На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций и о внесении изменений в правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений, утвержденных постановлением Правительства от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом ФАС России от 28.09.2022 N 684/22 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи обращение АО "Донаэродорстрой" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Министерства транспорта Ростовской области (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком электронного аукциона на проведение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства на право заключения государственного контракта на строительство автомобильной дороги "Западная хорда" от а/д А-280 Ростов-на-Дону - Таганрог до моста через реку Дон на Западном обходе (ул. Всесоюзная - Западное шоссе) (1 этап) (Этап 1.3) (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0158200000522000048) (далее - Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1) Заказчиком ненадлежащим образом сформировано описание объекта закупки;
2) Заказчиком в извещении о проведении Аукциона (далее - Извещение) и в проекте государственного контракта (приложение N 4 к Извещению) (далее - Проект контракта) установлена противоречивая информация в отношении финансового обеспечения закупки;
3) Заказчиком ненадлежащим образом сформирован график выполнения строительно-монтажных работ (приложение N 2 к Проекту контракта) (далее - График строительства) и график оплаты выполненных строительно-монтажных работ (приложение N 11 к Проекту контракта) (далее - График оплаты) (далее соответственно - Графики);
4) Заказчиком в Извещении и в Проекте контракта установлены противоречивые сроки исполнения контракта;
5) Заказчиком в Проекте контракта установлен ненадлежащий срок оплаты выполненных работ;
6) Заказчиком в Графиках и в проекте сметы контракта (приложение N 5 к Извещению) (далее - Проект сметы контракта) установлен противоречивый размер резерва средств на непредвиденные работы и затраты;
7) Заказчиком в Извещении неправомерно указано наименование постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 в недействующей редакции;
8) Заказчиком в Извещении и в Проекте контракта установлены противоречивые требования к независимой гарантии обеспечения гарантийных обязательств.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с Законом о контрактной системе.
В ходе рассмотрения обращения Заявителя на действия Заказчика 30.11.2022 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения обращения в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 07.12.2022.
В соответствии с Извещением, протоколами, составленными в ходе проведения Аукциона:
1) Извещение размещено в ЕИС - 21.10.2022;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 5 630 424 269 руб.;
4) источник финансирования - бюджет субъекта Российской Федерации, КБК - 81004091610098300414;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 10.11.2022;
6) на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников закупки, которые признаны соответствующими требованиям Извещения и Закона о контрактной системе;
7) между Заказчиком и ООО "РостовАвтоДорСтрой" заключен государственный контракт от 25.11.2022 N 0158200000522000048_71556-ГК (реестровая запись в ЕИС - 2616305371522000067) по цене в размере 4 842 164 871,20 руб.
1.1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком осуществлено некорректное дробление объекта капитального строительства на этапы, что влечет за собой невозможность сдачи работ по этапам по отдельности, получения заключения органа государственного строительного надзора о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям проектной документации и заключения федерального государственного экологического надзора.
Пунктом 1 части 1 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) предусмотрено, что государственный строительный надзор осуществляется при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 ГрК РФ, за исключением случая, предусмотренного частью 3.3 статьи 49 ГрК РФ.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 54 ГрК РФ предметом государственного строительного надзора в отношении объектов капитального строительства является соблюдение требования наличия разрешения на строительство.
Согласно части 16 статьи 54 ГрК РФ после завершения строительства, реконструкции объекта капитального строительства органом государственного строительного надзора проводится выездная проверка, по результатам которой оцениваются выполненные работы и принимается решение о выдаче заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства указанным в пункте 1 части 5 статьи 49 ГрК РФ требованиям проектной документации либо об отказе в выдаче такого заключения.
В соответствии с частью 4 статьи 52 Закона о контрактной системе при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства на основании договора строительного подряда с застройщиком или техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором указанные лица должны подготовить земельный участок для строительства и (или) объект капитального строительства для реконструкции или капитального ремонта, а также передать индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу, с которыми заключен такой договор, материалы и результаты инженерных изысканий, проектную документацию, разрешение на строительство.
Согласно Извещению объектом закупки является строительство автомобильной дороги "Западная хорда" от а/д А-280 Ростов-на-Дону - Таганрог до моста через реку Дон на Западном обходе (ул. Всесоюзная - Западное шоссе) (1 этап) (этап 1.3).
