рассмотрев жалобу АО "СТРАХОВОЕ ОБЩЕСТВО ГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ" на действия Единой комиссии ГКУ СО "ГОСУДАРСТВЕННОЕ АГЕНТСТВО ПО ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ ЗАКУПОК" при проведении открытого конкурса в электронной форме N 0860200000822007344 "Оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасных объектов за причинение вреда на опасных объектах",
УСТАНОВИЛА:
09.12.2022 в Саратовское УФАС России поступила жалоба АО "СТРАХОВОЕ ОБЩЕСТВО ГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ" (далее- Заявитель) на действия Единой комиссии ГКУ СО "ГОСУДАРСТВЕННОЕ АГЕНТСТВО ПО
ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ ЗАКУПОК" при проведении открытого конкурса в электронной форме N 0860200000822007344 "Оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасных объектов за причинение вреда на опасных объектах" (далее - Конкурс).
Из жалобы Заявителя следует, что действия Единой комиссии при определении победителя Конкурса нарушают требования Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Представители Заявителя, присутствующие при рассмотрении жалобы, доводы, изложенные в жалобе поддержали в полном объеме.
Представитель Уполномоченного учреждения, присутствующий на рассмотрении жалобы, считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Изучив представленные сведения и документы, проведя внеплановую проверку, Комиссия пришла к следующим выводам:
15.11.2022 в Единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение об осуществлении закупки.
Заказчиком по данному Конкурсу является Государственное унитарное предприятие Саратовской области "Областная инженерная защита".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 967 650,00 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 05.12.2022 NИЭОК1 на участие в закупке подано 5 заявок. Все заявки признаны соответствующими требованиям извещения. Победителем Конкурса признан участник с идентификационным номером 7.
В соответствии с ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В силу п.11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 года N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" утверждено положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства N 2604) утвержден порядок оценки заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно п. 2 Постановления Правительства N 2604 оценка заявок - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, и в соответствии с Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
В соответствии с п.п. "г" п. 3 Постановления Правительства N 2604 для оценки заявок в соответствии с Положением применяется критерий "квалификация участников закупки".
Согласно п. 8 Постановления Правительства N 2604 в случае применения показателей оценки по критерию оценки, предусмотренному, подпунктом "г" пункта 3 Положения:
а) применяются детализирующие показатели;
б) в отношении каждого детализирующего показателя устанавливается значимость детализирующего показателя. Сумма величин значимости всех применяемых детализирующих показателей по показателю оценки составляет 100 процентов;
в) оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов.
Согласно п.п "в" п. 24 Постановления Правительства N 2604 для оценки заявок по критерию оценки "Квалификация участников закупки" применяется, показатель оценки "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта".
Согласно п. 25 Постановления Правительства N 2604 для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным п. 24 Положения, применяются детализирующие показатели.
Пунктом 28 Постановления Правительства N 2604 в частности установлено, что в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки: общая цена исполненных участником закупки договоров; общее количество исполненных участником закупки договоров; наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном пунктами 20 и 21 настоящего Положения, применение шкалы оценки не допускается;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению: устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя); устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров); может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
Согласно Извещению, объектом закупки является оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасных объектов за причинение вреда на опасных объектах. Требования, к содержанию составу заявки на участие в закупке и инструкция по её заполнению содержаться в Приложении N 3.
В соответствии с Разделом II "Критерии и показатели оценки заявок на участие в закупке" Приложения N3 к Извещению Заказчиком установлено два критерия оценки:
1. "Цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" значимость критерия 60%.
2. "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" значимость критерия 40%.
По критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" показателями оценки является: наличие у участников закупки финансовых ресурсов; наличие у участников закупки опыта оказания услуги, связанного с предметом контракта; наличие у участников закупки деловой репутации.
Согласно п.п.2.2 п.2 Раздела III "Отдельные положения о применении отдельных критериев оценки, показателей оценки и показателей оценки, детализирующих показатели оценки, предусмотренных разделом II настоящего документа" Приложения N3 к извещению по показателю оценки "Наличие у участников закупки опыта оказания услуги, связанного с предметом контракта" оценка заявок по детализирующим показателям, осуществляется в следующем порядке:
Документом, подтверждающим наличие у участника закупки опыта оказания услуги, связанного с предметом контракта, является:
- исполненный контракт на оказание услуг по страхованию с наибольшейценой;
- акт (акты) оказанных услуг, составленный (составленные) при исполненииконтракта, при этом последний акт должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.
В соответствии с ч. 11 ст. 48 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с п. 2 ч. 10 ст. 48 Закона о контрактной системе, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с п. 2 ч. 10 ст. 48 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке, соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке;
б) осуществляют оценку вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критерию, предусмотренному п. 4 ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе (если такой критерий установлен извещением об осуществлении закупки);
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протоколрассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, после подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Согласно Протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок, на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 02.12.2022 NПРОII1 участнику закупки с идентификационным номером заявки 7 СТРАХОВОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ВСК" по показателю критерия оценки квалификация участников закупки - "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта" присвоено 35.00 баллов.
