Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя Крымского УФАС России А.П. Рудакова,
члены Комиссии:
заместитель начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.Д.Аблаева,
заместитель начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России А.М.Крылова,
при участии посредством видеоконференцсвязи представителей интересов:
- ГБУЗ РК "Евпаторийская городская больница" (далее - Заказчик) - Мазонова И.С. (по доверенности);
- ООО "ИМПЛАНТТРЕЙД" (далее - Заявитель) - Хорава А.В., Андрусенко С.П. (по доверенности),
рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении закупки "Закупка изделий медицинского назначения" (извещение N 0375200040222000616) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N727/14, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за N36262 (далее - Административный регламент от 19.11.2014 N727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, опубликовавшего извещение о Закупке с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Представитель Заказчика не согласилась с доводами Заявителя и сообщила, что при проведении Закупки Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе
В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.
Согласно первому доводу жалобы "_Формирование описания объекта закупки N 0375200040222000616 нарушает требования Постановления, поскольку описание технического задания указывает на установление в одном лоте с различным числовым обозначением видов медицинских изделий".
Пунктом 2 части 29 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что Правительство Российской Федерации вправе определить требования к формированию лотов при осуществлении закупок отдельных видов товаров, работ, услуг.
В соответствии с пунктом 2 части 29 статьи 34 Закона о контрактной системе, Правительством Российской Федерации принято Постановление от 19.04.2021 N 620 "О требовании к формированию лотов при осуществлении закупок медицинских изделий, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 620).
Пунктом 1 Постановления N 620 определено, что при осуществлении закупок медицинских изделий не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия различных видов в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации, при условии, что значение начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) превышает:
600 тыс. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил менее 50 млн. рублей;
1 млн. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
1,5 млн. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил более 100 млн. рублей.
Данное требование не распространяется на закупки медицинских изделий, объединенных в один лот (контракт) по контрактам жизненного цикла, заключаемым в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, а также на закупки медицинских изделий, объединенных в один лот (контракт) с расходными материалами, которые предусмотрены производителем (изготовителем) для использования данных медицинских изделий (пункт 2 Постановления N 620).
Приказом Минздрава России от 06.06.2012 N 4н утверждена номенклатурная классификации медицинских изделий по видам. Согласно вышеуказанному приказу классификация медицинских изделий формируется в электронном виде по группам и подгруппам медицинских изделий и размещается на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
При этом Приказ N 4н содержит только указание на группы и подгруппы медицинских изделий, в то время как сведения о конкретных видах медицинских изделий (идентификационные уникальные номера записи от 100000 и для каждой последующей записи значение увеличивается на 10) размещены на официальном сайте Росздравнадзора (https://roszdravnadzor.gov.ru/services/mi_reesetr).
Учитывая вышеизложенное, при закупке медицинских изделий в соответствии с требованиями, предусмотренными Постановлением N 620, медицинские изделия должны принадлежать одному конкретному виду медицинских изделий, сведения о которых содержатся на официальном сайте Росздравнадзора.
Согласно техническому заданию объектом закупки является поставка следующих медицинских изделий:
Nп/п |
Наименование по КТРУ |
Код вида медицинского изделия |
1-8 |
Проводник для доступа к коронарным/периферическим сосудам, одноразового использования КТРУ 32.50.13.110-00005072 |
177900 |
9 - 13 |
Катетер внутрисосудистый проводниковый, одноразового использования КТРУ 32.50.13.110-00005033 |
131670 |
14, 15 |
Шприц-манометр для баллонного катетера, одноразового использования КТРУ 32.50.13.110-00945/ 32.50.13.110-00969 |
165000 |
16 -23 |
Стент для коронарных артерий, выделяющий лекарственное средство КТРУ 32.50.13.190-02616 |
155760/155800 |
Таким образом, Заказчиком неправомерно объединена в один лот поставка медицинских изделий с различным числовым обозначением видов медицинских изделий, что не соответствует законодательству Российской Федерации о контрактной системе. При этом данные медицинские изделия не попадают под исключения, предусмотренные пунктом 2 Постановления N 620.
