На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом ФАС России от 28.09.2022 N 684/22 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" (далее - Приказ) комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи обращения МДОУ "Детский сад "Росинка" г. Надыма", МДОУ "Детский сад "Сказка" г. Надыма", МДОУ "Детский сад "Улыбка" г. Надыма" (далее - Заказчики), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях ООО "ЭТП ГПБ" (далее - Оператор электронной площадки) при проведении Заказчиками, Администрацией г. Надыма (далее - Уполномоченный орган) Оператором электронной площадки электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на поставку киселя на плодово-ягодной основе (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0190300001222000936) (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступили обращения Заказчиков, содержащие информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Оператора электронной площадки при проведении Заказчиками, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заказчиков, права и законные интересы участников Аукциона нарушены действиями Оператора электронной площадки, выразившимися в предоставлении технической возможности ООО "Дивные закрома" (далее - Победитель) подписать проект контракта по истечению регламентированного срока установленного Законом о контрактной системе.
На заседании Комиссии представитель Оператора электронной площадки не согласился с доводами указанных обращениях Заявителей и сообщил, что при проведении Аукциона Оператор электронной площадки действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки действий Оператора электронной площадки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об Аукционе (далее - Извещение), протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) Извещение размещено в ЕИС - 08.11.2021;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 227 066 руб.;
4) источник финансирования - средства бюджетных учреждений;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 16.11.2022;
6) на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников закупки;
7) дата проведения Аукциона - 16.11.2022;
8) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 2 участника закупки;
9) по результатам рассмотрения заявок 3 участника закупки признаны соответствующими требованиям Извещения и Закону о контрактной системе;
10) Заказчиками с Победителем заключены муниципальные контракты от 08.11.2022 б/н, от 08.11.2022 N 019030000122200093600, от 08.11.2022 N N 0190300001222000936000 (далее - Контракты).
Согласно доводу обращений Заявителей Оператор электронной площадки неправомерно предоставил Победителю техническую возможность подписать проект контракта, заключенного по результатам Аукциона, по истечению регламентированного срока, предусмотренного Законом о контрактной системе.
Частью 1 статьи 24.1 Закона о контрактной системе установленно, что проведение электронных процедур, закрытых электронных процедур, в том числе направление участниками закупок запросов о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке, подача участниками закупок заявок на участие в закупке, предложений о цене контракта, предоставление комиссии по осуществлению закупок доступа к указанным заявкам, сопоставление предложений о цене контракта участников закупки, формирование протоколов, заключение контракта с победителем закупки, обеспечивается на электронной площадке оператором электронной площадки, а при проведении закрытых электронных процедур на специализированной электронной площадке оператором специализированной электронной площадки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе. При этом оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки не вправе отказаться от проведения электронной процедуры, закрытой электронной процедуры на такой электронной площадке, специализированной электронной площадке соответственно.
В соответствии с частью 13 статьи 24.1 Закона о контрактной системе оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки обязаны обеспечить непрерывность проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, надежность функционирования программно-аппаратных средств, используемых для их проведения, равный доступ участников закупок к участию в электронных процедурах, закрытых электронных процедурах, неизменность подписанных усиленной электронной подписью документов.
Согласно части 6 статьи 50 Закона о контрактной системе заключение контракта по результатам проведения электронного запроса котировок осуществляется в порядке, установленном статьей 51 Закона о контрактной системе, с учетом следующих особенностей:
1) заказчик формирует и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта не позднее одного рабочего дня, следующего за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
2) участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления заказчиком действий в соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 50 Закона о контрактной системе;
3) заказчик осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 4 статьи 51 Закона о контрактной системе, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления участником закупки, с которым заключается контракт, действий в соответствии с пунктом 2 статьи 50 Закона о контрактной системе, но не ранее чем через два рабочих дня, следующих за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
4) осуществление действий, предусмотренных пунктом 2 части 2, пунктом 2 части 3, пунктами 2 и 3 части 4 статьи 51 Закона о контрактной системе, не допускается.
В соответствии с частью 6 статьи 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, не выполнены требования пункта 3 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе) и частью 5 статьи 51 Закона о контрактной системе:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 статьи 51 Закона о контрактной системе:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 Закона о контрактной системе, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении.
Таким образом, Законом о контрактной системе установлен ограниченный срок для подписания проектов контрактов Победителем и подписания контрактов Заказчиками.
На заседании Комиссии представитель Заказчиков пояснил, что права и законные интересы участников Аукциона нарушены действиями Оператора электронной площадки, выразившимися в предоставлении технической возможности Победителю подписать проекты контрактов по истечению регламентированного срока по результатам Аукциона.
Оператор электронной площадки на заседании Комиссии не согласился с доводом обращения Заказчиков и сообщил, что при проведении Аукциона Оператор электронной площадки действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
Дополнительно представитель Оператора электронной площадки пояснил, что действующим законодательством Российской Федерации о контрактной системе не предусмотрена обязанность Оператора электронной площадки по блокировке действий участников закупочных процедур при заключении контракта по истечению регламентированного срока, предусмотренного Законом о контрактной системе.
На заседании Комиссии установленно, что согласно сведениям ЕИС 18.11.2022 Заказчиками направлены на подписание проекты контрактов Победителю.
Таким образом, в силу части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе регламентированная дата подписания проектов контрактов Победителем - 25.11.2022.
Согласно сведениям ЕИС проекты контрактов подписаны Победителем - 28.11.2022, что является нарушением пункта 2 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе.
Комиссия приходит к выводу, что действия Оператора электронной площадки нарушают часть 13 статьи 24.1 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 5 статьи 7.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях.
При этом Комиссия усматривает признаки нарушения Закона о контрактной системе в действиях Заказчиков, выразившиеся в неправомерном подписании Контракта по истечению регламентированного срока, предусмотренного Законом о контрактной системе, в связи с чем Комиссия приходит к выводу о необходимости передачи материалов от 07.12.2022 по делу N П-422/22 соответствующему должностному лицу Ямало-Ненецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о проведении контрольных мероприятий в отношении действий Заказчиков.
С учетом изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, Приказом, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Оператора электронной площадки нарушение части 13 статьи 24.1 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что государственные контракты заключены, предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе не выдавать.
3. Передать материалы по делу от 07.12.2022 N П-422/22 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа
ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
4. Передать материалы от 07.12.2022 по делу N П-422/22 в Ямало-Ненецкое
УФАС России для рассмотрения вопроса о проведении контрольных мероприятий в части действий Заказчиков при проведении Аукциона.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 7 декабря 2022 г. N П-422/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.12.2022