Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителя СПб ГБУЗ "Клиническая инфекционная больница им. С.П. Боткина" (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей ИП Никольского Н.И. (далее - Заявитель), уведомлённого о времени и месте заседания Комиссии УФАС,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 30839-ЭП/22 от 01.12.2022) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на поставку продуктов питания N2 для нужд Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Клиническая инфекционная больница им. С.П. Боткина" в 2023 г. (ул. Миргородская, д.3) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 15.11.2022 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200168122000572. Начальная (максимальная) цена контракта - 22 425 957, 18 рублей.
В жалобе ИП Никольский Н.И. указывает на нарушения Заказчиком требований законодательства о контрактной системе, которые выразились в установлении ненадлежащего порядка оценки заявок на участие в конкурсе по критерию качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения Заказчика, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
Пунктом 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе определено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом
Согласно ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе, для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе, порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" установлено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
Согласно п. 3 Положения, для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
В соответствии с п. 16 Положения об оценке заявок, для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено Положением об оценки заявок, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) качественные характеристики объекта закупки;
б) функциональные характеристики объекта закупки;
в) экологические характеристики объекта закупки.
В соответствии с п. 17 Положения об оценки заявок, для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным п. 16 Положения об оценке заявок, применяются детализирующие показатели, предусматривающие оценку различных характеристик, образующих такие показатели оценки.
Пунктом 19 Положения об оценки заявок установлено, что, если характеристика, предусмотренная детализирующим показателем, не определяется количественным значением, документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливается перечень свойств объекта закупки, подлежащих оценке.
В соответствии с п. 22 и п. 23 Положения об оценке заявок, в случае отсутствия функциональной зависимости между значением характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, и значением количества присваиваемых баллов, а также в случае, если характеристика не определяется количественным значением, значение количества баллов по детализирующему показателю присваивается заявке, подлежащей в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки", по шкале оценки.
При этом документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению об оценке заявок, устанавливаются значения количества баллов, присваиваемые за предлагаемое (предлагаемые) участником закупки количественное значение (значения) характеристики объекта закупки или предлагаемое участником закупки свойство (свойства) объекта закупки.
Из содержания извещения о проведении закупки следует, что Заказчиком определен следующий порядок оценки заявок по критерию Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки:
По критерию оценки "Характеристики объекта закупки" применяются показатели оценки.
В отношении каждого показателя оценки устанавливается значимость показателя оценки. Сумма величин значимости всех применяемых показателей оценки по критерию оценки составляет 100 процентов.
Оценка заявки (части заявки) по критерию оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому показателю оценки, умноженного на значимость соответствующего показателя оценки. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов.
Оценка заявок по нестоимостному критерию осуществляется на основании сведений, предоставленных в технических предложениях участников закупки.
Оценка по детализирующему показателю производится по следующей шкале:
Значение показателя, представленное в заявке участника |
Шкала оценки (баллы) |
Отсутствие предложения о качественных характеристиках объекта закупки или несоответствие предоставленной участником информации требованиям конкурсной документации |
0 |
Наличие предложения о качественных характеристиках объекта закупки, соответствующего требованиям конкурсной документации только по одному разделу показателя |
25 |
Наличие предложения о качественных характеристиках объекта закупки, соответствующего требованиям конкурсной документации только по двум разделам показателя |
50 |
Наличие предложения о качественных характеристиках объекта закупки, соответствующего требованиям конкурсной документации только по трем разделам показателя |
75 |
Наличие предложения о качественных характеристиках объекта закупки, соответствующего требованиям конкурсной документации по четырем разделам показателя |
100 |
Для получения итогового рейтинга по заявке рейтинг, присуждаемый этой заявке по детализирующему показателю "Качество услуг по поставке продуктов" показателя "Качественные характеристики объекта закупки" критерия оценки "Характеристики объекта закупки", умножается на соответствующую указанному показателю значимость.
