Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО "МедикалТек" на действия Заказчика Министерства здравоохранения Саратовской области и Уполномоченного учреждения ГКУ СО "Государственное агентство по централизации закупок" при проведении электронного аукциона N 0860200000822007458 "поставка системы рентгеновской компьютерной томографии всего тела",
УСТАНОВИЛА:
30.11.2022 в Саратовское УФАС России поступила жалоба ООО "МедикалТек" на действия Заказчика Министерства здравоохранения Саратовской области и Уполномоченного учреждения ГКУ СО "Государственное агентство по централизации закупок" при проведении электронного аукциона N 0860200000822007458 "поставка системы рентгеновской компьютерной томографии всего тела" (далее - Аукцион).
Из жалобы Заявителя следует, что по совокупности параметров, установленных Заказчиком в описании объекта закупки подходит только оборудование конкретной модели производителя - Philips Incisive.
Представители Заявителя, присутствующие при рассмотрении жалобы, доводы, изложенные в жалобе, поддержали в полном объеме.
Представитель Заказчика и Уполномоченного учреждения, присутствующие на рассмотрении жалобы, считают жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Изучив представленные сведения и документы, проведя внеплановую проверку, Комиссия пришла к следующим выводам:
18.11.2022 в Единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение о проведении Аукциона.
Заказчиком по данному Аукциону является Министерство здравоохранения Саратовской области.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 35 592 266,67 рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
В силу п.1 ч.2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Исходя из смысла п. 1 ч.1, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
Таким образом, действующее законодательство о контрактной системе в
сфере закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и его потребностей. В частности, при описании объекта закупки заказчик вправе указывать функциональные, технические и качественные характеристики товара, которые являются определяющими для него. Кроме того, заказчик не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару.
Согласно извещению, объектом закупки является поставка системы рентгеновской компьютерной томографии всего тела.
В приложении N1 "Описание объекта закупки" к Извещению установлены функциональные, технические характеристики к поставляемому товару (далееОписание объекта закупки).
Из жалобы Заявителя следует, что описанию объекта закупки не соответствует такое оборудование как Neusoft NeuViz 64, Canon Aquilian Lightning, SIEMEMS Healthineers goUp.
Согласно пояснению представителя Уполномоченного учреждения описанию объекта закупки соответствует товар не менее чем двух производителей: Philips Incisive CT и Система компьютерной томографии Siemens Somatom go.Top, что подтверждает отсутствие ограничения количества участников закупки.
В рамках перерыва Саратовским УФАС России направлен запрос ООО "Сименс Здравоохранение" о соответствии системы компьютерной томографии Siemens Somatom go.Top описанию объекта закупки по Аукциону.
ООО "Сименс Здравоохранение" в ответе на запрос сообщило, что система компьютерной томографии SOMATOM go.Top с принадлежностями (регистрационное удостоверение N РЗН 2019/9017 от 06.12.2021) не соответствует техническим требованиям, приведенным в описании объекта закупки по Аукциону.
В описании объекта закупки установлена характеристика "Диаметр отверстия гентри, мм, Не менее 720". Согласно пояснениям Заказчика данная характеристика установлена согласно п. 5.1 ГОСТ 55771-2013 "диаметр отверстия гантри". Больший диаметр отверстия гентри обеспечивает возможность обследования тучных пациентов (количество которых по статистике увеличивается) и пациентов с боязнью закрытого пространства. А также для выявления онкологии, где необходимо обеспечить хорошую доступность патологического очага. При необходимости сканирующая система может наклоняться назад или вперед до 30 градусов. Чем меньше диаметр, тем сложнее проводить исследование с наклоном.
В описании объекта закупки установлена характеристика "Минимальное время оборота рентгеновской трубки, сек Не более 0,5". Согласно доводам Заказчика, данная характеристика установлена согласно п.5.1 ГОСТ 55771-2013 "минимальное время оборота рентгеновской трубки". Данный параметр влияет на скорость проведения исследований и обследование большего количества пациентов, что особо актуально при нехватке данного оборудования.
В описании объекта закупки установлена характеристика "Минимальное значение питча (шага сканирования) в спиральном режиме Не более 0,15". Согласно доводам Заказчика, параметр необходим для оптимизации режима сканирования в зависимости от клинической задачи.
В описании объекта закупки установлена характеристика "Максимальная длительность спирального сканирования, сек Не менее 120". Согласно доводам Заказчика, параметр необходим для оптимизации режима сканирования в зависимости от клинической задачи. Спиральная КТ позволяет получать не только поперечные, но также фронтальные и сагиттальные срезы, что расширяет её диагностические возможности. На основании спиральной КТ разрабатывают новые методики.
В описании объекта закупки установлена характеристика "Скорость перемещения стола для пациента, мм/с. Не менее 230". Согласно доводам Заказчика, данная характеристика установлена согласно п.5.1 ГОСТ 55771-2013 "скорость перемещения стола для пациента". Для удобства позиционирования и сокращения времени исследования, обследование большего количества пациентов, что особо актуально при нехватке данного оборудования.
