Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
Шутовой А.В. - главного государственного инспектора отдела контроля федеральной контрактной системы, заместителя председателя Комиссии УФАС;
Субаши А.Ю. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля федеральной контрактной системы, члена Комиссии УФАС;
Абщилава В.А. - специалиста 1 разряда отдела контроля федеральной контрактной системы, члена Комиссии УФАС;
при участии представителей:
ФГБУ "НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова" Минздрава России (далее - Заказчик):
ООО "Неваимплант" (далее - Участник):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 30833-ЭП/22 от 01.12.2022) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку расходных материалов для нейрохирургии (извещение N 0372100048822000712),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 19.07.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку расходных материалов для нейрохирургии (извещение N 0372100048822000712) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 383 730,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 28.07.2022 NИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "Неваимплант".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Неваимплант" заключен государственный контракт N 0372100048822000712 от 08.08.2022 на сумму 383 730,00 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктами 4.2, 9.3 Контракта предусмотрено право Заказчика решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила,что 16.11.2022 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "Неваимплант".
В ходе заседания Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался осуществить поставку расходных материалов для нейрохирургии (далее - Товар) по заявкам Заказчика.
В соответствии с п. 4.1 Контракта поставка Поставщиком партиями. Количество партий не более 10 (десяти). Срок поставки Товара (период поставки) составляет 6 (шесть) рабочих дней, с учётом ограничений, установленных настоящим пунктом Контракта. Срок поставки Товара начинает течь со следующего после даты получения Поставщиком соответствующей заявки на поставку Товара рабочего дня и заканчивается в 15:00 (по московскому времени) последнего рабочего дня, входящего в период поставки.
Заявка на поставку Товара от 22.09.2022 N 05-07/6588 была направлена в адрес Участника и получена последним 22.09.2022. Срок исполнения обязательств Участника истек 29.09.2022.
Участник нарушил условие, содержащееся в п. 4.1 Контракта, поскольку не предоставил Заказчику Товар в количестве и ассортименте определенных заявками на поставку в вышеуказанные сроки.
В этой связи в адрес Участника была направлена претензия от 03.10.2022 N ИС-05-07/6946 с требованием исполнить принятые на себя обязательства по поставке Товара в кратчайшие сроки.
Вместе с тем по состоянию на 16.11.2022 Участник не исполнил обязательства по поставке Товара в соответствии с условиями Контракта, ввиду чего Заказчик принял решение расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 16.11.2022.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 01.12.2022.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил следующее:
В рамках исполнения обязательств по Контракту ООО "Неваимплант" поставило в адрес Заказчика Товар на общую сумму 374 910,00 рублей. Неисполненные обязательства по Контракту составляют 8 880,00 рублей.
Причиной несвоевременного исполнения обязательств в указанной части стало нарушение обязательств производителем Товара, а также отсутствие какой-либо информации от производителя вплоть до принятия Заказчиком решения об отказе от исполнения контракта.
Письмом от 15.11.2022 производитель АО "Сибирский центр инвестиционных технологий" сообщило Участнику об увеличении сроков поставки до 31.01.2023. Причиной увеличения срока поставки Товара, как указано в письме, послужило усложнение логистики "на фоне политической ситуации".
16.11.2022 Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
21.11.2022 ООО "Неваимплант" направило в адрес Заказчика в ответ на решение об одностороннем отказе от исполнения контракта письмо N 62 от 21.11.2022 (зарегистрировано за вх. N 21.2-10/10908 от 22.11.2022) с предложением отменить Решение и внести изменения в Контракт на основании письма производителя, сообщив при этом обстоятельства, послужившие основанием частичной поставки.
23.11.2022 ООО "Неваимплант" направило в адрес Заказчика письмо N 63 от 23.11.2022 в ответ на решение об отказе от исполнения контракта (зарегистрировано за вх. N 21.2-10/11043 от 24.11.2022) с предложением поставки Товара с улучшенными характеристиками, в большем объеме и без изменения цены Контракта.
28.11.2022 ООО "Неваимплант" получено письмо (от 28.11.2022 N ИС-21.2-10/8410) Заказчика об отсутствии правовых оснований для изменения условий Контракта, согласно которому в связи с установленными ограничениями в закупке, замена Товара на товар с улучшенными характеристиками, предложенная письмом N 63 от 23.11.2022, исключена в силу п. 1.7. Приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд", которым установлено, что при исполнении контракта на поставку товаров, указанных в Приложениях, не допускается замена страны происхождения данных товаров, за исключением случая, когда в результате такой замены страной происхождения товаров, указанных в Приложениях, будет являться государство - член Евразийского экономического союза, Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика.
Письмо ООО "Неваимплант" N 62 от 21.11.2022, содержащее предложение о внесении изменений в условия Контракта с учетом реальных сроков поставки Товара, оставлено Заказчиком без ответа.
28.11.2022 ООО "Неваимплант" обратилось в адрес Заказчика с письмом о возможности безвозмездного получения товара N 64 от 28.11.2022, содержащим предложение безвозмездного получения 3 упаковок хирургических пленок (общее количество 30 штук изделий), имеющих улучшенные технические характеристики по сравнению с предусмотренными Контрактом, в целях обеспечения деятельности медицинского учреждения, удовлетворения потребности в расходных материалах для нейрохирургии.
28.11.2022 между ООО "Неваимплант" и Заказчиком был заключен Договор пожертвования товара N 33-П, по условиям которого ООО "Неваимплант" безвозмездно передало Заказчику товар - разрезаемые антимикробные хирургические пленки Ioban 2, Артикул 6640EZ, в количестве 3 упаковок по 10 штук. 30.11.2022 ООО "Неваимплант" передало пожертвование Заказчику по Акту приема-передачи.
Изложенные выше обстоятельства, свидетельствуют о том, что ООО "Неваимплант" не уклонялось от исполнения Контракта, а напротив выполняло принятые на себя обязательства по Контракту.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "Неваимплант" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что со стороны ООО "Неваимплант" предпринимались все необходимые действия для исполнения обязательств по Контракту, а включение ООО "Неваимплант" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Неваимплант" (ИНН: 7814348142) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 7 декабря 2022 г. N РНП-78-1559/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.12.2022