Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителя ФГБОУ ВО "Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет" Минздрава России (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей ООО "ТЕХНО АЛЬЯНС" (далее - Заявитель), уведомлённого о времени и месте заседания Комиссии УФАС,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 30863-ЭП/22 от 01.12.2022) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на поставку продуктов питания в 2023 году (4) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 15.11.2022 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372100041322000608. Начальная (максимальная) цена контракта - 40 726 659, 00 рублей.
В жалобе ООО "ТЕХНО АЛЬЯНС" указывает на нарушения Заказчиком требований законодательства о контрактной системе, которые выразились в установлении ненадлежащего порядка оценки заявок на участие в конкурсе по критерию качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения Заказчика, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
Пунктом 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе определено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом
Согласно ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе, для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе, порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" установлено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
Согласно п. 3 Положения, для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
В соответствии с п. 16 Положения об оценке заявок, для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено Положением об оценки заявок, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) качественные характеристики объекта закупки;
б) функциональные характеристики объекта закупки;
в) экологические характеристики объекта закупки.
В соответствии с п. 17 Положения об оценки заявок, для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным п. 16 Положения об оценке заявок, применяются детализирующие показатели, предусматривающие оценку различных характеристик, образующих такие показатели оценки.
Пунктом 19 Положения об оценки заявок установлено, что, если характеристика, предусмотренная детализирующим показателем, не определяется количественным значением, документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливается перечень свойств объекта закупки, подлежащих оценке.
В соответствии с п. 22 и п. 23 Положения об оценке заявок, в случае отсутствия Функциональной зависимости между значением характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, и значением количества присваиваемых баллов, а также в случае, если характеристика не определяется количественным значением, значение количества баллов по детализирующему показателю присваивается заявке, подлежащей в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки", по шкале оценки.
При этом документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению об оценке заявок, устанавливаются значения количества баллов, присваиваемые за предлагаемое (предлагаемые) участником закупки количественное значение (значения) характеристики объекта закупки или предлагаемое участником закупки свойство (свойства) объекта закупки.
Из содержания извещения о проведении закупки следует, что Заказчиком определен следующий порядок оценки заявок по критерию Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки:
В рамках характеристики показателя оценки "качественные характеристики объекта закупки" членами комиссии оценивается предложения участников закупки о наличии характеристики объекта закупки, на основании представленных сведений в заявке.
Представление описания по каждому свойству объекта закупки будут являться предоставлением участником закупки "предложения о наличии характеристики объекта закупки" необходимым и достаточным при оценке заявки
В рамках характеристики показателя оценки "качественные характеристики объекта закупки" под предложением о наличии характеристики объекта закупки понимается предоставление в составе заявки информации, содержащей описание свойств объекта закупки, в соответствии с установленными требованиями
Оценка заявки участника по детализирующей характеристике N 1 (качество товаров (работ, услуг)) показателя "качественные характеристики объекта закупки" определяется согласно представленному предложению участника закупки о характеристиках объекта закупки, содержащему описание свойств объекта закупки в соответствии с требованиями, установленными в настоящем пункте и в инструкции по заполнению заявки
В рамках характеристики N 1 (качество товаров, услуг) показателя "качественные характеристики объекта закупки" членами комиссии оценивается предложение участника закупки о характеристиках объекта закупки, на основе представленных сведений в заявке на участие в конкурсе.
По каждой заявке членами комиссии оценивается предложение участника закупки в части описания свойств объекта закупки на основе представленных в соответствии с настоящим порядком оценки сведений в заявке на участие в конкурсе.
Описание свойств объекта закупки должно разрабатываться участником закупки на основе описания объекта закупки, а также с учетом требований нормативных документов (Санитарные правила "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий СП 1.1.1058-01", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13.07.2001 N 18 (далее - СП 1.1.1058-01), Санитарно-эпидемиологические правила СП 2.3.6.3668-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 20.11.2020 года N 36 (далее - СП 2.3.6.3668-20); Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов. СанПиН 2.3.2.1324-03", утвержденными постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 22.05.2003 N 98 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.3.2.1324-03" (далее - СанПиН 2.3.2.1324-03).
Представление предложения участника закупки о характеристиках объекта закупки, содержащее описание по каждому свойству объекта закупки в соответствии со всеми требованиями, установленными в настоящем порядке оценки и в инструкции по заполнению заявки, будет являться предоставлением "Предложение о наличии характеристики объекта закупки" необходимым и достаточным при оценке заявок.
