Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
при участии представителей:
Администрация Выборгского района Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган);
ГБДОУ детский сад N 9 Выборгского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик);
ООО "Северная Столица" (далее - Заявитель);
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 30857-ЭП/22 от 01.12.2022) на действия комиссии по осуществлению закупок Заказчика, Уполномоченного органа при определении исполнителя путем проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по организации питания в государственных бюджетных дошкольных образовательных учреждениях Выборгского района Санкт-Петербурга в 2023 году (извещение N 0172200004622000096) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 28.10.2022 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200004622000096.
Начальная (максимальная) цена контракта - 93 470 240,91 рублей.
В жалобе Заявитель указал на неправомерные действия комиссии по осуществлению закупок Заказчика, по основаниям, изложенным в жалобе.
Информация, изложенная в жалобе, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства:
В силу п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
В силу ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч. 4 ст. 32 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
Согласно ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Согласно п. 1 Постановления N 2604 утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с п. 2 Постановления Положения "оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
В силу п. 3 Положения для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
Согласно п. 16 Положения для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) качественные характеристики объекта закупки;
б) функциональные характеристики объекта закупки;
в) экологические характеристики объекта закупки.
В силу ч. 3 ст. 48 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней (за исключением случая, предусмотренного частью 4 настоящей статьи) со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают первые части заявок на участие в закупке, направленные оператором электронной площадки, и принимают решение о признании первой части заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке;
б) осуществляют оценку первых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критериям, предусмотренным пунктами 2 и 3 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (если такие критерии установлены извещением об осуществлении закупки);
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в закупке, после подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Согласно доводам жалобы, комиссия по осуществлению закупок Заказчика не произвела должную оценку по соответствующему критерию.
Извещение о проведении закупки содержит, в том числе следующие положения порядка оценки заявок:
- В рамках свойства объекта закупки - контроль качества оказания услуг, являющихся объектом закупки согласно описанию объекта закупки, участнику закупки необходимо предоставить следующие сведения: методы контроля качества продукции общественного питания; методы, направленные на контроль качества результата оказанных услуг, являющихся объектом закупки согласно описанию объекта закупки; методы контроля за устранением недостатков, указанных заказчиком, при оказании услуг, являющихся объектом закупки согласно описанию объекта закупки; и методы контроля за действиями непосредственных исполнителей, задействованных во время исполнения контракта(-ов), на право заключения которого(-ых) проводится настоящая закупка. В рамках свойства объекта закупки - контроль качества оказания услуг, являющихся объектом закупки согласно описанию объекта закупки, все предоставляемые в соответствии с настоящим абзацем сведения необходимо представить в соответствии с порядком оценки, установленным в настоящем пункте.
- Значение количества баллов по характеристике N 1 (качество товаров (работ, услуг)) показателя "качественные характеристики объекта закупки" присваивается заявке, подлежащей в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", по шкале оценки:
Значение детализирующего показателя - характеристики N 1 (качество товаров (работ, услуг)) показателя "качественные характеристики объекта закупки" |
Количество присваиваемых баллов |
Предложение о наличии характеристики объекта закупки |
100 баллов |
Предложение об отсутствии характеристики объекта закупки |
0 баллов |
- В рамках характеристики N 1 (качество товаров (работ, услуг)) показателя "качественные характеристики объекта закупки" в предоставляемых сведениях о методах контроля за устранением недостатков, указанных заказчиком, при оказании услуг, являющихся объектом закупки согласно описанию объекта закупки, необходимо указать, в том числе функции и порядок осуществления такого контроля, а также сроки устранения недостатков, указанных заказчиком.
