Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя Крымского УФАС России А.П. Рудакова,
члены Комиссии:
заместитель начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России А.М. Крылова,
главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Крымского УФАС России Э.С. Велиляева,
при участии посредством видеоконференц-связи представителей интересов:
- ГБУЗ РК "Крымский республиканский центр медицины катастроф и скорой медицинской помощи" (далее - Заказчик) - Сметанин А.А. (по доверенности);
- ООО "Савир" (далее - Заявитель) - не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы посредством видеоконференц-связи с возможностью очного участия уведомлены настоящим образом,
рассмотрев посредством видеоконференц-связи жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении закупки "Поставка средств дезинфицирующих" (извещение N 0375200039922000130) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N727/14, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за N36262 (далее - Административный регламент от 19.11.2014 N727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, опубликовавшего извещение о Закупке с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Закупки Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.
Согласно подпункту 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В силу части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила) утверждены Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 г. N 145.
Пунктом 4 Правил определено, что Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно пункту 5 Правил заказчик вправе, за исключением случаев, если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, установленными Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Закона о контрактной системе, указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Согласно пункту 6 в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В жалобе Заявитель указывает, что надлежащее обоснование использования дополнительных требований при описании объекта закупки в извещении отсутствует, что нарушает принципы равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованного ограничения конкуренции.
В соответствии с извещением о проведении закупки объектом закупки является поставка средств дезинфицирующих.
Согласно Техническому заданию установлены следующие коды КТРУ 20.20.14.000-00000005 "Средство дезинфицирующее", 20.20.14.000-00000007 "Средство дезинфицирующее", имеющие такую обязательную характеристику для применения как форма выпуска, при этом информация по описанию средств дезинфицирующих отсутствует, иные характеристики товара, кроме формы выпуска отсутствуют.
Установление в описании объекта закупки характеристик требуемого к поставке товара, отсутствующих в соответствующих позициях КТРУ не запрещено, в соответствии с пунктами 5, 6 Правил заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки дополнительные характеристики товара, которые не предусмотрены в позиции каталога, при условии включения в описание товара обоснования необходимости использования такой информации.
Согласно Техническому заданию установлено следующее обоснование необходимости использования дополнительных характеристик:
"Обоснование необходимости использования дополнительных характеристик:
В связи с недостаточным описанием характеристик товара в КТРУ и в соответствии с пунктом 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 года N 145 заказчиком указаны потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона 44-ФЗ, которые не предусмотрены в позиции каталога. Данная информация необходима с целью получения заказчиком товара, соответствующего его потребностям и обусловлена спецификой санитарно-эпидемиологического режима в соответствии со стандартами оказания медицинской помощи и разработанными заказчиком СОПами.
Дополнительно*:
Согласно N 323-ФЗ; ГОСТ Р 58151.1-2018; ГОСТ Р 56990-2016; Руководством Р 4.2.3676-20; МУ 3.5.1.3674-20 от 14 декабря 2020 года; СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней"; 3478 СанПиН 3.3686-21; письма Роспотребнадзора от 23.01.2020 N 02/770-2020-32, письма Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 27 марта 2020 г. N 02/5225-2020-24 "О проведении дезинфекционных мероприятий", Федеральных клинических рекомендаций по выбору химических средств дезинфекции и стерилизации для использования в медицинских организациях. Описание объекта закупки составлено с учетом индивидуальной непереносимости АДВ дезинфицирующих средств медицинским персоналом, экономичности расходования средств и экономии временных затрат, а также оптимизации хранения и применения средств у Заказчика.
Дополнительно**:
Согласно N 323-ФЗ; ГОСТ Р 58151.1-2018; ГОСТ Р 56990-2016; Руководством Р 4.2.3676-20; СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней"; Федеральных клинических рекомендаций по выбору химических средств дезинфекции и стерилизации для использования в медицинских организациях. Описание объекта закупки составлено с учетом индивидуальной непереносимости АДВ дезинфицирующих средств медицинским персоналом, экономичности расходования средств и экономии временных затрат, оптимизации производственного процесса с целью уменьшения временных затрат на приготовление рабочих растворов, а также оптимизации хранения и применения средств у Заказчика.
Дезинфицирующие средства, приобретаемые заказчиком в рамках аукциона, не являются медицинскими изделиями".
В ходе заседания Комиссии установлено, что в описании объекта закупки Заказчиком указаны дополнительные характеристики требуемых к поставке товаров, а также содержится обоснование необходимости установления дополнительных требований к товарам, не предусмотренных КТРУ.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что формирование дополнительных требований к характеристикам товара обусловлено недостаточным количеством характеристик в КТРУ, Заказчик определил свои потребности, а также установил характеристики, которые в свою очередь, являются значимыми для Заказчика, учитывая специфику работы медицинского учреждения с целью обеспечения безопасный работы персонала и безопасности пациентов.
Комиссия отмечает, что Закон о контрактной системе и Правила не разъясняют, какое обоснование для установления дополнительных требований к товарам является "надлежащим", а какое "ненадлежащим", поэтому Заказчик воспользовался правом указывать дополнительную информацию, которая не предусмотрена в соответствующей позиции КТРУ.
