Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГКУ "Организатор перевозок" (далее - Заказчик): по доверенности,
ООО "ИСК" (далее - Участник, Исполнитель): по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 31419-ЭП/22 от 07.12.2022) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на оказание услуг по предоставлению отказоустойчивой облачной платформы на информационно-вычислительных ресурсах Исполнителя для государственных нужд Санкт-Петербурга в 2022-2023 годах (извещение N 0372200004522000169),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 14.09.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуг по предоставлению отказоустойчивой облачной платформы на информационно-вычислительных ресурсах Исполнителя для государственных нужд Санкт-Петербурга в 2022-2023 годах (извещение N 0372200004522000169) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 22 541 984,85 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 23.09.2022 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "ИСК".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "ИСК" заключен государственный контракт N 03722000045220001690001 от 06.10.2022 на сумму 16 542 939,13 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Условиями Контракта предусмотрено его расторжение в связи с односторонним отказом от исполнения Контракта.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила,что 10.11.2022 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "ИСК" в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по Контракту.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии УФАС пояснил следующее.
Пунктом 4.2. Контракта предусмотрено, что срок оказания Услуг: начиная со следующего дня после даты заключения Контракта, но не ранее 03.10.2022 по 31.12.2023 (включительно). Исполнитель предоставляет Услуги 24 часа в сутки, 7 дней в неделю с учетом перерывов, установленных в п. 12 Технического задания.
Таким образом, Исполнитель обязан приступить к исполнению обязательств по Контракту с 07.10.2022.
Согласно п.п. 6.3.1, 6.3.2. Контракта Исполнитель обязуется начать оказывать Услуги в сроки, установленные п. 4.2 Контракта в соответствии с требованиями Технического задания, а также требованиями и нормами действующего законодательства РФ.
По условиям п. п. 4.4. Контракта оказанию Услуг предшествует передача Заказчику в пользование аппаратной части программно-аппаратного комплекса (далее - ПАК) по акту приема-передачи оборудования с указанием наименования, количества и спецификации оборудования, согласно п. 8 Технического задания. Прием услуги по развертыванию системы виртуализации инфраструктуры выполняется на основании акта об оказании услуг с перечислением реализованных элементов виртуализации, указанных в п. 8 Технического задания.
Согласно п. 6.1.1 Контракта Заказчик вправе требовать от Исполнителя выполнения его обязанностей в полном объёме и в сроки, установленные Контрактом.
Однако, в нарушение п. п. 4.2, 6.3.1, 4.4 и п 4.5 Контракта на 13.10.2022 Исполнитель не приступил к оказанию услуг, в связи с чем Заказчиком в адрес Исполнителя было направлено требование об исполнении обязательств, предусмотренных Контрактом от 13.10.202022 N 01-18-6097/22-0-0 (далее -Требование).
В соответствии с п. 4.6 Контракта, при обнаружении в ходе исполнения Контракта несоответствий Заказчик составляет акт о выявленных несоответствиях (далее - Акт). В случае неявки или отказа (уклонения) Исполнителя от составления акта, акт направляется ему по почте заказным письмом с уведомлением и/или иными средствами связи.
19.10.2022 Исполнитель предоставил Заказчику с актом приёма-передачи, что подтверждается письмом исх. N 94 от 18.10.2022, оборудование согласно следующему перечню:
1. Блейд-система HP С7000 G3 Platinum -1 шт.;
2. Коммутатор HP VC Fiex-10/10D - 2 шт.;
3. Коммутатор HP AJ822A 8Gb FC - 2 шт.
В ходе проверки Заказчиком установлено, что представленное оборудование не обеспечивает соответствие технических и функциональных характеристик требованиям, предусмотренным п. 8 Технического задания к Контракту, в связи с чем Заказчик составил Акт о выявленных несоответствий от 19.10.2022 и отказал в приёмке оборудования, направив Исполнителю повторное требование о незамедлительном исполнении обязательств, предусмотренных Контрактом N 01-18-6186/22-0-0 от 19.10.2022.
В соответствии с п.п. 4.7, 6.3.5 Контракта, все обнаруженные несоответствия устраняются Исполнителем без привлечения Заказчика и без дополнительного финансирования со стороны Заказчика в сроки, указанные в мотивированном отказе.
21.10.2022 во исполнение повторного требования об исполнении обязательств, предусмотренных Контрактом, Исполнитель представил оборудование, на котором должны размещаться виртуальные машины для установки и настройки программного обеспечения.
Заказчиком на момент проверки оказания услуг Исполнителем установлено, что переданное Заказчику Исполнителем оборудование не является программно-аппаратным комплексом, технологические и функциональные характеристики которого отвечают требованиям, предусмотренным условиями Контракта и Технического задания к нему.
Пунктом 6.3.1 Контракта предусмотрена обязанность Исполнителя оказывать Услуги в сроки, согласно п. 4.2 Контракта и в соответствии с требованиями Технического задания, а также требованиям и нормам действующего законодательства, регулирующего оказание данного вида Услуг (п. 6.3.2 Контракта).
26.10.2022 Заказчиком зафиксировано, что Исполнителем не выполнено развертывание специализированного программного обеспечения, реализующего виртуализацию на программно-аппаратном комплексе Исполнителя, не устранены несоответствия, отраженные в актах выявленных несоответствий, следовательно, Исполнитель не приступил к оказанию услуг.
Таким образом, Исполнитель нарушил п.п. 6.3.1, 6.3.2 Контракта и требования п.8 Технического задания, в связи с чем Заказчик сформировал мотивированный отказ от 26.10.2022 N 01-18-6382/22-0-0 от подписания документа о приемке оборудования, переданного Исполнителем по акту приемки-передачи от 21.10.2022.
В результате проверки 31.10.2022 Заказчиком установлено повторное неустранение нарушений п.п. 6.3.1, 6.3.2 Контракта и требования п.8 Технического задания о чём составлен акт о выявленных несоответствий от 31.10.2022.
На основании изложенного, Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 22.11.2022.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 07.12.2022.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "ИСК" устранены не были.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
На заседании Комиссии УФАС представитель ООО "ИСК" пояснил следующее.
ООО "ИСК" в адрес Заказчика было поставлено оборудование в полном объеме и в соответствии с Техническим заданием.
В ходе установки программного обеспечения Исполнителем было выявлено, что отдельные программные компоненты технически отечественного производства не поддерживаются предоставленным оборудованием иностранного производства, в связи с чем возникла необходимость в замене части оборудования. Данный факт был неоднократно зафиксирован актами несоответствий, подписанными сторонами.
В то же время оперативная закупка дополнительных элементов оборудования не представляется возможной, поскольку срок их поставки превышает 30 дней.
В целях минимизации негативных последствий нарушения сроков исполнения обязательств стороны вышеуказанного контракта согласовали решение о его расторжении. При этом Исполнитель выплатил в пользу Заказчика все предусмотренные Контрактом штрафы и пени в связи с невозможностью исполнения своих обязательств.
На основании изложенного, Участник ходатайствовал о не включении ООО "ИСК" в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку считает, что с его стороны предпринимались все необходимые действия как для исполнения обязательств по Контракту.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что со стороны ООО "ИСК" предпринимались все необходимые действия для исполнения обязательств по Контракту, а включение ООО "ИСК" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком, в отношении ООО "ИСК" (ИНН: 7839500840) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 13 декабря 2022 г. N РНП-78-1594/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.12.2022