Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия),
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу АО "Объединение "Ингеоком" (далее - Заявитель) на действия комиссии по осуществлению закупок ГКУ МО "Дирекция дорожного строительства" (далее - Комиссия по осуществлению закупок) при проведении ГКУ МО "Дирекция дорожного строительства" (далее - Заказчик), Комитетом по конкурентной политике Московской области (далее - Уполномоченный орган), Комиссией по осуществлению закупок, ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на выполнение проектных и изыскательских работ и строительно-монтажных работ по объекту: Строительство автомобильной дороги МКАД - аэропорт Домодедово - Коробово в Ленинском городском округе Московской области (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0148200005422000717) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Комиссии по осуществлению закупок при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Комиссией по осуществлению закупок, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Комиссии по осуществлению закупок, неправомерно принявшей решение о признании заявки Заявителя не соответствующей требованиям извещения о проведении Конкурса (далее - Извещение) и Закона о контрактной системе.
В соответствии с Извещением, протоколами, составленными в ходе проведения Конкурса:
1) Извещение размещено в ЕИС - 07.11.2022;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 2 262 534 836,71 руб.;
4) источник финансирования - бюджет Московской области;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 23.11.2022;
6) на участие в Конкурсе подано 2 заявки от участников закупки;
7) в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе Конкурс признан несостоявшимся, поскольку по результатам рассмотрения 2 заявок на участие в Конкурсе только одна заявка на участие в закупке признана соответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе;
8) победителем Конкурса признано ООО "Роуд Групп" с предложением о цене контракта в размере 2 262 534 836,71 руб.
Согласно доводу Заявителя Комиссией по осуществлению закупок неправомерно принято решение о признании заявки Заявителя не соответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе.
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе.
Пунктом 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе установлено, что при проведении электронных процедур документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 или 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и предусмотренные подпунктом "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, не включаются участником закупки в заявку на участие в закупке. Такие документы в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, направляются (по состоянию на дату и время их направления) заказчику оператором электронной площадки из реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
Согласно подпункту "а" пункта 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 48 Закона о контрактной системе, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 48 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке.
Пунктом 2 части 10 статьи 48 Закона о контрактной системе установлено, что не позднее одного часа с момента завершения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе) оператор электронной площадки направляет заказчику вторые части заявок на участие в закупке, первые части которых признаны соответствующими извещению об осуществлении закупки, а также предусмотренные пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе информацию и документы участников закупок, подавших такие заявки.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
Указанные дополнительные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571).
В соответствии с пунктами 1, 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" позиции 17 приложения к Постановлению N 2571 к участникам закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильной дороги устанавливается дополнительное требование о наличии опыта исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги или о наличии опыта исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги.
При этом цена выполненных работ должна составлять не менее 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
К документам, подтверждающим соответствие участников закупки дополнительному требованию, указанному в пункте 1 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" позиции 17 приложения к Постановлению N 2571, относятся:
1) исполненный договор;
2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;
3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
При этом в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" вышеуказанной позиции, к документам, подтверждающим соответствие участников закупки дополнительному требованию, указанному в позиции 17 приложения к Постановлению N 2571 относятся:
1) исполненный договор;
2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ.
В соответствии с Извещением Заказчиком установлено дополнительное требование к участникам закупки в соответствии с позицией 17 приложения к Постановлению N 2571 (далее - Дополнительное требование), а также требование о предоставлении документов, подтверждающих соответствие участников закупки Дополнительному требованию, предусмотренному позицией 17 приложения к Постановлению N 2571.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 28.11.2022 N ПРОII1 и протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 28.11.2022 N ИЭОК1 заявка Заявителя признана не соответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе по следующему основанию: "Сумма актов не соответствует цене контракта. В соответствии с государственным контрактом N 0173200001412001086 от 06.03.2013 цена контракта с учетом дополнительного соглашения N 1 от 12.03.2013 составляет 8 548 950 821,50 руб., сумма представленных актов 8 324 996 933,41 руб. Согласно пункту 19.4 контракта следует, что любая договоренность между сторонами, влекущая за собой новые условия, не предусмотренные контрактом, считается действительной, если она подтверждена сторонами в письменной форме в виде дополнительного соглашения, зарегистрированного в ЕАИСТ. В связи с этим, участником не представлен опыт выполнения работ в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона N 44-ФЗ, поскольку в размещенных документах отсутствуют все акты и дополнительные соглашение, подтверждающие исполнение контракта на сумму 8 548 950 821,50 руб.".
Комиссией установлено, что Заявителем в составе документов, подтверждающих соответствие участника закупки Дополнительному требованию, представлены, в том числе, государственный контракт от 06.03.2013 N 0173200001412001086, заключенный между Департаментом строительства города Москвы и Заявителем (далее - Контракт), акты приемки объектов капитального строительства, разрешения на ввод объектов в эксплуатацию и акты выполненных работ, подтверждающие цену выполненных работ на сумму 8 324 996 933,41 руб.
Кроме того, Заявителем в составе документов, подтверждающих соответствие участника закупки Дополнительному требованию, представлены также акт сверки расчетов по Контракту от 19.06.2019 и акт реализации Контракта от 29.06.2019, согласно которым Контракт признается реализованным Заявителем в полном объеме, при этом работы по этапу 2.2, в том числе на выполнение работ по строительству подземного пешеходного перехода N 18, не выполнялись в рамках Контракта ввиду принятия Департаментом строительства города Москвы решения о нецелесообразности их исполнения, в связи с чем Заявителем в полном объеме исполнены обязательства по Контракту, а именно на сумму 8 324 996 933,41 руб., что соответствует требованиям, установленным позицией 17 приложения к Постановлению N 2571.
Учитывая изложенное, действия Комиссии по осуществлению закупок, принявшей решение о признании заявки Заявителя не соответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе, нарушают подпункт "а" пункта 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу АО "Объединение "Ингеоком" обоснованной.
2. Признать в действиях Комиссии по осуществлению закупок нарушение подпункта "а" пункта 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Комиссии по осуществлению закупок, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 09.12.2022 по делу N 28/06/105-3728/2022 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 9 декабря 2022 г. N 28/06/105-3728/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.12.2022