На основании части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя Крымского УФАС России А.П. Рудакова,
члены Комиссии:
заместитель начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России А.М. Крылова,
заместитель начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.Д. Аблаева,
при участии представителей интересов:
- ГБУ РК "Клинический санаторий для детей и детей с родителями "Здравница" (далее - Заказчик) - Щеглова М.И. (по доверенности);
- РОД "Объединение потребителей России" в Республике Крым (далее - Заявитель) - Анельчук Н.С. (по доверенности),
проведя внеплановую проверку по процедуре проведения закупки "Поставка продуктов питания (говядина охлажденная)" (извещение N 0375200011422000014) (далее - Закупка),
УСТАНОВИЛА:
В ходе внеплановой проверки, проведенной на основании части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, на основании документов и пояснений, предоставленных Заказчиком, Комиссией установлено следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке:
- извещение электронного аукциона (далее - официальный сайт, ЕИС) - 23.11.2022;
- способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
- начальная (максимальная) цена контракта - 4 999 500,00 руб.;
- дата и время окончания подачи заявок: 01.12.2022 08:00;
- дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя): 02.12.2022.
Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно заявлению Заявителя:
"В ходе проведения общественного контроля установлено наличие признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок при проведении закупки: N 0375200011422000014 - электронный аукцион, объект закупки: "Поставка продуктов питания (говядина охлажденная)", которые выражены в следующем.
_
В соответствии с поз. 33. Постановления N 2571 при закупке услуги общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления устанавливается дополнительное требование в виде наличие опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов. Цена оказанных услуг и (или) поставленных товаров по договору должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Договором, предусмотренным п. 33 приложения в графе "Дополнительные требования к участникам закупки", считается контракт, заключенный и исполненный в соответствии с Законом о контрактной системе, либо договор, заключенный и исполненный в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Поз. 33 может не применяться лишь в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта не превышает 500 тыс. рублей.
В связи с тем, что определенная заказчиком НМЦК превышает 500 000 рублей, заказчик обязан установить дополнительные требования к участникам закупок в соответствии с ч.2 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, что сделано не было".
В силу части 3 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N2571) утверждены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям.
Пунктом 3 Приложения к Постановлению N2571 установлены следующие дополнительные требования на услуги общественного питания и (или) поставка пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления:
- наличие опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов.
Цена оказанных услуг и (или) поставленных товаров по договору должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям:
1) исполненный договор;
2) акт приемки оказанных услуг и (или) поставленных товаров, подтверждающий цену оказанных услуг и (или) поставленных товаров.
Согласно пункту а) части 3 Постановления N2571 положения настоящего постановления применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом позиции 24 - 31 и 33 - 35 приложения могут не применяться в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта не превышает 500 тыс. рублей.
В соответствии с извещением о проведении закупки, объектом закупки является поставка продуктов питания (говядина охлажденная). Начальная (максимальная) цена контракта составляет 4 999 500,00 руб.
В соответствии с пояснениями Заказчика:
"После получения жалобы и уведомления, Заказчик действительно обнаружил пущенную ошибку. Согласно ч.4 ст.42 44-ФЗ вносить изменения в опубликованное мщение N 0375200011422000014 не предоставлялось возможным.
Во избежание нарушения требований Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Заказчиком 01.12.2022 г согласно процедуры проведения электронно аукциона определён Поставщик. Прошу не отменять закупку и ее результаты, так как в санатории находится большое количество детей из новых присоединенных регионов и именно для них закупаются необходимые для беспрерывного процесса продукты питания. Отмена аукциона и продление его сроков может привести к нехватке продуктов питания, так как количество детей, которые сейчас находятся на оздоровлении и проживании не было запланировано. Так как такое количество детей не планировалось, у Заказчика отсутствовали запасы продуктов в таких объемах и приходится быстро восполнять данный пробел. Чтобы не нарушать беспрерывный процесс питания, почти одновременно было опубликовано не менее 30 закупок продуктов питания на 2023 г. Ввиду чего образовалась спешка и ошибка. Прошу учесть, что в результате ошибки Заказчика не произошло нецелевого использования бюджетных средств".
Комиссия Крымского УФАС России, проанализировав извещение о проведении закупки и приложения к нему, установила, что Заказчиком не были установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, в действиях Заказчика усматриваются нарушения пункта 3 части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Также дополнительно Комиссией установлено, что Победитель электронного аукциона ИП Кишеня В.А. соответствует дополнительным требованиям согласно Постановлению N2571, а именно у ИП Кишеня В.А. имеется необходимый опыт исполнения договора, предусматривающего оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов на сумму не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, т.е. на сумму не менее 999 900,00 руб.
Согласно журналу событий процедуры заключения контракта N03752000114220000140001, 09.12.2022 в 11:10 контракт был подписан Победителем.
Таким образом, ввиду того, что не установлено, что выявленное нарушение повлияло на результат определения Поставщика, Комиссией Крымского УФАС России принято решение предписание не выдавать.
На основании изложенного, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Проведение внеплановой проверки прекратить.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 3 части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.П. Рудакова
Члены Комиссии: А.М. Крылова
Т.Д. Аблаева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 13 декабря 2022 г. N 082/06/99-1215/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.12.2022