- В рамках характеристики N 1 (качество товаров (работ, услуг)) показателя "качественные характеристики объекта закупки" в предоставляемых сведениях о методах контроля за устранением недостатков, указанных заказчиком, при оказании услуг, являющихся объектом закупки согласно описанию объекта закупки, необходимо также указать минимальные и максимальные сроки такого устранения недостатков, указанных заказчиком, при оказании услуг, являющихся объектом закупки согласно описанию объекта закупки.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 21.11.2022 NПРОI1 заявка участника ООО "Северная Столица" по показателю "качественные характеристики объекта закупки" критерия "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" оценена следующим образом:
** По показателю оценки "Характеристика N 1 (качество товаров (работ, услуг)", детализирующему показатель оценки "Качественные характеристики объекта закупки" критерия оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" участнику закупки не были начислены баллы по следующему основанию:
В соответствии с требованиями п. 2.1 раздела III Приложения N4 к извещению, для оценки по характеристике N 1 (качество товаров (работ, услуг)) показателя "качественные характеристики объекта закупки" критерия "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" в соответствии с пунктом 19 Положения Заказчиком установлен перечень свойств объекта закупки, подлежащих оценке: технология оказания услуг, являющихся объектом закупки согласно описанию объекта закупки; контроль качества оказания услуг, являющихся объектом закупки согласно описанию объекта закупки; производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий во время исполнения контракта(-ов), на право заключения которого(-ых) проводится настоящая закупка; оборудование и машины, используемые во время исполнения контракта(-ов), на право заключения которого(-ых) проводится настоящая закупка; необходимые трудовые ресурсы, задействованные во время исполнения контракта(-ов), на право заключения которого(-ых) проводится настоящая закупка.
В рамках свойства объекта закупки - контроль качества оказания услуг, являющихся объектом закупки согласно описанию объекта закупки, участнику закупки необходимо предоставить следующие сведения: методы контроля качества продукции общественного питания; методы, направленные на контроль качества результата оказанных услуг, являющихся объектом закупки согласно описанию объекта закупки; методы контроля за устранением недостатков, указанных заказчиком, при оказании услуг, являющихся объектом закупки согласно описанию объекта закупки; и методы контроля за действиями непосредственных исполнителей, задействованных во время исполнения контракта(-ов), на право заключения которого(-ых) проводится настоящая закупка. В рамках свойства объекта закупки - контроль качества оказания услуг, являющихся объектом закупки согласно описанию объекта закупки, все предоставляемые в соответствии с настоящим абзацем сведения необходимо представить в соответствии с порядком оценки, установленным в настоящем пункте.
В рамках характеристики N 1 (качество товаров (работ, услуг)) показателя "качественные характеристики объекта закупки" в предоставляемых сведениях о методах контроля за устранением недостатков, указанных заказчиком, при оказании услуг, являющихся объектом закупки согласно описанию объекта закупки, необходимо указать, в том числе функции и порядок осуществления такого контроля, а также сроки устранения недостатков, указанных заказчиком.
В рамках характеристики N 1 (качество товаров (работ, услуг)) показателя "качественные характеристики объекта закупки" в предоставляемых сведениях о методах контроля за устранением недостатков, указанных заказчиком, при оказании услуг, являющихся объектом закупки согласно описанию объекта закупки, необходимо также указать минимальные и максимальные сроки такого устранения недостатков, указанных заказчиком, при оказании услуг, являющихся объектом закупки согласно описанию объекта закупки.
Участником закупки в составе первой части заявки предоставлено предложение о характеристиках объекта закупки - заполненная форма "Предложение о качественных характеристиках объекта закупки", содержащая описание свойств объекта закупки (далее - форма) во исполнение требований установленного порядка оценки. В форме участником закупки при описании свойства объекта закупки - контроль качества оказания услуг, являющихся объектом закупки согласно описанию объекта закупки, представлено, в том числе описание методов контроля за устранением недостатков при оказании услуг (стр. 363 формы участника). Вместе с тем, по первому этапу оказания услуг, участник закупки предоставил противоречивые сведения относительно сроков устранения недостатков, в случае их выявления заказчиком: в третьем столбце указаны срок устранения недостатков "не более 2-х дней", при этом, в четвертом столбце таблицы указаны следующие минимальные и максимальные сроки устранения недостатков, в случае их выявления заказчиком: "в соответствии с рекламационным актом: минимальный срок: 10 мин., максимальный срок: 2 часа".