Согласно п.1 ч.14 ст. 48 Закона о контрактной системе не позднее одного
часа с момента получения направленного в соответствии с п. 2 ч. 11 настоящей статьи протокола рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке оператор электронной площадки направляет заказчику ценовые предложения участников закупки, вторые части заявок которых признаны соответствующими извещению об осуществлении закупки.
В соответствии с п.п. б п. 1 ч. 15 ст. 48 Закона о контрактной системе не
позднее одного рабочего дня со дня, следующего за днем получения информации и документов в соответствии с пунктом 1 части 14 настоящей статьи члены комиссии по осуществлению закупок на основании результатов оценки первых и вторых частей заявок на участие в закупке, содержащихся в протоколах, предусмотренных частями 6 и 13 настоящей статьи, а также оценки, предусмотренной подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, первая и вторая части которой признаны соответствующими извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в таких заявках условий исполнения контракта и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в закупке содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в закупке, которая поступила ранее других заявок на участие в закупке, содержащих такие же условия. При таких обстоятельствах доводы жалобы не нашел своего подтверждения.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 05.12.2022 NИЭОК1 победителем закупки признан участник закупки с идентификационным номером заявки 7 СТРАХОВОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ВСК".
Комиссией Саратовского УФАС России установлено, что участник закупки с идентификационным номером заявки 7 СТРАХОВОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ВСК" в качестве подтверждения квалификации участника закупки критерию оценки "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта" представил государственный контракт N СД-14ю/385 от 03.12.2019 на осуществление добровольного медицинского страхования судей, в том числе пребывающих в отставке, и членов их семей. Цена контракта 805 919 790,24 рублей, а также акты оказанных услуг на сумму 805 919 600,24 рублей.
Из жалобы Заявителя следует, что Единая комиссия неправомерно
признала победителем Конкурса участника закупки с идентификационным номером заявки 7 СТРАХОВОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ВСК" поскольку победителем в качестве опыта представлен контракт, не соответствующий требованиям Извещения.
По мнению Заявителя, представленный участником закупки с идентификационным номером заявки 7 СТРАХОВОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ВСК" государственный контракт не связан с предметом контракта, а именно с оказанием услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасных объектов за причинение вреда на опасных объектах.
Присутствующий на рассмотрении жалобы представитель
Уполномоченного учреждения пояснил, что Заявитель необоснованно считает, что подтверждением опыта участника закупки являются только договора по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасных объектов за причинение вреда на опасных объектах.
Извещением об осуществлении закупки предметом договора (договоров), оцениваемого по детализирующему показателю "наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров, сопоставимый с предметом контракта" определен как услуги по страхованию.
Победителем Конкурса был предложен к оценке контракт на
осуществление добровольного медицинского страхования судей, в том числе пребывающих в отставке, членов их семей на сумму 805919790,24 рублей, заключенный в соответствии с Законом о контрактной системе, который в полном соответствии с положениями извещения был принят к оценке комиссией по осуществлению закупок.
Согласно п. 1 ст. 927 Гражданского Кодекса Российской Федерации
страхование осуществляется на основании договоров имущественного или личного страхования, заключаемых гражданином или юридическим лицом (страхователем) со страховой организацией (страховщиком).
В соответствии с п.2 ст. 927 Гражданского кодекса Российской Федерации
в случаях, когда законом на указанных в нем лиц возлагается обязанность страховать в качестве страхователей жизнь, здоровье или имущество других лиц либо свою гражданскую ответственность перед другими лицами за свой счет или за счет заинтересованных лиц (обязательное страхование), страхование осуществляется путем заключения договоров в соответствии с правилами настоящей главы. Для страховщиков заключение договоров страхования на предложенных страхователем условиях не является обязательным.
Согласно ст. 2 Закона РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации
страхового дела в Российской Федерации" страхование - отношения по защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков; страховая деятельность (страховое дело) - сфера деятельности страховщиков по страхованию, перестрахованию, взаимному страхованию, а также страховых брокеров по оказанию услуг, связанных со страхованием, с перестрахованием.
В ст. 32.9 Закона РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового
дела в Российской Федерации" установлены виды страхования в частности в Российской Федерации осуществляются следующие виды страхования: страхование жизни на случай смерти, дожития до определенного возраста или срока либо наступления иного события; пенсионное страхование; страхование жизни с условием периодических страховых выплат (ренты, аннуитетов) и (или) с участием страхователя в инвестиционном доходе страховщика; страхование от несчастных случаев и болезней; медицинское страхование; страхование средств наземного транспорта (за исключением средств железнодорожного транспорта); страхование средств железнодорожного транспорта; страхование средств воздушного транспорта; страхование средств водного транспорта; страхование имущества юридических лиц, за исключением транспортных средств и сельскохозяйственного страхования; страхование имущества граждан, за исключением транспортных средств; страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств; страхование гражданской ответственности владельцев средств воздушного транспорта; страхование гражданской ответственности владельцев средств водного транспорта; страхование гражданской ответственности владельцев средств железнодорожного транспорта; страхование гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные объекты; страхование гражданской ответственности за причинение вреда вследствие недостатков товаров, работ, услуг; страхование гражданской ответственности за причинение вреда третьим лицам; страхование гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору; страхование предпринимательских рисков; страхование финансовых рисков; иные виды страхования, предусмотренные федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования.
