Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУК "Санкт-Петербургская государственная театральная библиотека" (далее - Заказчик):
ООО "ЭРГОдизайн" (далее - Участник):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 31125-ЭП/22 от 05.12.2022) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение работ по изготовлению, поставке и монтажу мебели (извещение N 0372200193822000005),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 11.07.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по изготовлению, поставке и монтажу мебели (извещение N 0372200193822000005) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 3 041 478,07 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 20.07.2022 NИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "ЭРГОдизайн".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "ЭРГОдизайн" заключен государственный контракт N 116258 от 01.08.2022 на сумму 2 294 511,44 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктами 9.3, 9.4 Контракта предусмотрено право Заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила,что 21.11.2022 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "ЭРГОдизайн".
В ходе заседания Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался выполнить работы по изготовлению, поставке и монтажу мебели (далее - Услуги) в срок, с момента подписания Контракта по 10.09.2022 (п. 3.1 Контракта).
По состоянию на 10.09.2022 Участник не исполнил принятые на себя обязательства в полном объёме.
В этой связи 12.09.2022 Заказчиком была направлена Участнику претензия об уплате пени в связи с нарушением сроков выполнения Работ по Контракту (исх. N 05-41/15 от 12.09.2022).
31.10.2022 Заказчиком в ответ на письмо Участника (исх. N 17/10-005 от 17.10.2022) было направлено письмо, в котором Заказчик указал, что нет оснований, освобождающих Участника от ответственности за нарушение условий Контракта, поэтому Участнику будут начислены пени за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения срока исполнения обязательства по Контракту, и до дня исполнения Участником обязательств с учётом моратория, установленного с 01.04.2022 до 01.10.2022 постановлением Правительства РФ от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" (исх. N 05-41/16 от 31.10.2022).
Претензия исх. N 05-41/15 от 12.09.2022 и письмо исх. N 17/10-005 от 17.10.2022 были направлены Участнику посредством Официального сайта.
По состоянию на 21.11.2022 Услуги не были оказаны Участником в полном объёме.
Таким образом, в действиях Участника имеет место существенное нарушение исполнения обязательств по Контракту, выразившееся в неисполнении обязательств.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь п.п. 9.3, 9.4 Контракта, ст. 310, 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также ст. 95 Закона о контрактной системе, Заказчик принял решение об одностороннем расторжении контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 21.11.2022.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 05.12.2022.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что с целью исполнения Контракта ООО "ЭРГОдизайн" были выполнены следующие действия:
25.07.2022 ООО "ЭРГОдизайн" были направлены запросы производителям на предоставление коммерческого предложения.
26.07.2022 получено коммерческое предложение N 101 от 26.07.2022 от ООО "СМТ", в котором указан срок изготовления: 60 рабочих дней со дня поступления средств на расчетный счет поставщика.
27.07.2022 получено коммерческое предложение N 179 от 27.07.2022 от ООО "Интерьер Групп", в котором указан срок изготовления: 30 рабочих дней со дня поступления средств в размере 70% от цены договора на расчетный счет поставщика.
28.07.2022 ООО "ЭРГОдизайн" заключило Договор N 28/07 с ООО "Интерьер Групп" на изготовление мебели.
28.07.2022 ООО "ЭРГОдизайн" оплатило аванс по Договору N 28/07 согласно платёжного поручения N 220 на сумму 1 500 000,00 рублей 00 копеек.
02.09.2022 ООО "ЭРГОдизайн" от ООО "Интерьер Групп" было получено уведомление N 193 об увеличении сроков изготовления мебели с 30 рабочих дней до 40 рабочих дней.
22.09.2022 от ООО "Интерьер Групп" получено повторное уведомление N 207 об увеличении сроков изготовления мебели с 30 рабочих дней до 60 рабочих дней.
30.09.2022 в адрес ООО "Интерьер Групп" ООО "ЭРГОдизайн" направлено требование исх. N 30/09-003 от 30.09.2022 о поставке Товара.