Согласно требованиям пункта. 2.1 раздела III Приложения N4 к извещению: представленные сведения в предложении участника закупки о качественных характеристиках объекта закупки должны носить однозначный характер и не допускать двусмысленных толкований.
Таким образом, участником закупки не представлены должным образом согласно требованиям п. 2.1 раздела III Приложения N4 к извещению однозначные сроки устранения недостатков, указанных заказчиком, в рамках описания методов контроля за устранением недостатков, указанных заказчиком, при оказании услуг, являющихся объектом закупки согласно описанию объекта закупки, свойства объекта закупки - контроль качества оказания услуг, являющихся объектом закупки согласно описанию объекта закупки, а, следовательно, участником закупки предоставлено предложение о характеристиках объекта закупки не в соответствии с требованиями, установленными в п. 2.1 раздела III Приложения N4 к извещению, что трактуется как "Предложение об отсутствии характеристики объекта закупки" и в соответствии с установленной заказчиком шкалой оценки оценивается в 0 баллов.
В ходе заседания Комиссии УФАС представитель Заявителя сообщил, в том числе следующее:
И из буквального толкования указанных в этих протоколах положений о применении критерия оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки":
"В рамках характеристики N 1 (качество товаров (работ, услуг)) показателя "качественные характеристики объекта закупки" в предоставляемых сведениях о методах контроля за устранением недостатков, указанных заказчиком, при оказании услуг, являющихся объектом закупки согласно описанию объекта закупки, необходимо указать, в том числе функции и порядок осуществления такого контроля, а также сроки устранения недостатков, указанных заказчиком. (1)
В рамках характеристики N 1 (качество товаров (работ, услуг)) показателя "качественные характеристики объекта закупки" в предоставляемых сведениях о методах контроля за устранением недостатков, указанных заказчиком, при оказании услуг, являющихся объектом закупки согласно описанию объекта закупки, необходимо также указать минимальные и максимальные сроки такого устранения недостатков, указанных заказчиком, при оказании услуг, являющихся объектом закупки согласно описанию объекта закупки." (2) однозначно ясно, что речь всегда идет только об одном виде недостатков:
-недостатки, указанные заказчиком, при оказании услуг.
И при том, в вышеуказанном положении (1) о применении критерия оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" поясняется, что при указании сведений о методах контроля за устранением недостатков, указанных заказчиком, при оказании услуг необходимо предоставить в том числе сведения о сроках устранения указанных заказчиком. А в вышеуказанном положении (2) о применении критерия оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" уточняется, что при указании в сведениях о методах контроля за устранением недостатков, указанных заказчиком сведений о таких сроках устранения этих недостатков, необходимо указывать минимальные и максимальные сроки такого устранения недостатков, указанных заказчиком, при оказании услуг.
Таким образом, субъективные высказывания Заявителя о каких-то двух видах недостатков, а также попытки поиграть словами и знаками препинания, являются ничем иным, как желанием намерено ввести комиссию У ФАС в заблуждение, выдавая свои абсолютно субъективные суждения за единственно верные.
И так как речь в положениях о применении критерия оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" идет только о недостатках, указанных заказчиком, при оказании услуг, то вывод комиссии Заказчика о том, что форма описания сроков устранения недостатков в предложении Заявителя по критерию "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" носит неоднозначный характер и допускает двусмысленное толкование является обоснованным, и основан на положениях Извещения о закупке.
Следовательно, комиссией правомерно присвоено заявке Заявителя по критерию "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" 0 баллов.
Комиссия УФАС отмечает, что в составе заявки участника указано следующее предложение по критерию в спорной части:
Комиссия УФАС отмечает, что согласно вышеуказанной таблице сроки "устранения недостатков, указанных заказчиком" не коррелируются с "минимальными и максимальными сроками такого устранения недостатков, указанных заказчиком".
Таким образом, Комиссия УФАС не находит признаков нарушения в действиях единой комиссии по осуществлению закупок Заказчика нарушений п. 1 ч. 3 ст. 48 Закона о контрактной системе.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 32, 42, 48, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Северная Столица" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 7 декабря 2022 г. N 44-4133/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.12.2022