Все предоставляемые в составе конкурсной заявки участника конкурса сведения, а также документы должны быть достоверными, представлены в объеме, предусмотренном настоящей конкурсной документацией и не противоречить техническому заданию и проекту контракта. При рассмотрении предложения участника, комиссия по осуществлению закупок не оценивает степень детализации описания предложения. Ответственность за полноту и достоверность указанных сведений несет участник конкурса. В случае установления фактов недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником конкурса, это может послужить основанием для принятия решения об отказе участнику закупки в допуске к участию в конкурсе. Предложение участника конкурса о качественных характеристиках объекта закупки не должно противоречить техническому заданию конкурсной документации, проекту контракта. В случае предоставления сведений, несоответствующих требованиям техническому заданию конкурсной документации, проекту контракта, такая заявка будет оцениваться комиссией, как " несоответствие предоставленной участником информации требованиям конкурсной документации". Отсутствие предложения по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" не является основанием для принятия решения об отказе участнику закупки в допуске к участию в конкурсе.
Настоящий порядок устанавливает общие требования к описанию и содержанию предложения участника конкурса о качественных характеристиках объекта закупки и установлен конкурсной документацией в целях выявления лучшего условия исполнения контракта среди участников закупки. Настоящий порядок оценки содержит: предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке комиссией заказчика по осуществлению закупок и соответственно подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по нестоимостному критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки"; инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки комиссией заказчика по осуществлению закупок; зависимость (шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по показателю "Качество услуг по поставке продуктов" нестоимостного критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
По показателю "Качество услуг по поставке продуктов" нестоимостного критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", комиссия по осуществлению закупок оценивает наличие предложения участника конкурса о качественных характеристиках объекта закупки, количество представленных разделов показателя, их полноту и соответствие требованиям конкурсной документации.
При формировании предложения о качественных характеристиках объекта закупки участнику конкурса необходимо внимательно ознакомиться с настоящим порядком по предоставлению требуемой информации по каждому разделу показателя "Качество услуг по поставке продуктов" нестоимостного критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
Сведения, а также информация, предоставляемые участником должны непосредственно относиться к объекту закупки, требования к описанию которого содержится в техническом задании конкурсной документации, не допускать двоякого толкования, противоречий, разночтений. В рамках оценки по показателю "Качество услуг по поставке продуктов" нестоимостного критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" комиссия рассматривает наличие в предложении участника закупки следующих разделов: программа производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемиологических мероприятий; входной контроль сырья и материалов; обработка обращений; отзыв продукции. При этом наименования разделов в заявке участника могут отличаться от требуемых, но должны содержать всю требуемую информацию.
Для оценки раздела "Обработка обращений" как соответствующего требованиям конкурсной документации в заявке участника по данному разделу необходимо предоставить следующую информацию: о целях осуществления работы с обращениями клиента, связанным с неудовлетворенностью и области распространения; о способах получения, передачи и регистрации обращений клиента, связанных с неудовлетворенностью; о разработанной форме отчета по обращениям клиента, связанным с неудовлетворенностью; о нормативных документах, в соответствии с которыми осуществляется работа с обращениям клиента, связанным с неудовлетворенностью; о минимальном набор требуемых данных по обращениям клиента, связанным с неудовлетворенностью, о крайних сроках предоставления ответа по обращениям клиента, связанным с неудовлетворенностью; о классификации обращений клиента, связанных с неудовлетворенностью о методике расследования обращениям клиента, связанным с неудовлетворенностью и формирования решения по обращениям клиента, связанным с неудовлетворенностью; об ответственных лицах по каждому этапу работы с обращениями клиента, связанным с неудовлетворенностью.
Для оценки раздела "Входной контроль сырья и материалов" как соответствующего требованиям конкурсной документации в заявке участника по данному разделу необходимо предоставить следующую информацию: о целях и задачах осуществления входного контроля и области распространения; о нормативных документах, в соответствии с которыми осуществляется входной контроль; условия разгрузки по адресу (-ам) заказчика (-ов) продуктов питания, являющихся объектом закупки согласно описанию объекта закупки; об этапах проведения входного контроля с раскрытием информации о мероприятиях по входному контролю на каждом этапе; об ответственных лицах за качественное проведение входного контроля, за недопущение попадания несоответствующих сырья и материалов на участок производства продукции, за оформление рекламаций поставщикам и возврат несоответствующего сырья и материалов; условия транспортировки продуктов питания, являющихся объектом закупки согласно описанию объекта закупки; условия хранения продуктов питания, являющихся объектом закупки согласно описанию объекта закупки.
Для оценки раздела "Отзыв продукции" как соответствующего требованиям конкурсной документации в заявке участника по данному разделу необходимо предоставить следующую информацию: о нормативных документах, в соответствии с которыми осуществляется отзыв продукции; о критериях успешности проведения отзыва; о порядке проведения пробных отзывов продукции и периодичности проведения пробных отзывов; о последовательности действий в случае отзыва продукции с указанием по каждому действию сроков выполнения и ответственных за выполнение лиц; о целях осуществления процедуры отзыва продукции.
