Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГКУ "Организатор перевозок" (далее - Заказчик): по доверенности,
ООО "Сантехмонтаж" (далее - Участник, Подрядчик): по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 31420-ЭП/22 от 07.12.2022) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение работ по техническому обслуживанию зданий, сооружений и инженерных сетей, находящихся в оперативном управлении СПб ГКУ "Организатор перевозок", для государственных нужд Санкт-Петербурга в 2021-2022 гг. (извещение N 0372200004521000132),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 22.06.2021 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по техническому обслуживанию зданий, сооружений и инженерных сетей, находящихся в оперативном управлении СПб ГКУ "Организатор перевозок", для государственных нужд Санкт-Петербурга в 2021-2022 гг. (извещение N 0372200004521000132) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 5 101 954,58 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов электронного аукциона от 06.07.2021 N 77261 победителем Аукциона признано ООО "Сантехмонтаж".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Сантехмонтаж" заключен государственный контракт N 03722000045210001320001 от 20.07.2021 на сумму 4 566 249,41 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Условиями Контракта предусмотрено его расторжение в связи с односторонним отказом от исполнения Контракта.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила,что 21.11.2022 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "Сантехмонтаж" в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по Контракту.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии УФАС пояснил следующее.
В ходе исполнения Контракта Заказчиком неоднократно фиксировались нарушения условий Подрядчиком, а именно:
1. Претензией от 12.10.2021 N 01-18-5594/21-0-0 зафиксировано, что в нарушение п.п. 5.1, 6.3.6. Контракта Подрядчиком предоставлен Заказчику отчёт и отчётные документы о фактически выполненных работах по каждому объекту за период с 01.08.2021 по 31.08.2021 с нарушением срока.
2. Претензией от 22.06.2022 N 01-18-3473/22-0-0 зафиксировано, что в нарушение п. Приложения N 4 к Техническому заданию к Контракту, Подрядчиком не проведены в срок осмотры кровель на 25 объектах Заказчика.
3. Претензией от 26.07.2022 N 01-18-4274/22-0-0 зафиксировано, что Подрядчиком:
- в нарушение пп. 3 п. 7.2 разд. 2 Технического задания и Приложения N 4 к Техническому заданию, не проведено в срок 42 частичных еженедельных осмотра внутренних систем отопления ГВС, ХВС, канализации, электроснабжения, согласно Приложению N 5 к Техническому заданию с внесением записей в акт выполненных осмотров по форме Приложения N 5 к Техническому заданию;
- в нарушение п.п. 6.3.1., 6.3.2 Контракта не проведены в срок работы по выполнению 18 заявок Заказчика;
- в нарушение п.п. 5.1., 6.3.6. Контракта Подрядчиком предоставлен Заказчику отчёт и отчётные документы о фактически выполненных работах по каждому объекту за период с 01.06.2022 по 30.06.2022 с нарушением срока.
4. Претензией от 20.09.2022 N 01-18-5604/22-0-0 зафиксировано, что Подрядчиком: в нарушение п.п. 6.31., 6.3.2 Контракта не проведены в срок работы по выполнению 15 заявок Заказчика;
- в нарушение пп. 3 п. 7.2 разд. 2 Технического задания и Приложения N 4 к Техническому заданию, не проведено в срок 30 частичных еженедельных осмотра внутренних систем отопления ГВС, ХВС, канализации, электроснабжения, согласно Приложению N 5 к Техническому заданию с внесением записей в акт выполненных осмотров по форме Приложения N 5 к Техническому заданию;
- в нарушение п.п. 5.1., 6.3.6. Контракта Подрядчиком предоставлен Заказчику отчёт и отчётные документы о фактически выполненных работах по каждому Объекту за период с 01.07.2022 по 31.07.2022 с нарушением срока.
5. Претензией от 06.10.2022 N 01-18-5932/22-0-0 зафиксировано, что Подрядчиком:
- в нарушение п.п. 6.3.1., 6.3.2 Контракта не проведены в срок работы по выполнению 6 заявок Заказчика;
- в нарушение п.п. 5.1., 6.3.6. Контракта Подрядчиком предоставлен Заказчику отчёт и отчётные документы о фактически выполненных работах по каждому Объекту, за период с 01.08.2022 по 31.08.2022 с нарушением срока.
