Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России, Управление) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
в отсутствие:
представителей индивидуального предпринимателя _, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела N013/06/42-793/2022;
представителя Администрации городского поселения Чамзинка Чамзинского муниципального района Республики Мордовия, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела N013/06/42-793/2022, представившего ходатайство о рассмотрении настоящего без своего участия (вх.N2993/22 от 09.12.2022 года);
рассмотрев 12 декабря 2022 года жалобу предпринимателя _ (далее - ИП _, Заявитель) на действия Администрации городского поселения Чамзинка Чамзинского муниципального района Республики Мордовия (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона N0109300006122000053 на ремонт автомобильной дороги по ул. К.Маркса в р.п.Чамзинка Чамзинского муниципального района Республики Мордовия (далее - Аукцион), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 года N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Мордовское УФАС России 06.12.2022 года в 00 часов 14 минут посредством функционала сайта единой информационной системы в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) поступила жалоба от Заявителя на действия Заказчика.
С учетом соблюдения срока и порядка подачи жалобы, указанная жалоба принята к рассмотрению.
Уведомлением Мордовского УФАС России от 07.12.2022 года NЕЛ/2375/22 рассмотрение жалобы назначено на 12.12.2022 года в 12 часов 15 минут.
07.12.2022 года на сайте ЕИС в реестре жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений Мордовским УФАС России размещена информация о принятии жалобы Заявителя к рассмотрению по существу с указанием даты, времени и места ее рассмотрения, а также возможности использования систем видео-конференц-связи в соответствии с частью 2 статьи 106 Закона о контрактной системе (реестровый номер: 2022001091570008260001).
На заседании Комиссии Мордовского УФАС России установлено следующее.
Извещение N0109300006122000053 о проведении Аукциона размещено Заказчиком на официальном сайте ЕИС 25.11.2022 17:18 (МСК).
Начальная (максимальная) цена контракта: 5 531 031,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок: 06.12.2022 10:00.
Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги: 06.12.2022.
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя): 07.12.2022.
Код бюджетной классификации: 910040913102S6260244.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 06.12.2022 NИЭА1 по окончании указанного в извещении о проведении электронного аукциона срока подачи заявок 10:00 06.12.2022 года (время московское) поступили две заявки на участие в электронном аукционе под идентификационными номерами: 1; 2. Комиссия по осуществлению закупок приняла решение признать победителем электронного Аукциона участника с идентификационным номером 1, предложившего цену контракта - 4 950 272,64 рублей, заявка которого соответствует требованиям извещения о проведении закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Закона о контрактной системе при проведении конкурентных способов, при осуществлении закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона, участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В силу пункта 1 части 2 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. При этом участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Заявитель в жалобе указывает, что Заказчиком в извещении о проведении Аукциона в нарушение положений законодательства о контрактной системе Российской Федерации не установлены требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, позицией 18 раздела III приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 года N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации N 2571).
Изучив материалы дела, проанализировав содержание жалобы Заявителя, исследовав имеющиеся в деле доказательства, в результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 31 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частями 4, 5 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования. Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Дополнительные требования к участникам закупки в сфере дорожной деятельности, информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупок таким дополнительным требованиям, установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571.
В соответствии с абзацем 4 подпункта "а" пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации N 2571 положения настоящего постановления применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
На основании позиции 18 раздела III приложения к Постановлению Правительства Российской Федерации N 2571 для выполнения работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги требуется наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги;
2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги;
3) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги;
4) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги.
Цена выполненных работ по договорам, предусмотренным пунктами 1, 2 или 3 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 4 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 257) автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги (пункт 11 статьи 3 Федерального закона N 257).
Объектом рассматриваемой закупки является выполнение работ по ремонту автомобильной дороги по ул. К.Маркса в р.п.Чамзинка Чамзинского муниципального района Республики Мордовия с начальной (максимальной) ценой контракта 5 531 031,00 рублей. Закупка осуществляется за счет средств местного бюджета (бюджет городского поселения Чамзинка Чамзинского муниципального района Республики Мордовия).
На основании вышеприведенных законодательных норм, принимая во внимание объект рассматриваемой закупки и начальную (максимальную) цену контракта, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу, что при проведении электронного аукциона N0109300006122000053 муниципальным Заказчиком должно было быть установлено дополнительное требование к участникам закупки в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, позицией 18 раздела III приложения к постановлению Правительства Российской Федерации N 2571.
Между тем извещение о проведении электронного Аукциона не содержит таких дополнительных требований к участникам закупки.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в извещении требования к участникам закупки в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, позицией 18 раздела III приложения к постановлению Правительства Российской Федерации N 2571, нарушают пункт 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе и образуют признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Жалоба признается обоснованной.
Вместе с тем в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Мордовского УФАС России установлено следующее.
1. В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно пункту 17 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе размер обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если требование обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств установлено в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона).
Комиссией Мордовского УФАС России установлено, что извещение о проведении Аукциона в графе "Обеспечение исполнения контракта" содержит информацию "Обеспечение исполнения контракта не требуется"; в графе "Обеспечение гарантийных обязательств" содержит информацию "Обеспечение гарантийных обязательств не требуется".