В соответствии с пояснительной запиской (том 1 - 1.1 проектной документации) строительство автомобильной дороги разделено на этапы строительства 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.5, 2.
Пунктом 5.19 Проекта контракта установлено, что результатом выполненных работ по контракту является построенный объект капитального строительства, в отношении которого получено заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям проектной документации и заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью 5 статьи 54 ГрК РФ.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что на основании заключенного государственного контракта подрядчику передается разрешение на строительство отдельного этапа. Таким образом, заключение органа государственного строительного надзора будет получено подрядчиком в случае соответствия построенного объекта капитального строительства требованиям проектной документации.
При этом в силу пункта 3 части 5 статьи 54 ГрК РФ при строительстве объектов капитального строительства, в отношении которых осуществляется государственный строительный надзор, не осуществляются государственный экологический контроль (надзор).
Вместе с тем представителями Заявителя на заседании Комиссии не представлены документы и сведения, позволяющие Комиссии прийти к выводу об обоснованности довода, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
1.2. Согласно доводу Заявителя Заказчиком ненадлежащим образом сформировано описание объекта закупки, поскольку в проектной документации, сметной документации и в Проекте сметы контракта содержится противоречивая информация в отношении объемов работ.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должно содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, или типовую проектную документацию, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства. Включение проектной документации в описание объекта закупки в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе
Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, позволяющие определить соответствие закупаемой работы установленным заказчиком требованиям.
В жалобе Заявителя приведен, в том числе следующий пример: в ведомости проектируемой дорожной одежды по основному ходу (Том 1.3 - 3.1.1 проектной документации) предусмотрен геотекстиль в объеме - 44 195 м2, в локально-сметном расчете N ЛС-02-01-05 и в Проекте сметы контракта предусмотрен геотекстиль в объеме - 44 115 м2.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что в сметной документации представлен правильный расчетный объем, проектная ведомость будет скорректирована при разработке рабочей документации, при этом на проектную документацию получено положительное заключение государственной экспертизы от 25.07.2022 N 61-1-1-3-050257-2022.
Вместе с тем представителями Заявителя на заседании Комиссии не представлены документы и сведения, позволяющие Комиссии прийти к выводу об обоснованности довода, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
1.3. Согласно доводу Заявителя Заказчиком не размещена проектная документация в полном объеме, а именно не размещены тома проектной документации по этапам строительства 1.1, 1.2, 1.4, 1.5, 2.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
В соответствии с частью 6 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.
При этом согласно части 2 статьи 48 ГрК РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Согласно пояснениям Заказчика проектная документация размещена в объеме, требующемся для реализации этапа 1.3. Кроме того, в перечне томов проектной документации содержатся технические ошибки. Например, не разрабатывались тома проектной документации 1.4-3.6.1 - 2271-1.4-ТКР-6.1, 1.4-3.6.2 - 2271-1.4-ТКР-6.2, 1.4-3.8 - 2271-1.4-ТКР-8, 1.3 - 3.8 - 2271-1.3-ТКР-8. Также, упоминание в проектной документации этапа 2 строительства необходимо для отражения будущего проекта, который в настоящее время не планируется Заказчиком в связи с отсутствием финансирования.
Вместе с тем для целей информационного обеспечения закупки в извещении о проведении закупки должны содержаться достаточные сведения об объекте закупки, позволяющие потенциальному участнику сформировать свое предложение о цене контракта.
При этом отсутствие в описании объекта закупки полной информации об объеме выполняемых работ создает препятствия для оценки участниками закупки экономической целесообразности их участия в закупке и формирования ценового предложения.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, не разместившего в ЕИС тома проектной документации по этапам строительства 1.1, 1.2, 1.4, 1.5, нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
2. Согласно доводу Заявителя Заказчиком в Извещении и в Проекте контракта установлена противоречивая информация в отношении финансового обеспечения закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт.
Согласно Извещению финансовое обеспечение закупки в 2023 году составляет 5 067 381 842,10 руб., в 2024 году - 563 042 426,90 руб.
