственного контракта по итогам электронного аукциона N 0112200000822004393 неправомерно снижена цена государственного контракта.
На заседании Комиссии представитель подателя жалобы поддержала доводы жалобы в полном объеме.
Представители уполномоченного органа и государственного заказчика не согласились с доводами жалобы и пояснили, что цена государственного контракта снижена на 15%, поскольку вторым участником закупки предложен товар российского происхождения.
Рассмотрев жалобу, выслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, а также проведя внеплановую документарную проверку электронного аукциона N 0112200000822004393 на поставку лекарственного препарата (Панкреатин) для льготных категорий граждан федерального регистра на 2023 год, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.
Уполномоченным органом - Министерством Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 10.11.2022 года размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0112200000822004393 на поставку лекарственного препарата (Панкреатин) для льготных категорий граждан федерального регистра на 2023 год, начальная (максимальная) цена контракта: 339 270,80 рублей.
Согласно протоколу подачи ценовых предложений от 18.11.2022 года поступило 2 ценовых предложений, участниками закупки N 113006523 и N 113012448 представлены одинаковые ценовые предложения в размере 310 430,94 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона N 0112200000822004393 от 21.11.2022 года заявки участников закупки N 113006523 и N 113012448 признаны соответствующими требованиям, установленным законодательством о контрактной системе.
23.11.2022 года государственным заказчиком победителю электронного аукциона N 0112200000822004393 (ООО "Виталенд") направлен посредством использования функционала ЕИС проект государственного контракта со ценой 263 866,30 рублей.
В силу части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно подпункту "б" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе, заказчик формирует с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, который должен содержать цену контракта, соответствующую цене контракта, предложенной в соответствии с Законом о контрактной системе участником закупки, с которым заключается контракт, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.
Кроме того, в соответствии с частью 4 статьи 14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Комиссией Тывинского УФАС России установлено, что государственным заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона N 0112200000822004393 установлены следующие ограничения и условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства, в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе:
- ограничения и условия допуска, происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2015 года N 1289;
- условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 года N 126н.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 30.11.2015 года N 1289 установлено, что для целей осуществления закупок лекарственного препарата, включенного в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - лекарственный препарат), для обеспечения государственных и муниципальных нужд (с одним международным непатентованным наименованием или при отсутствии такого наименования - с химическим или группировочным наименованием), являющегося предметом одного контракта (одного лота), заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза и Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики), в том числе о поставке 2 и более лекарственных препаратов, страной происхождения хотя бы одного из которых не является государство - член Евразийского экономического союза или Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), которые удовлетворяют требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке и которые одновременно:
содержат предложения о поставке лекарственных препаратов, страной происхождения которых являются государства - члены Евразийского экономического союза и (или) Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика;
не содержат предложений о поставке лекарственных препаратов одного и того же производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).
Согласно пункту 4 постановления Правительства Российской Федерации от 30.11.2015 года N 1289 в случае если заявка (окончательное предложение), содержащая предложение о поставке лекарственного препарата, происходящего из иностранного государства (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза и Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики), не отклоняется в соответствии с установленными настоящим постановлением ограничениями, применяются условия допуска в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 года N 126н.
Как указано выше и установлено Комиссией Тывинского УФАС России, на участие в электронном аукционе N 0112200000822004393 поступило две заявки участников закупки, которые предлагают к поставке следующие товары:
- участником закупки N 113006523 предлагается к поставке лекарственный препарат, страной происхождения которого является Германия;
- участником закупки N 113012448 предлагается к поставке лекарственный препарат, страной происхождения которого является Россия.
Таким образом, в рассматриваемом случае, условия, указанные в пункте 1 постановления Правительства Российской Федерации от 30.11.2015 года N 1289, не имеется, следовательно, к рассматриваемым правоотношениям применяются условия допуска в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 года N 126н.
В силу подпункта "а" пункта 1.3 приказа Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 года N 126н при проведении аукциона контракт заключается по цене сниженной на 15 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 1, сниженной на 20 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 2 и закупаемых при реализации национальных проектов (программ), от предложенной победителем аукциона в случае, если заявка такого победителя содержит предложение о поставке товаров, указанных в приложениях, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики).
Подтверждением страны происхождения товаров, указанных в приложениях, является указание (декларирование) участником закупки в заявке в соответствии с Законом о контрактной системе наименования страны происхождения товара (пункт 1.6 приказа Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 года N 126н).
Комиссией Тывинского УФАС России установлено, что участники закупки N 113006523 и N 113012448 в составе своих заявок указали (продекларировали) страну происхождения лекарственного препарата, предлагаемого к поставке (Германия и соответственно Россия).
При этом, обстоятельства, указанные в пункте 2 приказа Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 года N 126н, отсутствуют.
При таких обстоятельствах, в рассматриваемом случае, в силу положений подпункта "б" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе и подпункта "а" пункта 1.3 приказа Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 года N 126н контракт заключается по цене, сниженной на 15 процентов от предложенной победителем электронного аукциона N 0112200000822004393 (ООО "Виталенд") цены контракта (263 866,30 рублей = 310 430,94 рублей (предложенная цена) - 46 564,64 рублей (15% от предложенной цены)), поскольку заявка указанного участника закупки содержит предложение о поставке лекарственного препарата, страной происхождения которого является иностранное государство (Германия).
