Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
СПб ГБУ "Царскосельский камерный хор "Петербургские серенады" (далее - Заказчик):
ООО "Альтаир" (далее - Заявитель):
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 31077-ЭП/22 от 05.12.2022) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку мебели изготовленной по индивидуальному заказу для нужд СПб ГБУ "Камерный хор "Петербургские серенады" (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 25.11.2022 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200184922000018. Начальная (максимальная) цена контракта - 2 970 283,42 рублей.
По мнению Заявителя, Заказчиком нарушен установленный Законом о контрактной системе порядок описания объекта закупки, в части установления требований, не позволяющих определить потребность Заказчика, также Заявитель полагает, что Заказчиком определен ненадлежащий срок исполнения контракта.
Согласно представленным в порядке ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, а также сведения, размещенные в ЕИС, подтверждают следующие обстоятельства.
1. В силу п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании объекта закупки должен обеспечить использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, по смыслу ст. 33 Закона о контрактной системе, при формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению размера лота, а также спецификации и параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы.
Так, при описании объекта закупки Заказчиком в извещении установлены, в том числе, следующие требования: цвет - по согласованию с заказчиком. Также из приведённого в извещении описания следует, что ткань, материал багетной рамы также должны быть согласованы с заказчиком.
Таким образом, исходя из приведенного выше описания следует, что при описании ряда товарных позиций, включенных в объект закупки, Заказчиком в полном объеме не определены максимальные и (или) минимальные значения показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться, что не позволяет в достаточной степени определить потребность Заказчика и в дальнейшем может затруднить поставку товаров, удовлетворяющих потребности Заказчика и является нарушением ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Кроме того, Комиссия УФАС констатирует, что при описании товарной позиции "Напольное зеркало" Заказчиком, помимо прочего, установлено следующее требование: Отделка / Цвет: Brushedbrassfinish.
Вместе с тем, указанное наименование значения рассматриваемой характеристики не предусмотрено действующими положениями национальной системы стандартизации и не является общеупотребимым значением, так как представляет собой набор букв, не разделенных между собой, что указывает на допущенное Заказчиком нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
2. Относительно утверждения Заявителя об установлении Заказчиком ненадлежащих сроков исполнения условий контракта, Комиссия УФАС отмечает следующее.
Комиссия УФАС констатирует, что в соответствии с вышеуказанными нормами Закона о контрактной системе, исходя из необходимости удовлетворения потребности Заказчика, им установлен срок поставки товара.
При этом Комиссия УФАС не усматривает того, что установленные в извещении сроки являются несоразмерными способу и объему поставки, являются неразумными и не позволяющими надлежащим образом обеспечить поставку товара в адрес Заказчика.
Заявитель же не представил доказательств, подтверждающих невозможность осуществить отгрузку товара в сроки, установленные в документации с учетом использования логистических и складских мощностей, имеющихся в месте нахождения Заказчика.
Комиссия УФАС также находит необоснованным утверждение подателя жалобы о том, что установленные Заказчиком сроки являются неисполнимыми, а также ограничивают количество участников рассматриваемой закупки, а сформированное Заказчиком требование к порядку исполнения контракта противоречит требованиям Закона о контрактной системе и ограничивает количество участников рассматриваемого аукциона.
Таким образом, в указанной части Комиссия УФАС находит доводы Заявителя необоснованными.
3. В результате внеплановой проверки обстоятельств размещения рассматриваемой закупки Комиссия УФАС отмечает следующее.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение о проведении закупки должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Комиссия УФАС отмечает, что действующим законодательством о контрактной системе не установлено четких критериев и требований к инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе.
Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, Заказчик тем самым определяет требования к содержанию заявок. При этом Заказчик должен учитывать запрет, установленный Законом о контрактной системе на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить заявку в соответствии с потребностями Заказчика.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели Заказчик устанавливает в извещении инструкцию по заполнению заявок, в которой целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
Соблюдение данных требований и запретов направлено на исключение возможности субъективного восприятия требований Заказчика участниками закупки и членами комиссии.
Вместе с тем, Комиссия УФАС констатирует, что извещение о проведении закупки не содержит инструкции, удовлетворяющей вышеуказанным критериям, что в значительной степени затрудняет правильное заполнение заявки на участие в аукционе, в том числе в части описания предлагаемых к поставке товаров.
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу о нарушении Заказчиком требований п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
4. Выявленные в действиях Заказчика нарушения законодательства о контрактной системе являются существенными, что дало основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об их устранении.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Альтаир" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 2 ч. 1, ч. 2 ст. 33, п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной торговой площадки предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 9 декабря 2022 г. N 44-4123/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.12.2022