При этом пунктом 2.1.1 Проекта контракта установлено следующее: "Финансирование с учетом выплаты аванса в соответствии с пунктом 3.1 контракта:
в 2023 год - ____________ рублей __________ копеек. Код бюджетной классификации: 81004091610098300414, доп. эк. 14511137.
в 2023 году - ____________ рублей __________ копеек. Код бюджетной классификации: 81004091610098300414, доп. эк. 14511137".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, указавшего в Извещении и в Проекте контракта противоречивую информацию в отношении финансового обеспечения закупки, нарушают часть 1 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
3.1. Согласно доводу Заявителя распределение объемов работ по месяцам в Графике строительства не соответствует распределению денежных средств по месяцам в Графике оплаты.
В соответствии с частью 6 статьи 110.2 Закона о контрактной системе объем, содержание работ по контрактам, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, определяются проектной документацией объектов капитального строительства, а также иной технической документацией, предусмотренной такими контрактами. При этом выполнение работ по таким контрактам осуществляется в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ, являющимся обязательным приложением к таким контрактам.
Согласно пункту 2.1 методики составления графика выполнения строительно-монтажных работ и графика оплаты выполненных по контракту (договору), предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, работ (далее - Методика), утвержденной приказом Минстроя России от 05.06.2018 N 336/пр, составление графика выполнения работ осуществляется в соответствии с утвержденной проектной документацией на строительство, реконструкцию объекта.
Пунктом 3.6 Методики установлено, что в графике оплаты выполненных работ по контракту в колонке "сумма к оплате" указывается подлежащая выплате подрядчику сумма денежных средств, определяемая исходя из цены контракта с учетом доли в ней соответствующего этапа выполнения контракта и (или) комплекса работ и (или) вида работ и (или) части работ отдельного вида работ, ранее выплаченного подрядчику аванса и суммы, подлежащей выплате после приемки заказчиком всех предусмотренных контрактом работ, размер которой определяется заказчиком.
Учитывая изложенное, график выполнения строительно-монтажных работ составляется в соответствии с утвержденной проектной документацией и распределение объемов работ по месяцам не зависит от суммы денежных средств, подлежащей выплате подрядчику.
Кроме того, согласно доводу Заявителя в Графике оплаты предусмотрена поэтапная приемка и оплата выполненных подрядчиком работ по месяцам, при этом в соответствии с Извещением контракт не разделен на этапы исполнения контракта.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать информацию о сроках исполнения контракта (отдельных этапах исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы).
В силу пункта 8.4 статьи 3 Закона о контрактной системе отдельный этап исполнения контракта - часть обязательства поставщика (подрядчика, исполнителя), в отношении которого контрактом установлена обязанность заказчика обеспечить приемку (с оформлением в соответствии с Законом о контрактной системе документа о приемке) и оплату поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуг.
Согласно пункту 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 Закона о контрактной системе, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом.
В силу пункта 3.1 Проекта контракта государственный заказчик оплачивает результаты выполненных по контракту работ в размерах, установленных контрактом, Графиком оплаты с учетом Графика строительства и в срок не более 7 рабочих дней с даты подписания государственным заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 3.3 Проекта контракта государственный заказчик в срок не позднее 15 рабочих дней с даты получения от подрядчика документов, указанных в пункте 3.2, перечисляет подрядчику аванс в размере 90 % от цены контракта, но не более лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год, доведенных в установленном порядке на соответствующие цели.
Пунктом 5.3 Проекта контракта установлено, что подрядчик в течение 3 рабочих дней с момента завершения выполнения работ, предусмотренных Графиком строительства, уведомляет государственного заказчика о завершении всего объема работ, после чего представляет государственному заказчику документ о приемке, подписанный в ЕИС.
Таким образом, из Проекта контракта следует, что оплата выполненных работ осуществляется Заказчиком подрядчику после завершения подрядчиком всего объема работ, предусмотренных Графиком строительства,
Вместе с тем Комиссией установлено, что Графиком оплаты предусмотрены этапы исполнения контракта и оплата выполненных подрядчиком работ по месяцам.
При этом в Извещении указано следующее: "Контракт не разделен на этапы исполнения контракта".
