В связи с поступившей от ООО "СЕРНА" (вх. N 28493, 28494, 28495, 28496, 28497, 28498, 28499, 28500, 28501-ЭП/22 от 07.11.2022) информацией, в соответствии с п. 1 ч. 1, пп. "б" п. 1 ч. 3 и п. 2 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), на основании приказа Санкт-Петербургского УФАС России "О проведении внеплановой документарной проверки" Инспекцией Санкт-Петербургского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок соблюдения законодательства Российской Федерации в сфере закупок (далее - Инспекция УФАС), в составе:
при участии представителей:
Администрации Выборгского района Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган), по доверенности;
в отсутствие представителей:
ООО "СЕРНА" (далее - Заявитель), надлежащим образом уведомленного о месте и времени проведения Инспекции УФАС;
проведена внеплановая документарная проверка по соблюдению Заказчиком законодательства о контрактной системе при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытых конкурсов в электронной форме на оказание услуг по организации питания в государственных бюджетных дошкольных образовательных учреждениях Выборгского района Санкт-Петербурга в 2023 году (извещения NN 0172200004622000092, 0172200004622000094, 0172200004622000095, 0172200004622000097, 0172200004622000102, 0172200004622000103, 0172200004622000104, 0172200004622000106, 0172200004622000108).
Адрес проверяемой организации: 194100, Санкт-Петербург, Большой Сампсониевский пр., 86;
Место проведения Инспекции УФАС: 199004, Санкт-Петербург, 4-я линия В.О., д. 13.
Внеплановой документарной проверкой установлено:
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещены извещения о проведении открытых конкурсов в электронной форме:
26.10.2022 извещение N 0172200004622000092, начальная (максимальная) цена государственного контракта 89 177 449,85 руб.
27.10.2022 извещение N 0172200004622000094, начальная (максимальная) цена государственного контракта 79 906 046,40 руб.
27.10.2022 извещение N 0172200004622000095, начальная (максимальная) цена государственного контракта 93 284 900,64 руб.
28.10.2022 извещение N 0172200004622000097, начальная (максимальная) цена государственного контракта 96 725 710,38 руб.
28.10.2022 извещение N 0172200004622000102, начальная (максимальная) цена государственного контракта 74 725 656,84 руб.
31.10.2022 извещение N 0172200004622000103, начальная (максимальная) цена государственного контракта 90 353 625,94 руб.
31.10.2022 извещение N 0172200004622000104, начальная (максимальная) цена государственного контракта 87 954 821,87 руб.
01.11.2022 извещение N 0172200004622000106, начальная (максимальная) цена государственного контракта 89 213 759,10 руб.
03.11.2022 извещение N 0172200004622000108, начальная (максимальная) цена государственного контракта 88 374 260,52 руб.
Заявитель указывает в обращении на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе по основаниям, изложенным в обращении.
Заказчик с доводами Заявителя не согласился по основаниям, изложенным в письменных возражениях на жалобу.
Информация, изложенная в обращении, а также сведения, размещенные в ЕИС, подтверждают следующие обстоятельства.
1. Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение о проведении конкурса должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Закона о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п.п. 1-2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
При составлении описания объекта закупки Заказчики обязаны использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Из анализа извещений о проведении открытых конкурсов следует, что файл "Описание объекта закупки" содержит следующее "Требования к качеству услуг, к их техническим и функциональным и эксплуатационным характеристикам. Требования к качеству и безопасности услуг":
"1.2. Исполнитель выполняет услуги по организации питания в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации:
- Постановлением главного государственного врача Российской Федерации от 27.10.2020 N 32 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПин 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения"".
Вышеупомянутый документ содержит так же следующие требования: "Для предотвращения возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) организационно-административные мероприятия должны исключать:...молоко и молочные продукты из хозяйств, неблагополучных по заболеваемости продуктивных сельскохозяйственных животных, а также не прошедшие первичную обработку и пастеризацию; молоко и молочные напитки стерилизованные менее 2,5% и более 3,5% жирности; кисломолочные напитки менее 2,5% и более 3,5% жирности_".
Архив "Приложение_1_к_Описанию.rar" содержит файл "Приложение N 1.1. к ООЗ Меню Сад 12 ч.xlsx" согласно которому на полдник 4 (четвертого) дня среди прочего блюдо "Молоко кипяченое" массой 200 мл. с содержанием жира 4 г..
Таким образом меню не соответствует требованиям Постановлением главного государственного врача Российской Федерации от 27.10.2020 N 32 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПин 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения".
Аналогичные нарушения обнаружены в файле "Приложение N 1.1. к ООЗ Меню Сад 10 ч.xlsx" с блюдом "Ряженка".
Учитывая изложенное, вышеуказанное действие Заказчика нарушает пункт п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
При указанных обстоятельствах Инспекция УФАС находит указанный довод Заявителя обоснованным.
2. В силу ч. 5 ст. 42 Закона о контрактной любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
Заявитель в обращении утверждает, что не был дан ответ на запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки следующего содержания:
"В составе НМЦК по закупке присутствует указание на необходимость оказания услуг в учреждениях с Группами 3-5 час. В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 33 Закона о контрактной системе извещение должно содержать описания объекта закупки (далее - ООЗ). Вместе с тем извещение не содержит меню для категории детей, посещающих группы 3-5 час.
Просим разъяснить содержание приложения N 1 к ООЗ, а именно почему там отсутствует данное меню".
В ходе заседания Инспекцией УФАС данного запроса на дачу разъяснений не обнаружено.
Бремя доказывания при рассмотрении обращений в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее обращение на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Участие своих представителей на заседании Инспекции УФАС Заявитель не обеспечил, в доводах обращения надлежащих доказательств, подтверждающих обоснованность довода не представил.
Таким образом, учитывая данные обстоятельства, Инспекция УФАС, приходит к выводу, о необоснованности данного довода обращения.
3. Дополнительно Инспекция УФАС сообщает, что Территориальный орган Федеральной антимонопольной службы (далее - Территориальный орган) осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.
В силу п. 3 ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги.
Таким образом довод Заявителя в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта не входит в компетенцию Территориального органа.
Инспекция УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Уполномоченного органа, Заказчика нарушения п. 4 ч. 2 ст. 42, Закона о контрактной системе.
2. Предписания об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении членов аукционной комиссии Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 17 ноября 2022 г. N 11-277/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.12.2022