Для оценки раздела "Программа производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемиологических мероприятий" как соответствующего требованиям конкурсной документации в заявке участника по данному разделу необходимо предоставить следующую информацию: о перечне приборов и оборудования, используемого для проведения производственного контроля; о перечне продукции, представляющих потенциальную опасность для человека и подлежащих оценке требований санитарных норм и правил, технических регламентов, сертификации; о перечне областей, в пределах которых устанавливаются специальные меры, для снижения вероятности возникновения перекрестного загрязнения; о перечне ситуаций, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, при возникновении которых осуществляется информирование населения, органов местного самоуправления, Управления Роспотребнадзора; о контроле за состоянием окружающей среды; о перечне мероприятий по осуществлению визуального контроля, периодичности контроля на предприятии (с указанием объекта контроля, наименования определяемых показателей, контрольных точек, периодичности, нормативных документов на методы исследований, должностных лиц или испытательных лабораторий, осуществляющих производственный контроль); о проведении медицинских осмотров, гигиенической подготовки персонала (в том числе с указанием названия нормативного документа, вида медицинского обследования и его периодичности); о целях и объектах производственного контроля; о перечне официально изданных санитарных правил, методов и методик контроля факторов среды обитания; о разработанных дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных мероприятий, а также их периодичности; о перечне должностных лиц, на которых возложены функции по осуществлению производственного контроля, в том числе ответственных за организацию и осуществление программы производственного контроля, охрану окружающей среды, качество и безопасность входящего сырья и материалов, рабочие места и безопасности работы; о разработанной программе лабораторно-инструментальных исследований в рамках производственного контроля на предприятии (с указанием наименования объекта производственного контроля, объекта исследования и/или исследуемого материала, определяемых показателей, периодичности производственного контроля, нормативной документации, регламентирующей проведение исследований, должностных лиц или испытательных лабораторий, осуществляющих производственный контроль); о лицах ответственных за соблюдение норм охраны труды; о перечне должностей работников, подлежащих медицинским осмотрам, профессиональной гигиенической подготовке; о перечне форм учета и отчетности, регистрирующих выполнение программы, а также об ответственных лицах за ведение данных форм.
Таким образом, во исполнение требований п. 17, п. 19 и п.п. 22-23 Положения об оценке заявок, Заказчиком в рамках показателя "Качественные характеристики объекта закупки" критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" однозначно установлены: перечень свойств объекта закупки, подлежащих оценке по указанной характеристике; шкала оценки заявок по указанной характеристике.
Заявитель в своей жалобе не приводит никаких аргументов, подтверждающих обоснованность его доводов и, как следствие нарушение его прав и законных интересов, а также невозможность подготовки им предложения о характеристики объекта закупки в рамках показателя "качественные характеристики объекта закупки" критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
Комиссия УФАС отмечает, что Закон о контрактной системе не регламентируют установление необходимой информации, раскрывающей содержание показателей, детализирующих показатель "качественные характеристики объекта закупки" критерия "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
Таким образом, прерогатива определить содержание и наполняемость таких показателей принадлежит Заказчику.
Таким образом, установленный Заказчиком порядок оценки заявок по критерию оценки "качественные, Функциональные и экологические характеристики объекта закупки" не противоречит требованиям Постановления Правительства РФ N 2604.
Комиссия УФАС, проанализировав вышеприведенный порядок оценки заявок на участие в конкурсе, констатирует, что установленный Заказчиком порядок оценки заявок, в обжалуемой Заявителем части, не противоречит нормам Закона о контрактной системе.
Комиссия УФАС отмечает, что частью 4 ст. 106 Закона о контрактной системе предусмотрено, участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Комиссия УФАС отмечает, что подателем жалобы не представлено доказательств, подтверждающих довод Заявителя о том, что Заказчиком установлен ненадлежащий порядок оценки, в том числе, не приведены примеры, которые могли бы позволить утверждать о необъективности установленного Заказчиком порядка, а также доказательств, свидетельствующих о предоставлении преимуществ одному из участников закупки и об ограничении количества участников закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Никольского Н.И. необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 7 декабря 2022 г. N 44-4106/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.12.2022