При этом по смыслу положений Закона о контрактной системе Заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок, поскольку потребности заказчиков являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований
При этом, Заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность данного довода жалобы, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком при установлении дополнительных требований к предмету закупки соблюдены положения Закона о контрактной системе и Постановления N 145 в части обоснования необходимости использования дополнительной информации о закупаемом товаре. Довод Заявителя относительно ненадлежащего обоснования дополнительных характеристик, не нашел своего подтверждения.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик
в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно жалобе Заявителя:
"При формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Заказчики при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Позиция 3 Технического задания
изопропиловый спирт (пропанол-2) |
не менее 60 |
пропиловый спирт (пропанол-1) |
не более 9 |
четвертичные аммонийные соединения |
не менее 0,15 |
Тетраметилендиэтилентетрамин |
не более 0,05 |
Заказчик установил требование о наличии в составе средства спиртов, группы пропанол, разбив их наличие содержания в процентное соотношение каждого вида спирта.
Действующие нормативные акты не содержать разбивку % содержания спиртов, а устанавливает их наличие по массе (в случае содержания 2-х видов спиртов) или % пропанол-2 или % пропанол-1.
Так,
Согласно п.1.1.5 таблицы 1 приложения N 2 СанПиН 3.3686-21, кожные антисептики на основе спирта этилового должны содержать не менее 70% спирта по массе, спирта изопропилового должны содержать не менее 60% спирта по массе и смеси спиртов должны содержать не менее 60% спиртов по массе.
Кроме того, конкретизировал действующее вещество в составе средства "Тетраметилендиэтилентетрамин", относящиеся по типу направленности к химической группе "третичные амины" и необоснованно установил предельную верхнюю границе наличия ДВ - не более 0,05.
В подтверждение довода необоснованности установление процента каждого вида спирта в средстве,
Заказчик по позиции 4 ТЗ, верно установил требование наличия в качестве действующих веществ "Спирт пропанол-2 или смесь спиртов (пропанол1 и пропанол 2".
Средство содержит в своем составе в качестве действующих веществ |
|
Спирт пропанол-2 или смесь спиртов (пропанол1 и пропанол 2) |
не более 20% |
В позиции 5 технического задания, установлен сжатый диапазон наличия действующих веществ в средстве и конкретизировал наличие именно этих действующих веществ (смесь алкилдиметилбензиламмоний хлорида и дидецил диметиламмоний хлорида ) химической группы "ЧАС" в средстве:
Изопропиловый спирт (2-пропанол), % |
не менее 60% и не более 65%. |
смесь алкилдиметилбензиламмоний хлорида и дидецил диметиламмоний хлорида |
не менее 0,25 и не более 0,3. |
В позиции 6 ТЗ чрезмерно детализирован и чрезмерно сжатый состав дезинфицирующего средства:
Средство содержит в своем составе в качестве действующих веществ |
|
Полимер N,N-1,6- гександиилбис (N-циангуанидина) с 1,6-гексадиамином гидрохлоридом (ПГМБГ), % |
не менее 1,25 и не более 2. |
Смесь ЧАС (дидецилдиметил-аммоний хлорида и алкилдиметилбензил- аммоний хлорида), % |
не менее 1,5 и не более 2,5. |
Содержание производных фенолов % |
не менее 0,1 и не более 1,25 |
Таким образом, Заказчиком нарушено описание объекта закупки и Правил использования каталога товаров, работ, услуг.
Заказчиком не обоснован установленный процентный состав к наличию действующих веществ в ДС, антимикробную активность, режимы применения, время экспозиции, что является ненадлежащим и не раскрывает безусловную потребность в установленных дополнительных характеристик, следовательно, в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе".
В соответствии с возражениями Заказчика:
"Позиция N3 Технического задания
Средство содержит в своем составе в качестве действующих веществ |
|
изопропиловый спирт (пропанол-2) |
не менее 60 |
пропиловый спирт (пропанол-1) |
не более 9 |
четвертичные аммонийные соединения |
не менее 0,15 |
Тетраметилендиэтилентетрамин |
не более 0,05 |
Заказчик установил требование о наличии в составе средства спиртов, группы пропанол, разбив их наличие содержания в процентное соотношение каждого вида спирта.
Действующие нормативные акты не содержать разбивку % содержания спиртов, а устанавливает их наличие по массе (в случае содержания 2-х видов спиртов) или % пропанол-2 или % пропанол-1.
Так, согласно п.1.1.5 таблицы 1 приложения N 2 СанПиН 3.3686-21, кожные антисептики на основе спирта этилового должны содержать не менее 70% спирта по массе, спирта изопропилового должны содержать не менее 60% спирта по массе и смеси спиртов должны содержать не менее 60% спиртов по массе.
Кроме того, конкретизировал действующее вещество в составе средства "Тетраметилендиэтилентетрамин", относящиеся по типу направленности к химической группе "третичные амины" и необоснованно установил предельную верхнюю границе наличия ДВ - не более 0,05.