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, указавшего в Извещении, в Графике оплаты и в Проекте контракта противоречивые сведения относительно этапов исполнения контракта и порядка оплаты выполненных работ, нарушают часть 1 статьи 34, пункт 8 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
3.2. Согласно доводу Заявителя График строительства не соответствует пункту 1.2 Методики.
Пунктом 1.2 Методики установлено, что график выполнения строительно-монтажных должен содержать информацию о сроке начала строительства, реконструкции объекта капитального строительства (начальный срок), сроке окончания строительства, реконструкции объекта (конечный срок), о сроках завершения отдельных этапов выполнения работ по строительству, реконструкции объекта (промежуточные сроки).
Комиссией установлено, что в графической части Графика строительства начало строительства определено в январе 2023 года, окончание строительства в сентябре 2024 года.
Вместе с тем представителями Заявителя на заседании Комиссии не представлены документы и сведения, позволяющие Комиссии прийти к выводу об обоснованности довода, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3.3. Согласно доводу Заявителя График строительства не соответствует пункту 2.9 Методики.
Пунктом 2.9 Методики установлено, что в графике выполнения работ дополнительно должны быть отражены даты, не позднее которых должны состоятся следующие события: подписание сторонами акта о соответствии состояния земельного участка (объекта капитального строительства, подлежащего реконструкции) условиям контракта; передача подрядчику копии разрешения на строительство, реконструкцию объекта; копии решения собственника имущества о его сносе (при необходимости); копии разрешения на вырубку зеленых и лесных насаждений; копии технических условий и разрешений на временное присоединение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с проектом организации строительства; передача подрядчику копий документов, подтверждающих согласование производства отдельных работ, если необходимость такого согласования установлена законодательством Российской Федерации; подключение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с техническими условиями, предусмотренными проектной документацией; подписание акта о соответствии состояния земельного участка условиям контракта при завершении строительства, реконструкции объекта.
Комиссией установлено, что в Графике строительства не отражены требования пункта 2.9 Методики, что не позволяет участникам закупки определить порядок выполнения строительно-монтажных работ.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 6 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, а также содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
3.4. Согласно доводу Заявителя в Графике строительства содержится противоречивая информация в отношении объемов работ.
Так, например, в строке 75 Графика строительства "Устройство основания из асфальтобетонной смеси А 22 От на БНД 50/70толщиной 12 см, устраиваемого в 2 слоя (6+6 см)" предусмотрено всего в объеме 6 309 м2, при этом в мае 2023 года установлен объем - 6 339 м2.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, указавшего в Графике строительства противоречивую информацию в отношении объемов работ, нарушают часть 1 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
4. Согласно доводу Заявителя Заказчиком в Извещении и в Проекте контракта установлены противоречивые сроки исполнения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 94 Закона о контрактной системе исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и Законом о контрактной системе, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с Законом о контрактной системе экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при исполнении, изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 Закона о контрактной системе, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
Согласно Извещению дата начала исполнения контракта - с даты заключения контракта, дата окончания исполнения контракта - 12.11.2024.
Вместе с тем пунктом 4.1, 4.2 Проекта контракта установлен срок сдачи результатов выполненных работ по 30.09.2024 года (включительно), срок действия контракта по 31.12.2024, а в части обязательств, не исполненных к указанной дате (в том числе обязательств по оплате) - до полного исполнения сторонами своих обязательств по контракту.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, указавшего в Извещении противоречивые сведения относительно сроков исполнения контракта, нарушают часть 1 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
5. Согласно доводу Заявителя Заказчиком в Проекте контракта неправомерно установлен срок оплаты выполненных работ не более 7 рабочих дней, вместо срока оплаты не более 10 рабочих дней.
В соответствии с Извещением все расчеты по контракту подлежат казначейскому сопровождению.
Согласно пункту 3 части 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренный контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если в соответствии с законодательством Российской Федерации расчеты по контракту или расчеты по контракту в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению, при этом срок оплаты должен составлять не более десяти рабочих дней с даты подписания документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Законом о контрактной системе.
Пунктом 3.1 Проекта контракта срок оплаты выполненных работ составляет не более 7 рабочих дней с даты подписания государственным заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем Комиссия приходит к выводу, что установленный Заказчиком срок оплаты выполненных работ не противоречит пункту 3 части 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе.