6. Актом о выявленных несоответствиях от 10.11.2022 N 1 за отчетный период с 01.09. по 30.09.2022 зафиксировано, что Подрядчиком:
- в нарушение п.п. 6.3.1., 6.3.2 Контракта не проведены работы по выполнению 12 заявок Заказчика;
- в нарушение пп. 3 п. 7.2 разд. 2 Технического задания и Приложения N 4 к Техническому заданию, не проведено 35 частичных еженедельных осмотра внутренних систем отопления ГВС, ХВС, канализации, электроснабжения, согласно Приложению N 5 к Техническому зада с внесением записей в акт выполненных осмотров по форме Приложения N 5 к Техническому заданию;
- в нарушение п.п. 5.1., 6.3.6 Контракта Подрядчиком не предоставлен Заказчику отчёт и отчётные документы о фактически выполненных работах по каждому Объекту, за период с 01.09.2022 по 30.09.2022.
7. Актом о выявленных несоответствиях от 10.11.2022 N 2 за отчетный период с 01.10.2022 по 31.10.2022 зафиксировано, что Подрядчиком:
- в нарушение п.п. 6.3.1., 6.3.2 Контракта не проведены работы по выполнению 12 заявок Заказчика;
- в нарушение пп. 3 п. 7.2 разд. 2 Технического задания и Приложения N 4 к Техническому заданию, не проведено 108 частичных еженедельных осмотра внутренних систем отопления, ГВС, ХВС, канализации, электроснабжения, согласно Приложению N 5 к Техническому заданию с внесением записей в акт выполненных осмотров по форме Приложения N 5 к Техническому заданию;
- в нарушение п. 4.4., 6.3.5. Контракта Подрядчиком не представлен предварительный отчёт о фактически выполненных работах по каждому Объекту на основании актов выполненных работ; (по форме Приложения N3 к Техническому заданию) за период с 01.10.2022 по 31.10.2022.
Кроме того, в нарушение п.п. 5.1., 6.3.6 Контракта Подрядчиком не предоставлен Заказчику отчёт и отчётные документы о фактически выполненных работах по каждому Объекту за период с 01.10.2022 по 31.10.2022.
Письмом Заказчика от 10.11.2022 N 2525-У Подрядчик был приглашён для подписания актов о выявленных несоответствиях за период сентябрь, октябрь 2022. Однако на встречу не явился, ответ на письмо не представил.
Письмом от 14.11.2022 N 01-18-6787/22-0-0 Подрядчик дополнительно был проинформирован о нарушении обязательств по Контракту и необходимости их устранения. Ответ на письмо Подрядчик не представил, недостатки не устранил.
На основании изложенного, Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 22.11.2022.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 07.12.2022.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "Сантехмонтаж" устранены не были.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
На заседании Комиссии УФАС представитель ООО "Сантехмонтаж" пояснил следующее.
За весь период с даты заключения Контракта до даты его расторжения ООО "Сантехмонтаж" исполнило обязательства на 2 945 475,49 рублей.
Исх. N б/н от 28.09.2021 ООО "Сантехмонтаж" просило Заказчика аннулировать допуск на объекты СПБ ГКУ "Организатор перевозок" следующих сотрудников на которых ранее просила допуск, в связи с их увольнением:
1. Лось С.Л.
2. Травкин А.М.
3. Галкин В.А.
4. Игнатовский Н.Н.
5. Сангинов А.М.
Исх. N 96 от 07.10.2022. по факту получения Претензии (исх. N 01-18-5932/22-0-0 от 06.10.2022) ООО "Сантехмонтаж" просило произвести удержание штрафных санкций из оплаты за август 2022 года.
При том, что Заказчику следовало списать неустойку за нарушения, допущенные при исполнении контрактов.
21.11.2022 Заказчиком принято Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
При этом до конца оказания работ по техническому обслуживанию здании, сооружении и инженерных сетей, находящихся в оперативном управлении СПб ГКУ "Организатор перевозок", для государственных нужд Санкт-Петербурга в 2021-2022 гг. осталось 9 дней.
На основании изложенного, Участник ходатайствовал о не включении ООО "Сантехмонтаж" в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку считает, что с его стороны предпринимались все необходимые действия как для исполнения обязательств по Контракту.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что со стороны ООО "Сантехмонтаж" предпринимались все необходимые действия для исполнения обязательств по Контракту, а включение ООО "Сантехмонтаж" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком, в отношении ООО "Сантехмонтаж" (ИНН: 7820017903) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 13 декабря 2022 г. N РНП-78-1595/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.12.2022