В описании объекта закупки установлена характеристика "Диапазон горизонтального перемещения пациента, мм. Не менее 1860". Согласно доводам Заказчика, данная характеристика установлена согласно п.5.1 ГОСТ 55771-2013 "Диапазон горизонтального перемещения пациента". Для удобства позиционирования и сокращения времени исследования.
В описании объекта закупки установлена характеристика "Низкоконтрастное разрешение при 0.3%, мм не более 5,0". Согласно доводам Заказчика, данная характеристика установлена для исследования мягких тканей, определяет качество визуализации и дифференцировки при исследовании мягких тканей обеспечивает возможность выявлять низкоконтрастные детали).
В описании объекта закупки установлена характеристика "Время реконструкции изображения, изобр./сек Не менее 28". Согласно доводам Заказчика, данная характеристика установлена согласно п. 5.1 ГОСТ Р 55771 - 2013 "время реконструкции изображения". Для сокращения времени проведения исследования.
В описании объекта закупки установлена характеристика "Номинальная мощность генератора, кВт. Не менее 55". Согласно доводам Заказчика, данная характеристика установлена согласно п.5.1 ГОСТ Р 55771 - 2013 "номинальная мощность рентгеновского генератора". Для оптимизации режима сканирования в зависимости от клинической задачи и оптимизации работы оборудования.
В описании объекта закупки установлена характеристика "Максимальное напряжение, кВ Не менее 140". Согласно доводам Заказчика, данная характеристика установлена для оптимизации режима сканирования в зависимости от клинической задачи, повышения качества визуализации и оптимизации дозы облучения.
В описании объекта закупки установлена характеристика "Максимальное значение тока, мА. Не менее 667". Согласно доводам Заказчика, данная характеристика установлена для оптимизации режима сканирования в зависимости от клинической задачи, повышения качества визуализации и оптимизации дозы облучения.
В описании объекта закупки установлена характеристика "Скорость охлаждения рентгеновской трубки, кHU/мин". Согласно доводам Заказчика, данная характеристика установлена согласно п.5.1 ГОСТ Р 55771-2013 "скорость охлаждения рентгеновской трубки". Для предотвращения перегрева рентгеновской трубки и увеличения ее износостойкости.
В описании объекта закупки установлена характеристика "Размер максимального фокусного пятна в соответствии со стандартом IEC, мм. Не более 1,4 х 1,4". Согласно доводам Заказчика, данная характеристика установлена для получения изображений высокого диагностического качества, оптимизации дозовой нагрузки на пациента.
В описании объекта закупки установлена характеристика "Потребляемая мощность, кВА. Не менее 115". Согласно доводам Заказчика, данная характеристика установлена согласно п. 5.1 ГОСТ 55771-2013 "потребляемая мощность". Для возможности подключения оборудования к электросетям заказчика.
Согласно пункту 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
В силу ст. 6 Закона о контрактной системе к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.
В соответствии с пунктом 2 указанного Обзора нарушением является включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, лишь в отсутствие специфики использования такого товара.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.12.2010 N 11017/10 и поддержанной Верховным Судом Российской Федерации в определениях от 18.12.2015 N 306-КГ15-16795 и от 31.07.2017 N 305-КГ17-2243, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать обоснованным потребностям заказчика. Включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих целям торгов, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
Согласно ч.1 ст. 12 Закона о контрактной системе заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупки, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективности и результативности обеспечения государственных и муниципальных нужд.
При этом для достижения указанной цели заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки (его характеристики).
В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о контрактной системе участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы.
Объектом закупки является поставка товара, а не его изготовление, следовательно, принять участие в данной закупке может любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, дилеры, дистрибьютеры, поставщики, производители, готовые поставить товар, отвечающий требованиям описания объекта закупки и удовлетворяющий потребности заказчика.
Отсутствие у лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также ограничении заказчиком числа участников торгов.
Заявителем не предоставлено каких-либо доказательств, относительно невозможности закупить товар необходимый заказчику.
Отсутствие у Заявителя возможности поставить товар, соответствующий потребности Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав данного участника закупки.
Исходя из вышеизложенного, действующее законодательство о контрактной системе в сфере закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и его потребностей. В частности, при описании объекта закупки заказчик вправе указывать функциональные, технические и качественные характеристики товара, которые являются определяющими для него. Кроме того, Заказчик не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару.
Согласно Обзору судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017) указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Таким образом, довод жалобы признан необоснованным.
Учитывая вышеизложенное и на основании, ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Саратовского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "МедикалТек" на действия Заказчика Министерства здравоохранения Саратовской области и Уполномоченного учреждения ГКУ СО "Государственное агентство по централизации закупок" при проведении электронного аукциона N 0860200000822007458 "поставка системы рентгеновской компьютерной томографии всего тела" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 7 декабря 2022 г. N 064/06/33-1121/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.12.2022