При этом представителями Заявителя на заседании Комиссии не представлены документы и сведения, позволяющие Комиссии прийти к выводу об обоснованности довода, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
6. Согласно доводу Заявителя Заказчиком в Графиках и в Проекте сметы контракта установлен противоречивый размер резерва средств на непредвиденные работы и затраты.
В соответствии с Графиком оплаты и Проектом сметы контракта резерв средств на непредвиденные работы и затраты составляет 110 074 902 руб., при этом в Графике строительства размер резерва средств на непредвиденные работы и затраты не установлен.
При этом представителями Заявителя на заседании Комиссии не представлены документы и сведения, позволяющие Комиссии прийти к выводу об обоснованности довода, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
7. Согласно доводу Заявителя Заказчиком в Извещении неправомерно указано наименование постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 в недействующей редакции.
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать информацию о требованиях, предъявляемых к участникам закупки, в том числе в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям.
Постановлением правительства Российской Федерации от 23.05.2022 N 937 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2021 N 2571" изменено наименование постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" на "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации".
Согласно пункту 11.2 электронного документа "Извещение_этап 1.3 редакция 2" к участникам закупки предъявляются требования согласно позиции 17 раздела III приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации".
Вместе с тем Заказчиком в Извещении указаны реквизиты постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571, а также исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям, предусмотренным позицией 17 приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571, что позволяет потенциальным участникам закупки определить требования Заказчика.
При этом представителями Заявителя на заседании Комиссии не представлены документы и сведения, позволяющие Комиссии прийти к выводу об обоснованности довода, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
8. Согласно доводу Заявителя Заказчиком в Извещении указано, что независимая гарантия должна содержать идентификационный код закупки, что не предусмотрено положениями Проекта контракта.
Пунктом 1 части 2 статьи 45 Закона о контрактной системе установлено, что независимая гарантия должна быть безотзывной и должна содержать сумму независимой гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в установленных частью 15 статьи 44 Закона о контрактной системе случаях, или сумму независимой гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом в соответствии со статьей 96 Закона о контрактной системе, а также идентификационный код закупки, при осуществлении которой предоставляется такая независимая гарантия.
В соответствии с пунктом 16.3 электронного документа "Извещение_этап 1.3 редакция 2" размер обеспечения исполнения гарантийных обязательств составляет: 1 % от НМЦК, что составляет 56 304 242, 69 руб.
Согласно подпункту 1 пункта 16.4 электронного документа "Извещение_этап 1.3 редакция 2" независимая гарантия гарантийных обязательств должна быть безотзывной и должна содержать сумму независимой гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом в соответствии со статьей 96 Законом о контрактной системе, а также идентификационный код закупки, при осуществлении которой предоставляется такая независимая гарантия.
В соответствии с пунктом 22.1 Проекта контракта требования к гарантии качества работ обеспечиваются подрядчиком посредством предоставления независимой гарантии, соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на счет, указанный в пункте 22.5 Проекта контракта.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что требования в Извещении к независимой гарантии обеспечения гарантийных обязательств не противоречат положениям Проекта контракта.
Кроме того, согласно доводу Заявителя Заказчиком в Проекте контракта установлено условие о том, что независимая гарантия обеспечения гарантийных обязательств должна содержать указание на дату заключения контракта, номер контракта и предмет контракта, что не предусмотрено Извещением.
Пунктом 22.4.2 Проекта контракта установлено, что независимая гарантия должна быть безотзывной и должна содержать: обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается независимой гарантией с указанием даты заключения и номера контракта, предмета контракта.
Вместе с тем согласно подпункту 2 пункта 16.4 электронного документа "Извещение_этап 1.3 редакция 2" независимая гарантия гарантийных обязательств должна быть безотзывной и должна содержать обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается независимой гарантией.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что условия в Проекте контракта к независимой гарантии обеспечения гарантийных обязательств не противоречат требованиям в Извещении.
С учетом изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушения части 1 статьи 34, пункта 8 части 1, пункта 1 части 2 статьи 42, части 6 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.
2. Предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать, поскольку Заказчиком заключен государственный контракт.
3. Передать материалы от 07.12.2022 по делу N 22/44/99/250 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 7 декабря 2022 г. N 22/44/99/250
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.12.2022