При этом, в рамках перечня свойств объекта закупки:
условия транспортировки продуктов питания, являющихся объектом закупки согласно описанию объекта закупки;
условия хранения продуктов питания, являющихся объектом закупки согласно описанию объекта закупки;
условия разгрузки по адресу заказчика продуктов питания, являющихся объектом закупки согласно описанию объекта закупки;
контроль качества во время исполнения контракта, на право заключения которого проводится настоящая закупка, участнику закупки необходимо предоставить описания таких свойств в отношении отдельно каждой номенклатурной позиции, исчерпывающий перечень которых содержится в описании объекта закупки, в соответствии с требованиями настоящего порядка оценки.
В рамках характеристики N 1 (качество товаров, услуг) показателя "качественные характеристики объекта закупки" под "Предложением о наличии характеристики объекта закупки" понимается предоставление в составе заявки предложение участника закупки о характеристиках объекта закупки, содержащей описание всех свойств объекта закупки, в соответствии со всеми требованиями, установленными в настоящем пункте (в настоящем порядке оценки) и в инструкции по заполнению заявки, в противном случае предоставляемое описание признается как "Предложение об отсутствии характеристики объекта закупки".
В рамках перечня свойства объекта закупки:
процесс исполнения контракта, на право заключения которого проводится настоящая закупка, участнику закупки необходимо предоставить следующие сведения: процесс отработки заявки заказчика на поставку продуктов питания: от получения информации и её фиксации до подписания заказчиком документа о приемке, соблюдая всю хронологию действий сотрудников и временные рамки
В рамках перечня свойства объекта закупки:
оборудование и машины, используемые во время исполнения контракта, на право заключения которого проводится настоящая закупка, участнику закупки необходимо предоставить следующие сведения: перечень оборудования и машин, задействованных во время исполнения контракта, на право заключения которого проводится настоящий конкурс, с обязательным указанием по каждому такому оборудованию и машинам в отдельности: наименований, количества, формы право пользования, характеристик, а также пояснений, позволяющих четко определить сферу их применения в процессе оказания соответствующих услуг/выполнения соответствующих работ;
В рамках перечня свойства объекта закупки:
необходимые трудовые ресурсы, задействованные во время исполнения контракта, на право заключения которого проводится настоящая закупка, участнику закупки необходимо предоставить следующие сведения: перечень специалистов, планируемых к привлечению при исполнения контракта, на право заключения которого проводится настоящий конкурс, с указанием по каждому такому специалисту в отдельности: должности; образования; профессиональных задач и обязанностей; опыта работы в соответствующей должности; должностной инструкции; сведений о соблюдении сотрудником санитарных требований к личной гигиене; а также инструкции по взаимодействию с другими сотрудниками, планируемыми к привлечению при исполнения контракта, на право заключения которого проводится настоящий конкурс;
В рамках перечня свойства объекта закупки:
условия транспортировки продуктов питания, являющихся объектом закупки согласно описанию объекта закупки, участнику закупки необходимо предоставить следующие сведения: описание условий транспортировки продуктов питания, являющихся объектом закупки, соблюдаемых участником закупки при осуществлении своей деятельности, включая температурный режим транспортировки, а также уровень влажности воздуха при транспортировке;
В рамках перечня свойства объекта закупки:
условия хранения продуктов питания, являющихся объектом закупки согласно описанию объекта закупки, участнику закупки необходимо предоставить следующие сведения: описание условий хранения продуктов питания, являющихся объектом закупки, соблюдаемых участником закупки при осуществлении своей деятельности, включая температурный режим хранения, а также уровень влажности воздуха при хранении;
В рамках перечня свойства объекта закупки:
условия разгрузки по адресу заказчика продуктов питания, являющихся объектом закупки согласно описанию объекта закупки, участнику закупки необходимо предоставить следующие сведения: описание условий разгрузки продуктов питания, являющихся объектом закупки, соблюдаемых участником закупки при осуществлении своей деятельности;
В рамках перечня свойства объекта закупки:
контроль качества во время исполнения контракта, на право заключения которого проводится настоящая закупка, участнику закупки необходимо предоставить следующие сведения: методы контроля качества продуктов питания и методы организационного контроля во время исполнения контракта, на право заключения которого проводится настоящий конкурс;
В рамках характеристики N 1 (качество товаров, услуг) показателя "качественные характеристики объекта закупки" соответствующие сведения считаются представленными, если такие сведения отвечают всем соответствующим требованиям заказчика, установленным в настоящем порядке оценки и в инструкции по заполнению заявки, вне зависимости от степени детализации таких сведений
Значение количества баллов по характеристике N 1 (качество товаров, услуг) показателя "качественные характеристики объекта закупки" присваивается заявке, подлежащей в соответствии с Федеральным законом N44-ФЗ оценке по критерию оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", по шкале оценки: | |
Значение детализирующего показателя: характеристики N 1(качество товаров, услуг) показателя "качественные характеристики объекта закупки" |
Количество присваиваемых баллов |
Предложение о наличии характеристики объекта закупки |
100 баллов |
Предложение об отсутствии характеристики объекта закупки |
0 баллов |
Представленные сведения в предложении участника закупки о характеристиках объекта закупки должны носить однозначный характер и не допускать двусмысленных толкований
В рамках характеристики N 1 (качество товаров, услуг) показателя "качественные характеристики объекта закупки" под методами контроля качества продуктов питания понимаются способы осуществления контроля за качеством продуктов питания, поставляемых по адресу заказчика,
а под методами организационного контроля понимаются способы контроля за действиями сотрудников, которые будут задействованы во время исполнения контракта, на право заключения которого проводится настоящий конкурс
При предоставлении описания свойств объекта закупки, участник закупки должен не повторить требования описания объекта закупки, и/или положения нормативной документации, а представить описание по соответствующему свойству объекта закупки с учетом соответствующих требований/положений описания объекта закупки/нормативной документации и имеющихся у участника закупки конкурентных качеств
В рамках характеристики N 1 (качество товаров, услуг) показателя "качественные характеристики объекта закупки" при описании способов осуществления контроля за качеством продуктов питания, поставляемых по адресу заказчика, необходимо не только перечислить сами способы,
но и описать процесс их применения в отношении каждого продукта питания отдельно, а также предоставить сведения о периодичности осуществления каждого такого способа и лице (лицах) (должность/должности), осуществляющих каждый такой способ контроля.