Кроме того, при наличии у Заказчика обоснованной потребности в поставке определенного вида медицинских изделий, Заказчик не лишен возможности закупки таких изделий в отдельном лоте.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 2 части 29 статьи 34 Закона о контрактной системе. Довод жалобы признается обоснованным.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик размещает в составе извещения об осуществлении закупки описание объекта закупки, сформированное в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Согласно Техническому заданию по позиции 5 установлены следующие характеристики:
Проводник для доступа к коронарным/периферическим сосудам, одноразового использования |
|
Код позиции КТРУ: 32.50.13.110-00005072 |
Материал поддерживающего внутреннего стержня |
нержавеющая сталь |
Данный параметр обеспечивает оптимальное проведение проводника по извитым сегментам коронарного русла и хорошую поддержку инструмента |
Гидрофильное покрытие дистальной части проводника |
соответствие |
Данный параметр обеспечивает оптимальное проведение проводника по извитым сегментам коронарного русла |
Форма кончика* |
прямой с возможностью изменения формы; изогнутый |
Данный параметр обеспечивает предполагает мануальное сгибание кончика проводника для оптимального проведения проводника по коронарному руслу в зависимости от поражения |
Диаметр наружный, мм |
не более 0,36 |
Данный параметр обеспечивает оптимальное соответствие интервенционных инструментов (баллона и стента) к проводнику |
Длина, см |
не более 165 |
Данный параметр обеспечивает оптимальное проведение проводника в необходимые отделы коронарных артерий, а также соответствие инструментов (баллона и стента) к проводнику |
Согласно части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В силу части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок
Из положений норм статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что Заказчик вправе определить такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств.
При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.
Согласно позиции ФАС России, установление в извещении о закупке требований, допускающих к поставке товар единственного производителя, может ограничивать количество участников закупки и являться нарушением законодательства о контрактной системе.
Установление требования (совокупности требований) в отношении объекта закупки приводит к ограничению количества участников закупки, в случае если такие требования указывают на единственного производителя, так как закупить и поставить уникальный товар имеет возможность только ограниченный круг лиц, имеющий с производителем такого товара партнерские отношения и/или иные договоры о сотрудничестве.
При этом Комиссия Управления не ограничивает заказчика в праве на самостоятельное описание объекта закупки и установление особых характеристик товара, которые отвечают потребностям заказчика и необходимы ему с учетом специфики использования такого товара, однако полагает, что при подготовке к проведению закупки заказчику надлежит в должной мере изучить функционирующий рынок товаров, требуемых к поставке, исследовать вопрос наличия иных медицинских изделий, которые могли бы удовлетворить потребность заказчика, предпринять действия по обеспечению конкурентной среды при формировании Технического задания.
Комиссия Управления отмечает, что если у Заказчика имеются определенные обоснованные потребности в получении тех или иных товаров, он вправе устанавливать соответствующие требования к товарам в извещении, но таким образом, чтобы такие требования не ограничивали количество участников закупки.
Кроме того, при наличии у Заказчика обоснованной потребности в поставке именно таких товаров, характеристики которых указаны в документации, Заказчику необходимо определить каким образом требуемый товар наилучшим образом удовлетворяет потребность Заказчика, а также в чем такой товар превосходит по характеристикам аналогичные товары, представленные на рынке и в связи с чем в работе учреждения не могут быть использованы эквивалентные товары.
При этом Заказчику требуется обладать документальным обоснованием потребности, но не руководствоваться предположениями.
Согласно второму доводу жалобы Заявителя, позиция 5 технического задания сформирована под товар единственного производителя - проводник Tenor производителя Merit (РУ N РЗН 2013/507).
Заявителем в материалы дела представлена сравнительная таблица аналогичных медицинских изделий других производителей, которые отвечают по требованиям по параметру "Длина, см не более 165".
Представитель Заказчика в ходе заседания пояснила, что помимо проводника Tenor производителя Merit (РУ N РЗН 2013/507). совокупности характеристик соответствует Проводник эндоваскулярный производителя "Кук Инкорпорэйтед" (РУ NРЗН 2015/2398). Данный факт подтверждается инструкцией и сведениями из заявок участников.
Согласно ответу ЗАО "ШАГ" (уполномоченный представитель производителя (изготовителя) медицинского изделия) от 06.12.2022 N619/22 проводники эндоваскулярные производителя "Кук Инкорпорэйтед" (РУ РЗН N2015/2398) не соответствуют техническим характеристикам, указанным в запросе, в частности не соответствует пункт "Форма кончика - прямой с возможностью изменения формы
Таким образом, Заказчиком не представлено официальное документальное подтверждение (письма производителей, официальных дилеров и т.д.), указывающее на то, что совокупности установленных технических характеристик соответствует продукция как минимум двух производителем.
Таким образом, на основании имеющихся документов и сведений, а также с учетом пояснений Заказчика, Заявителя, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком положений части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе при формировании технической части извещения в части установления характеристик, соответствующих единственному производителю. Довод жалобы признается обоснованным.