Обоснование: Податель жалобы не верно ссылается на п.1.1.5 таблицы 1 приложения N 2 СанПиН 3.3686-21. Данный пункт приложения СанПиН 3.3686-21 регламентирует содержание спирта в кожных антисептиках при осуществлении работ с ПБА. Средство, закупаемое по позиции 3 не является кожным антисептиком, и закупается с целью дезинфекции поверхностей, медицинских изделий и медицинской техники и не предназначено для дезинфекции кожных покровов.
Действительно, Тетраметилендиэтилентетрамин относится к группе третичных аминов. Третичные амины относятся к группе высокощелочных действующих веществ. На основании п.3583 СанПиН 3.3686-21 "при выборе дезинфекционных средств необходимо учитывать рекомендации изготовителей медицинских изделий, касающихся воздействия конкретных средств на материалы этих изделий". Конкретизация содержания тетраметилендиэтилентетрамина была установлена на основании п.3583 СанПиН 3.3686-21 и учитывает максимальное содержание щелочных действующих веществ для уменьшения их агрессивного воздействия на определенные виды поверхностей.
В позиции N5 технического задания, установлен сжатый диапазон наличия действующих веществ в средстве и конкретизировал наличие именно этих действующих веществ (смесь алкилдиметилбензиламмоний хлорида и дидецил диметиламмоний хлорида ) химической группы "ЧАС" в средстве
Изопропиловый спирт (2-пропанол), % |
не менее 60% и не более 65%. |
смесь алкилдиметилбензиламмоний хлорида и дидецил диметиламмоний хлорида |
не менее 0,25 и не более 0,3. |
Обоснование: Средство, закупаемое по позиции N5 является кожным антисептиком и предназначено для гигиенической и хирургической обработки рук медицинского персонала. п.3478 СанПиН 3.3686-21 указывает следующее: "при выборе кожных антисептиков следует учитывать индивидуальную переносимость медицинских работников". На основании этого пункта СанПин, медицинская организация вправе закупать кожный антисептик с учетом потенциального негативного воздействия кожных антисептиков на кожу рук персонала. Верхняя граница содержания ЧАС в закупаемом кожном антисептике установлена с учетом "накопленных отзывов" сотрудниками нашего учреждения на кожные антисептики содержащие высокое содержание ЧАС.
В позиции 6 ТЗ чрезмерно детализирован и чрезмерно сжатый состав дезинфицирующего средства:
Средство содержит в своем составе в качестве действующих веществ |
|
Полимер N,N-1,6- гександиилбис (N-циангуанидина) с 1,6-гексадиамином гидрохлоридом (ПГМБГ), % |
не менее 1,25 и не более 2. |
Смесь ЧАС (дидецилдиметил-аммоний хлорида и алкилдиметилбензил- аммоний хлорида), % |
не менее 1,5 и не более 2,5. |
Содержание производных фенолов % |
не менее 0,1 и не более 1,25 |
Обоснование: Заказчик не имеет возможности установить требования к техническим характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников размещения заказа, законодательство не обязывает Заказчика при определении характеристик поставляемого для государственных нужд товара в конкурсной документации устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.
Следует учесть, что участник торгов не ограничен в выборе контрагентов, у которых он может приобретать товары, в том числе соответствующие характеристикам, необходимым Заказчику. Проведенным Заказчиком исследованием рынка установлено, что техническими характеристиками и функциональными свойствами, необходимыми Заказчику, обладают товары как минимум двух различных производителей дезинфицирующих средств (средство дезинфицирующее "Слайт" СГР RU.77.99.88.002.Е.004766.12.21 от 16.12.2021 и средство дезинфицирующее "Экостил" RU.77.99.88.002.Е.003072.08.19 от 29.08.2019, что является достаточным для того, чтобы закупка была опубликована в существующей редакции".
Системное толкование норм Закона о контрактной системе позволяет сделать вывод о том, что Заказчик вправе определять такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товаров, которые соответствуют его потребностям с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств, но не способствуют ограничению количества участников закупки.
При этом Заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, уточнить его характеристики, поскольку потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.
Законом о контрактной системе не предусмотрено каких-либо ограничений по включению в документацию о закупке требований к объекту закупки, являющихся значимыми для Заказчика.
Действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей. В частности, при описании объекта закупки Заказчик вправе указывать качественные параметры к товарам, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающие количество потенциальных участников закупок, он не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28 июня 2017 года, по общему правилу указание Заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Представитель Заказчика в ходе заседания пояснил, что указанным в техническом задании характеристикам соответствуют дезинфицирующие средства нескольких производителей.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя относительно описания объекта закупки с нарушением требований законодательства, является необоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь частью 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом от 19.11.2014 N727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу Заявителя необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Председатель Комиссии А.П. Рудакова
Члены Комиссии: А.М. Крылова
Э.С. Велиляева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 9 декабря 2022 г. N 082/06/106-1233/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.12.2022