При этом в составе извещения в виде электронного документа размещен проект муниципального контракта, в котором Заказчиком установлено, что "_обеспечение исполнения контракта устанавливается в размере 5 процентов от начальной (максимальной) цены контракта_" (пункт 10.1 проекта контракта), "_обеспечение гарантийных обязательств устанавливается в размере 1% начальной (максимальной) цены контракта_" (пункт 10.13 проекта контракта).
Из смысла положений Закона о контрактной системе следует, что информация, указанная в извещении об осуществлении закупки и проекте муниципального контракта, должна быть идентична. Вместе с тем извещение N0109300006122000053 и проект контракта содержат различную информацию относительно предоставляемого обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, что может вводить в заблуждение участников данной закупки.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в извещении о проведении Аукциона требование об обеспечении исполнения контракта, гарантийных обязательств, не соответствуют части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, нарушают пункт 17 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе и образуют признаки правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 14 статьи 7.30 КоАП РФ.
2. В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать проект контракта.
В силу части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.
Согласно части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.
В случае установления заказчиком в соответствии с настоящей статьей требования обеспечения исполнения контракта размер такого обеспечения устанавливается в соответствии с настоящим Федеральным законом в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении в размере от одной второй процента до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, за исключением случаев, предусмотренных частями 6.1 - 6.2-1 настоящей статьи (часть 6 статьи 96 Закона о контрактной системе).
В силу части 6.2 статьи 96 Закона о контрактной системе если контракт заключается по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона и заказчиком установлено требование обеспечения исполнения контракта, размер такого обеспечения устанавливается в соответствии с частями 6 и 6.1 настоящей статьи от цены контракта, по которой в соответствии с настоящим Федеральным законом заключается контракт.
На заседании Комиссии Мордовского УФАС России установлено, что закупка N0109300006122000053 проводится среди участников из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (в извещении установлено преимущество в соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе).
Следовательно, в рассматриваемом случае размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в соответствии с частью 6.2 статьи 96 Закона о контрактной системе от цены контракта, по которой заключается контракт, однако, Заказчиком в пункте 10.1 проекта контракта указано, что "_обеспечение исполнения контракта устанавливается в размере 5 процентов от начальной (максимальной) цены контракта_".
На основании изложенного Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего в проекте контракта размер обеспечения контракта от начальной (максимальной) цены контракта, нарушают часть 6.2 статьи 96 Закона о контрактной системе и образуют признаки правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
3. Как указывалось выше, согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.
Частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В силу части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 года N 1042 (далее - Правила).
Пунктом 4 Правил установлено, что за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в размере 1 процента цены контракта (этапа), но не более 5 тыс. рублей и не менее 1 тыс. рублей.
Изучив проект муниципального контракта, Комиссия Мордовского УФАС России установила, что положения пункта 4 Правил, предусматривающие размер штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств для подрядчика, из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, для которых объявлена рассматриваемая закупка, в проекте контракта отсутствуют.
Таким образом, действия Заказчика, ненадлежащим образом установившего ответственность подрядчика в проекте муниципального контракта, нарушают требования частей 4, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе и образуют признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
4. В соответствии с частью 27 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в том числе части этих денежных средств в случае уменьшения размера обеспечения исполнения контракта в соответствии с частями 7, 7.1 и 7.2 статьи 96 настоящего Федерального закона. При этом срок возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) таких денежных средств не должен превышать тридцать дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, а в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, такой срок не должен превышать пятнадцать дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом.
Как отмечалось ранее Комиссией Мордовского УФАС России, рассматриваемый Аукцион проводится среди субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
При этом в пункте 10.11 проекта муниципального контракта, являющегося приложением к извещению, установлено, что "....Заказчик обязан вернуть Подрядчику денежные средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется Подрядчиком), в том числе части этих денежных средств в случае уменьшения размера обеспечения исполнения контракта в соответствии с частями 7, 7.1, 7.2 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ в течение 30 (тридцати) календарных дней с даты исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом.".
С учетом изложенного, принимая во внимание, что извещением о проведении Аукциона установлено преимущество к участникам закупок, в соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе, срок возврата Заказчиком подрядчику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, предусмотренный пунктом 10.11 проекта муниципального контракта, установлен Заказчиком с нарушением части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Допущенное нарушение Закона о контрактной системе содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, частями 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссия Мордовского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу _. на действия Администрации городского поселения Чамзинка Чамзинского муниципального района Республики Мордовия при проведении электронного аукциона N0109300006122000053 на ремонт автомобильной дороги по ул. К.Маркса в р.п.Чамзинка Чамзинского муниципального района Республики Мордовия обоснованной.
2. Признать действия Заказчика нарушением частей 4, 8, 27 статьи 34, пунктов 12, 17 части 1 статьи 42, части 6.2 статьи 96 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать в связи с его выдачей в рамках рассмотрения дела N013/06/42-792/2022.
4. Материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении производства об административном правонарушении не передавать в связи с их передачей в рамках рассмотрения дела N013/06/42-792/2022.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 12 декабря 2022 г. N 013/06/42-793/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.12.2022