17.10.2022 ООО "ЭРГОдизайн" направило письмо Заказчику (исх. N 17/10-005 от 17.10.2022) о поставке Товара в срок до 15.11.2022 включительно.
24.10.2022 в адрес Заказчика произведена отгрузка первой части Товара (в разборе).
29.10.2022 ООО "ЭРГОдизайн" осуществлена сборка позиции N 6 Кафедра библиотекаря. Ширина 5325 мм. Глубина 825-1285 мм. Высота 900-1300 мм.
09.11.2022 ООО "ЭРГОдизайн" произведена отгрузка второй части Товара (в разборе).
10.11.2022 произведена сборка по позиции N 1 (без фасадов).
13.11.2022 произведена сборка по позиции N 2 (без фасадов).
По состоянию на 28.11.2022 была осуществлена поставка Товара по позициям:
- N 3 Шкаф Ширина 1400+1065 мм. Глубина 330 мм. Высота 2980 мм.;
- N 4 Шкаф Ширина 3425 мм. Глубина 330 мм. Высота 3600 мм.;
- N 5 Шкаф Ширина 2250 мм. Глубина 330 мм. Высота 2980 мм.
Осуществлена сборка позиции N 6 Кафедра библиотекаря. Ширина 5325 мм. Глубина 825-1285 мм. Высота 900-1300 мм. Осуществлена сборка по позициям N 1, 2, 3, 4, 5 (без фасадов и карнизов).
Фасады и карнизы были в наличии, требовалось дополнительное время на установку.
ООО "ЭРГОдизайн" были осуществлены работы по разборке мебели и её вывозу.
Кафедра библиотекаря. Ширина 5325 мм. Глубина 825-1285 мм. Высота 900-1300 мм эксплуатируется Заказчиком.
Таким образом, изложенные выше обстоятельства, свидетельствуют о том, что ООО "ЭРГОдизайн" не уклонялось от исполнения Контракта, а напротив выполняло принятые на себя обязательства по Контракту.
По словам представителя Участника, ООО "ЭРГОдизайн" не имело возможности осуществить поставку Товара в установленные Контрактом сроки по причине непредвиденных обстоятельств, в результате событий чрезвычайного характера, в связи с обострением экономической ситуации в стране, частичной мобилизацией. Также в настоящее время ввиду крайне напряжённой экономической ситуации в стране и мире, практически все поставщики ООО "ЭРГОдизайн" комплектующих и материалов известили ООО "ЭРГОдизайн" о повышении цен и увеличении сроков поставки товаров, а также ситуация осложнилась тем, что большинство поставщиков перешли на отгрузку продукции на условиях 100 % предоплаты. Увеличение сроков производства изделий вызвано дефицитом на рынке плиты. Несмотря на согласованные с производителями графики закупок и внесенные предоплаты, отгрузки материалов ведутся в сокращенных количествах. Сложившаяся ситуация привела к неизменному дисбалансу на всех этапах производства мебели и, не позволила ООО "ЭРГОдизайн" выполнить в полном объёме взятые на себя обязательства по Контракту. В связи с Указом Президента РФ от 21.09.2022 года N 647 об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации большинство производств перегружены, не хватает работников на производствах. Произвести смену субпоставщика не представлялось возможным, т.к. вышеуказанные позиции являются индивидуальными и сложными. Попытки заказать указанные позиции у иных производителей не получилось из-за слишком длительного срока изготовления Товара, существенно выходящего за рамки сроков по Контракту. ООО "ЭРГОдизайн" в силу обстоятельств, которые сложились на период исполнения Контракта, не отказывалось от взятых на себя обязательств по Контракту, принимало все возможные меры по их исполнению в полном объёме.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "ЭРГОдизайн" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что со стороны ООО "ЭРГОдизайн" предпринимались все необходимые действия для исполнения обязательств по Контракту, а включение ООО "ЭРГОдизайн" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "ЭРГОдизайн" (ИНН: 7801308209), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 9 декабря 2022 г. N РНП-78-1571/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.12.2022