По позиции 10 Технического задания установлены следующие технические характеристики:
Катетер внутрисосудистый проводниковый, одноразового использования |
|
Код позиции КТРУ: 32.50.13.110-00005033 |
Форма кончика* |
Judkins Left (3.0; 3.5; 4.0; 4.5; 5.0; 6.0); Judkins Right (3.0; 3.5; 4.0; 4.5; 5.0; 6.0); Amplatz Left (0.75; 1.0; 1.2; 1.5; 2.0; 3.0); Amplatz Right (1.0; 1.2; 2.0; 3.0); ALR; LES (3.0; 3.5; 4.0; 4.5); RES (3.5; 4.0; 4.5; 5.0); Mod.EBU |
Данный параметр необходим для канюлирования устьев коронарных артерий в зависимости от их анатомического отхождения (в том числе нестандартного) от аорты |
Расстояние от кончика катетера до рентгеноконтрастной метки, мм |
не более 2 |
Данный параметр необходим для лучшей визуализации кончика катетера в устье коронарной артерии и исключения диссекции проксимального сегмента артерии |
Внутренний просвет катетера в зависимости от наружного диаметра* |
8F - 2.29 мм;7 F - 1.98 мм;6 F - 1.78 мм; 5F - 1.42 мм |
Данный параметр обеспечивает оптимальное проведение интервенционных инструментов (проводника, баллона и стента) к коронарному руслу с учетом введения контрастного препарата |
Передача крутящего момента от хаба (луер порта) к кончику (диаметр катетера 6F, форма JR 4.0), % |
не менее 98,7 |
Данный параметр уменьшает время манипуляции в устье коронарной артерии |
Длина, см |
100 |
Данный параметр обеспечивает оптимальное проведение интервенционных инструментов (проводника, баллона и стента) к коронарному руслу в зависимости от антропометрических данных пациента |
Согласно третьему доводу: "По позиции 10 указаны излишние требования к товару, которые не позволяют подать заявку на участие в аукционе, так как не публикуется ни у одного производителя, подходящего под требования Заказчика по техническому заданию.
По позиции 10 подходят два изделия:
Катетер сердечно-сосудистый проводниковый ALVIGUIDE - "АЛВИМЕДИКА ТИББИ УРУНЛЕР САНАИ ВЕ ДИС ТИКАРЕТ АНОНИМ СИРКЕТИ", Турция (ФСЗ 2010/07092).
Катетер проводниковый AKKORD - ООО НПО "Деост", Россия (РЗН 2021/14109).
Явное указание на данных производителей отражено в требовании к формам кончика "ALR, LES, RES", а также совокупность других параметров.
...
Данные действия Заказчика указывают на злоупотребление последним правами при определении критериев оценки заявок участников закупки, обязывая последних представить избыточные документы либо включая в документацию о закупке требования, не имеющие отношения к функциональным характеристикам товара, работ или услуг. В частности, в Постановлении АС Центрального округа от 23 ноября 2018 г. N Ф10-4868/2018 по делу N А83-15928/2017 сделан вывод о том, что при описании объекта закупки используются прежде всего стандартные показатели товара. Применение иных показателей возможно лишь при наличии соответствующего обоснования. В этом деле суд признал незаконным включение в тех.задание свойств товаров (материалов), которые можно определить только лабораторным путем.
Заказчики, в свою очередь, обязаны руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также отсутствия ограничений допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам (п. 1 ст. 3 Закона о контрактной системе).
Таким образом формирование такого технического задания отвечает требованиям двух производителей, но фактически удовлетворяет интересы лишь одного субъекта рынка - компании "Деост".
В компанию ДЕОСТ были направлены запросы о предоставлении информации о критически важной информации о товаре для формирования заявки на участие в аукционе. Однако ответы на запрос не поступили. Копию запроса прилагаем".
Согласно возражениям Заказчика: "В своей жалобе Заявитель утверждает, указаны требования к товару, которые не позволяют подать заявку на участие в аукционе. Данная информация является не достоверной.
Совокупности требований соответствуют Катетер сердечно-сосудистый проводниковый ALVIGUIDE и Катетер проводниковый AK.K.OR.D.
При подготовке данной закупки. Заказчиком были сделаны запросы, и достаточно оперативно, получены ответы с конкретными значениями по запрашиваемым характеристикам.
Факт возможности подать заявку на участие подтверждается, собственно, поданными заявками (по 2 заявки на аукционы 0375200040222000616, 0375200040222000617. 0375200040222000618. и 3 заявки на аукцион 0375200040222000613).
Из совокупного толкования п.1 ч.1 ст.64, п.1, 2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе следует, что описание объекта закупки должно носить объективный характер, то есть быть продиктовано истинными потребностями заказчика.