В рамках характеристики N 1 (качество товаров, услуг) показателя "качественные характеристики объекта закупки" при описании способов контроля за действиями сотрудников, которые будут задействованы во время исполнения контракта, на право заключения которого проводится настоящий конкурс, необходимо не только перечислить сами способы, но и описать процесс их применения в отношении каждого сотрудника отдельно, а также описать последовательность действий по устранению нарушений исполнения контракта, на право заключения которого проводится настоящий конкурс, выявленных при контроле за действиями сотрудников, которые будут задействованы при исполнении контракта,
на право заключения которого проводится настоящий конкурс, с описанием видов санкций, случаев их применения и процесса их применения к каждому сотруднику отдельно из числа сотрудников, которые будут задействованы во время исполнения контракта, на право заключения которого проводится настоящий конкурс.
Таким образом, во исполнение требований п. 17, п. 19 и п.п. 22-23 Положения об оценке заявок, Заказчиком в рамках показателя "Качественные характеристики объекта закупки" критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" однозначно установлены: перечень свойств объекта закупки, подлежащих оценке по указанной характеристике; шкала оценки заявок по указанной характеристике.
Заявитель в своей жалобе не приводит никаких аргументов, подтверждающих обоснованность его доводов и, как следствие нарушение его прав и законных интересов, а также невозможность подготовки им предложения о характеристики объекта закупки в рамках показателя "качественные характеристики объекта закупки" критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
Комиссия УФАС отмечает, что Закон о контрактной системе не регламентируют установление необходимой информации, раскрывающей содержание показателей, детализирующих показатель "качественные характеристики объекта закупки" критерия "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
Таким образом, прерогатива определить содержание и наполняемость таких показателей принадлежит Заказчику.
Таким образом, установленный Заказчиком порядок оценки заявок по критерию оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" не противоречит требованиям Постановления Правительства РФ N 2604.
Комиссия УФАС, проанализировав вышеприведенный порядок оценки заявок на участие в конкурсе, констатирует, что установленный Заказчиком порядок оценки заявок, в обжалуемой Заявителем части, не противоречит нормам Закона о контрактной системе.
Комиссия УФАС отмечает, что частью 4 ст. 106 Закона о контрактной системе предусмотрено, участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Комиссия УФАС отмечает, что подателем жалобы не представлено доказательств, подтверждающих довод Заявителя о том, что Заказчиком установлен ненадлежащий порядок оценки, в том числе не приведены примеры, которые могли бы позволить утверждать о необъективности установленного Заказчиком порядка, а также доказательств, свидетельствующих о предоставлении преимуществ одному из участников закупки и об ограничении количества участников закупки.
Кроме того, из содержания жалобы Заявителя следует также следует, что, по его мнению, установленный в извещении порядок оценки содержит ряд положений, требующих разъяснений.
Вместе с тем Комиссия УФАС отмечет, что в силу ч. 5 ст. 42 Закона о контрактной системе, любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Вместе с тем, Заявитель не воспользовался своим правом и не обратился в адрес Заказчика с соответствующим запросом о разъяснении положений извещения о проведении конкурса, а обратился с жалобой в антимонопольный орган, в полномочия которого не входит разъяснение положений извещения о проведении закупки, в связи с чем Комиссия УФАС не может подменять под собой Заказчика, давая соответствующие разъяснения.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ТЕХНО АЛЬЯНС" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 7 декабря 2022 г. N 44-4104/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.12.2022