На основании изложенного, действия государственного заказчика - Министерства здравоохранения Республики Тыва по снижению цены государственного контракта, заключаемого с ООО "Виталенд", на 15% от цены, предложенной указанным участником закупки, соответствует требованиям законодательства о контрактной системе.
Таким образом, довод ООО "Виталенд" о неправомерности снижении государственным заказчиком цены государственного контракта при его заключении является необоснованным.
Ссылка ООО "Виталенд" на то, что государственным заказчиком не представлены по его запросу копии всех заявок участников электронного аукциона N 0112200000822004393, в том числе, информация о товаре, предлагаемым к поставке другими участниками закупки, не принимается во внимание, поскольку действующим законодательством о контрактной системе не предусмотрена обязанность заказчика по запросу участника закупки представлять ему сведения в отношении других участников закупки, а равно не предусмотрено право участника закупки знакомиться с информацией, содержащейся в заявках других участников закупки.
Кроме того, государственным заказчиком в материалы жалобы N 017/06/105-117/2022 представлено письмо Министерства здравоохранения Республики Тыва от 28.11.2022 года N 6936/22-ЧС в ответ на запрос ООО "Виталенд" от 24.11.2022 года N 847.
Ссылка ООО "Виталенд" на то, что при заключении государственного контракта государственным заказчиком не принято во внимание система налогообложения, применяемая ООО "Виталенд" (упрощенная система налогообложения), также не принимается во внимание, поскольку в соответствии с положениями Закона о контрактной системе контракт заключается и оплачивается заказчиком по цене победителя закупки, сформированного с учетом положений статьи 14 Закона о контрактной системе, вне зависимости от применяемой участником закупки системы налогообложения.
Кроме того, согласно правовой позиции Президиума Верховного Суда Российской Федерации, отраженной в пункте 32 своего Обзора судебной практики от 30.06.2021 года, указание в контракте цены, включающей налог на добавленную стоимость, не возлагает на участника закупки, применяющего упрощенную систему налогообложения, безусловной обязанности по исчислению и уплате налога на добавленную стоимость. В силу пункта 5 статьи 173 Налогового кодекса и правовой позиции, выраженной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 03.06.2014 года N 17-П, такого рода обязанность может возникнуть лишь при выставлении налогоплательщиком по своей инициативе счета-фактуры с выделенной в нем суммой налога.
Вместе с тем, Комиссия Тывинского УФАС России считает необходимым отметить, что в силу пункта 2.2 проекта контракта цена контракта включает налог на добавленную стоимость (НДС) и одновременно приведено условие о возможности исключения НДС "(если НДС не облагается указать основание)".
Таким образом, по условиям закупочной документации (извещение о проведении электронного аукциона и проект контракта) предусмотрено вариативное условие о цене контракта "включая НДС/НДС не облагается", следовательно, при наличии подтверждающих документов государственный заказчик вправе исключить из проекта контракта условие о применении НДС.
Однако, в составе своей заявки и при заключении государственного контракта ООО "Виталенд" не представлены подтверждающие документы о применении обществом упрощенной системы налогообложения.
Заявление ООО "Виталенд" от 17.06.2010 года не является безусловным доказательством о применении обществом упрощенной системы налогообложения, поскольку за период 2010-2022 гг. применяемая система налогообложения может претерпеть существенные изменения.
По результатам проведенной внеплановой документарной проверки Комиссией Тывинского УФАС России установлено следующее.
В силу подпункта "д" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе, заказчик формирует с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, который должен содержать информацию, предусмотренную подпунктами "а", "б", "г", "е" и "п" пункта 1, подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, а также информацию, предусмотренную подпунктом "г" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, в случае проведения электронного конкурса. При этом информация, предусмотренная подпунктами "а", "б", "г" и "е" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, указывается с использованием единой информационной системы по состоянию на дату и время формирования проекта контракта.
В подпунктах "а", "б", "г", "е" и "п" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе указаны сведения об участнике закупки (наименование юридического лица, ФИО руководителя юридического лица, адрес юридического лица, ИНН юридического лица, реквизиты счета).
В подпунктах "а" и "б" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе содержатся предложение участника закупки в отношении объекта закупки (характеристики предлагаемого товара, наименование страны происхождения товара).
Вместе с тем, Комиссией Тывинского УФАС России установлено, что государственным заказчиком в проект государственного контракта при его направлении победителю электронного аукциона N 0112200000822004393 (ООО "Виталенд") не включены вышеуказанные сведения, что является нарушением подпункта "д" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14, Комиссия Тывинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "ВИТАЛЕНД" необоснованной.
2. По результатам проведенной внеплановой документарной проверки установить в действиях государственного заказчика - Министерства здравоохранения Республики Тыва нарушения подпункта "д" пункта 1 части 2 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части не указания в проекте контракта при его заключении сведений о победителе электронного аукциона N 0112200000822004393, а также его предложении в отношении предлагаемого товара (лекарственного препарата).
3. Выдать государственному заказчику - Министерству здравоохранения Республики Тыва и оператору электронной торговой площадки - ООО "РТС-тендер" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы жалобы уполномоченному должностному лицу Тывинского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновных должностных лиц.
Председательствующий Комиссии |
"_"
|
Члены Комиссии |
"_"
"_" |
Примечание:
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 7 декабря 2022 г. N 017/06/105-117/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.12.2022