Таким образом, Закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации
страхового дела в Российской Федерации" и статья 927 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливают все возможные виды страхования, в частности добровольное и обязательное, имущественное и личное страхование.
Кроме того, оценка заявок по критерию оценки "квалификация
участников закупки" в отношении показателя "наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта" позволяет учитывать договор (договоры) сопоставимого характера и объема с предметом планируемой закупки.
С учетом того, что перечень документов, установленный п.п. в п. 28 Постановления Правительства N 2604, подтверждающий наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, не является исчерпывающим, заказчик вправе установить требование о представлении участниками закупки помимо договоров и актов, предусмотренных абзацем третьим данного подпункта, дополнительных документов, подтверждающих исполнение указанных договоров.
При этом установленные заказчиком информация и документы не должны приводить к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупки.
При этом Заказчик самостоятельно определяет с учетом специфики
планируемой закупки необходимые требования к участникам закупки, в том числе к установлению соответствующего опыта у участника закупки, подлежащие оценке заказчиком, необходимые для поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, являющихся объектом закупки.
Аналогичная позиция изложена в Письме Министерства финансов Российской Федерации от 06.05.2022 N 24-06-07/41956.
Заказчиком в п.п.2.2 п.2 Раздела III "Отдельные положения о применении отдельных критериев оценки, показателей оценки и показателей оценки, детализирующих показатели оценки, предусмотренных разделом II настоящего документа" Приложения N3 детализирован критерий оценки опыт оказания услуги, связанного с предметом контракта, который подтверждается исполненным контрактом на оказание услуг по страхованию с наибольшей ценой.
Таким образом, исходя из содержания Приложения N3 к Извещению в рамках оценки опыта оказания услуги, связанного с предметом контракта, оцениваются контракты предметом которых являются услуги по страхованию.
Стоит отметить, что установленное заказчиком требование к опыту оказания услуг не приводит к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупки, а расширяет возможность представления документов в качестве опыта выполнения работ.
В соответствии с п.п б п. 1 ч. 15 ст. 48 Закона о контрактной системе не
позднее одного рабочего дня со дня, следующего за днем получения информации и документов в соответствии с пунктом 1 части 14 настоящей статьи члены комиссии по осуществлению закупок на основании результатов оценки первых и вторых частей заявок на участие в закупке, содержащихся в протоколах, предусмотренных частями 6 и 13 настоящей статьи, а также оценки, предусмотренной подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, первая и вторая части которой признаны соответствующими извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в таких заявках условий исполнения контракта и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в закупке содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в закупке, которая поступила ранее других заявок на участие в закупке, содержащих такие же условия.
Таким образом, действия Единой комиссии, признавшей победителем Конкурса участника закупки с идентификационным номером заявки 7 СТРАХОВОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ВСК" не противоречат требованиям законодательства о контрактной системе.
При таких обстоятельствах довод жалобы не нашел своего
подтверждения.
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчик при установлении в Извещении порядка оценки заявок участников закупки нарушил требования законодательства о контрактной системе.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 105 Закона о контрактной системе жалоба на
положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. При этом участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). В случае внесения в соответствии с настоящим Федеральным законом изменений в извещение об осуществлении закупки, документацию о закупке участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения таких извещения, документации после внесения в них таких изменений.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона, окончание
срока подачи заявок на участие в закупке - 15.11.2022.
Жалоба подана через функционал ЕИС 07.12.2022, то есть по истечении
регламентированного п. 1 ч. 2 ст. 105 Закона о контрактной системе срока.
Исходя из изложенного, Заявителем пропущен срок обжалования
положений извещения о проведении электронного аукциона.
Таким образом, указанный выше довод Заявителя не подлежит
рассмотрению.
Учитывая вышеизложенное и на основании, ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Саратовского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу АО "СТРАХОВОЕ ОБЩЕСТВО ГАЗОВОЙПРОМЫШЛЕННОСТИ" на действия Единой комиссии ГКУ СО "ГОСУДАРСТВЕННОЕ АГЕНТСТВОПО ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ ЗАКУПОК" при проведении открытого конкурса в электронной форме N 0860200000822007344 "Оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасных объектов за причинение вреда на опасных объектах" необоснованной.
2. Довод жалобы на положения извещения об осуществлении закупки неподлежит рассмотрению в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 105 Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 13 декабря 2022 г. N 064/06/48-1153/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.12.2022