Описание объекта закупки - это фиксация заказчиком в документации о закупке качественных и количественных характеристик, признаков товара, обусловливающих их способность удовлетворять потребности и запросы заказчика, соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям. Такая фиксация требований заказчика позволяет идентифицировать объект закупки, установить результат, достижение которого признается со стороны заказчика должным исполнением контракта.
Специфика каждой закупки определяет необходимые требования к товару, работам, услугам, в связи с чем, правомочие на их установление законодательством Российской Федерации о контрактной системе предоставлено заказчику.
Закон не обязывает заказчиков допускать к участию в аукционе всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципам ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок, направленным на целевое и экономически эффективное расходование бюджетных денежных средств, сокращения издержек заказчика и предполагающим наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.
Невозможность отдельных участников закупок по каким-либо причинам конкурировать с иными участниками рынка не является поводом учитывать данные обстоятельства заказчиком при формировании описания объекта закупки.
В соответствии с п.2 ст.4 Федерального закона от 21.11.2011 N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено, что одним из основных принципов охраны здоровья является приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи.
Заказчик при осуществлении закупки не имеет возможности установить требования к характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки и при формировании аукционной документации ставит в приоритет опыт и практику своих специалистов, а не мнение отдельных поставщиков о возможности использования в ходе проведения определенных оперативных манипуляций "аналогичных" с точки зрения поставщиков изделий.
Заказчиком, в рассматриваемых электронных аукционах, указаны исключительно необходимые функциональные, технические, качественные характеристики товаров, что позволяет сделать вывод о соблюдении заказчиком требований о наименовании и описании объекта закупки, установленных статьями 33 и 64 Закона о контрактной системе.
Согласно письму Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от 23.04.2008 г. N01И-171/08 любое лицо в соответствии с требованиями действующего законодательства вправе производить, импортировать, продавать и применять изделия медицинского назначения, зарегистрированные на территории Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, учитывая, что объектом закупки является не производство товара, а его поставка (аукцион проводится не исключительно для производителей, а для неограниченного круга поставщиков), описание Заказчиком объекта закупки не содержит требований, влекущих ограничение количества участников закупки.
Заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают именно его потребностям. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет электронного аукциона. Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика. Учитывая, что объект закупки оказывает непосредственное влияние на здоровье и жизнь человека, при установлении конкретных требований к предмету закупок на поставку расходных материалов, главным при лечениях пациентов является достижение наилучшего результата и максимальное исключение любых нежелательных реакций".
В ходе рассмотрения жалобы Заказчиком были предоставлены ответы на запросы о соответствии товаров катетера сердечно-сосудистого проводникового ALVIGUIDE и катетера проводникового AK.K.OR.D техническому заданию Заказчика.
При проведении закупок Заказчики описывают объекты закупок, руководствуясь положениями Закона о контрактной системе при условии, что такие требования не влекут за собой ограничение количества участников закупки. При этом, по мнению ФАС России, объект закупки должен быть сформирован таким образом, чтобы совокупности характеристик товаров соответствовало два и более производителей (Письмо ФАС России N ПИ/42497/22 от 27.04.2022 "О рассмотрении обращения").
Вместе с тем, в письме ФАС России N ПИ/49039/22 от 19.05.2022 "О рассмотрении обращения" отмечено, что заказчик в целях удовлетворения собственных нужд, исходя из необходимости достижения результатов и эффективности закупки, самостоятельно устанавливает описание объекта закупки в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации в сфере закупок при условии, что такие требования не влекут за собой ограничение количества участников закупки. Таким образом, запрещается установление заказчиком характеристик товара, если в совокупности таким характеристикам соответствует товар конкретного производителя.
В свою очередь, Заявитель не опровергает информацию о соответствии товаров двух производителей характеристикам технического задания Заказчика.
Системное толкование норм Закона о контрактной системе позволяет сделать вывод о том, что заказчик вправе определять такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товаров (работ, услуг), которые соответствуют его потребностям с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств, но не способствуют ограничению количества участников закупки.
При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, уточнить его характеристики, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.
Учитывая изложенное, Комиссия УФАС России приходит к выводу, что установленные характеристики по позиции 10 извещения, обусловлены потребностью Заказчика и спецификой объекта закупки, не противоречат действующему законодательству о контрактной системе, а также соответствуют характеристикам товаров двух производителей, на основании чего довод признается необоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь частью 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом от 19.11.2014 N727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения Заказчиком пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42, пункта 2 части 29 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.П. Рудакова
Члены Комиссии: Т.Д.Аблаева
А.М.Крылова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 7 декабря 2022 г. N 082/06/106-1224/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.12.2022