Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ФГКОУ "Кадетский корпус Пансион воспитанниц Следственного комитета Российской Федерации" (далее - Заказчик, Пансион): по доверенности,
ООО "Комбинат социального питания" (далее - Участник, Исполнитель): по доверенности,
ГСУ СК России по г. Санкт-Петербургу - по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 31126-ЭП/22 от 05.12.2022) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на оказание услуг по организации питания воспитанниц ФГКОУ "Кадетский корпус Пансион воспитанниц Следственного комитета Российской Федерации" (извещение N 0872400001622000011),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Согласно п. 3.32 Административного регламента по ходатайству лиц, участвующих в рассмотрении жалобы и проведении внеплановой проверки, либо по собственной инициативе, в том числе для выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия решения, в заседании комиссии может быть объявлен перерыв. При объявлении перерыва лицам, присутствующим на заседании Комиссии, объявляется о дате, времени и месте продолжения заседания Комиссии. Письменное уведомление о месте, дате и времени рассмотрения сведений после перерыва не направляется. При объявлении перерыва срок рассмотрения сведений не приостанавливается и не продлевается.
После окончания перерыва заседание Комиссии продолжается с момента, на котором заседание было прервано.
09.12.2022 Комиссией УФАС принято решение об объявлении перерыва в заседании, после которого рассмотрение сведений продолжалось тем же составом Комиссии УФАС.
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 14.07.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по организации питания воспитанниц ФГКОУ "Кадетский корпус Пансион воспитанниц Следственного комитета Российской Федерации" (извещение N 0872400001622000011) (далее - Конкурс).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 19 995 000,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 20.10.2022 N ИЭОК3 победителем Конкурса признано ООО "Комбинат социального питания".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Комбинат социального питания" заключен государственный контракт N 0872400001622000011 от 07.11.2022 на сумму 19 350 000,00 рублей (далее - Контракт), по условиям которого Исполнитель обязался оказывать услуги по организации питания, то есть обеспечить приготовление и раздачу готового, в том числе горячего питания (далее - Услуги) обучающихся Пансиона воспитанниц в соответствии с условиями настоящего Контракта, Техническим заданием (Приложение N1 к Контракту) и Спецификацией (Приложение N 3 к Контракту), являющимися неотъемлемыми частями Контракта.
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 9.3 Контракта предусмотрено право Заказчика и Исполнителя отказаться от исполнения Контракта в одностороннем внесудебном порядке в случаях и с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила,что 21.11.2022 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "Комбинат социального питания" в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по Контракту.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии УФАС пояснил следующее.
Согласно разделу 5 Технического задания ООО "Комбинат социального питания" обязано при оказании услуг организовать питание в соответствии с требованиями Федерального закона от 30 марта 1999 г. N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и Федерального закона от 2 января 2000 г. N29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов".
Согласно п.п. 4.1.5, 4.1.7, 4.1.8. Контракта ООО "Комбинат социального питания" обязано обеспечить доставку продуктов питания, предоставлять рациональное питание обучающихся по графику, согласованному с Заказчиком, организовать в течение срока действия настоящего Контракта горячее питание обучающихся, в строгом соответствии с меню (ПриложениеN 2 к Контракту).
Кроме того, 07.11.2022 и 08.11.2022 ООО "Комбинат социального питания" были оказаны услуги ненадлежащего качества, в связи с чем произошло возникновение и распространение массовых инфекционных заболеваний (пищевого отравления) у несовершеннолетних воспитанниц Пансиона.
По данному факту 09.11.2022 Следственным отделом по Центральному району главного следственного управления следственного комитета России по городу Санкт-Петербургу возбуждено уголовное дело N 12202400019000166, которое в последствии было передано в Главное следственное управление Следственного комитета России по городу Санкт-Петербургу.
Таким образом, по мнению Заказчика ООО "Комбинат социального питания" допущено существенное нарушение условий Контракта.
Начиная с 09.11.2022 ООО "Комбинат социального питания" обязательства по Контракту не исполняются: доставка продуктов не осуществляется, питание воспитанниц (обучающихся) не организовано.
На основании изложенного, Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Однако на заседание Комиссии УФАС Заказчиком не представлены документы и сведения, подтверждающие факт нарушения Исполнителем условий Контракта, а также иные документы, фиксирующие возникновение и распространение массовых инфекционных заболеваний (пищевого отравления) у несовершеннолетних воспитанниц Пансиона.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 21.11.2022.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 05.12.2022, поскольку нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "Комбинат социального питания" устранены не были.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
На заседании Комиссии УФАС представитель ООО "Комбинат социального питания" пояснил следующее.
06.11.2022 (воскресенье) Участник был допущен на объект для подготовки начала оказания услуг, поскольку ранее на объекте оказывала услуги иная организация.
При приемке помещений от Заказчика Комбинатом было указано о несоответствии передаваемых помещений требованиям СанПин, в том числе:
- наличие только двух производственных помещений - сырой цех и готовый цех;
- отсутствие раздевалки для персонала - сотрудники раздевались в кабинете зав. производства;
- отсутствие туалета для персонала - сотрудники пользовались туалетом для воспитанниц и сотрудников детского учреждения;
- отсутствие помещения для хранения уборочного инвентаря и места для разведения дез. средств;
- отсутствие помещения для хранения моющих средств, дез. средств и вспомогательных материалов;
- отсутствие условий для приготовления выпечных изделий;
- отсутствие условий для хранения сухой продукции;
- помещение, где расположены стеллажи и холодильное оборудование имеет три окна - большинство продуктов, по требованию производителя указанных на этикетки должны хранится в отсутствии прямых солнечных лучей;
- отсутствие условий для приготовления (чистка, мойка) овощей, зелени и фруктов;
- отсутствуют условия для хранения и нарезки хлебобулочных изделий;
- отсутствие условий для мойки и дезинфекции оборотной тары, так как с основанного пищеблока осуществляется доставка готовой продукции на вторую площадку;
- отсутствие условий для забора воды (нет ни места вывода воды, ни помещения или участка для забора воды) для уборки пола на пищеблоке;
- мойка кухонной и столовой посуды сосредоточено в одном помещении, что является грубым нарушением технологических потоков;
- по системе внутренних коридоров осуществляется перемещение чистой и грязной посуды, что является пересечением потоков;
Однако Заказчик сообщил, что в настоящее время устранить указанные несоответствия не представляется возможным, и попросил приступить к оказанию услуг.
07.11.2022 сотрудники ООО "Комбинат социального питания" приступили к оказанию услуг по организации питания и приготовили горячее питание согласно предусмотренному Контрактом меню рационов горячего питания.
По состоянию на 08.11.2022 были зарегистрированы обращения 8 (восьми) воспитанниц, обучающихся в Пансионе с признаками пищевого отравления.
08.11.2022 Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - "Роспотребнадзор") издала Распоряжение N 78-01-09/19-68-2022 о проведении санитарно-эпидемиологического расследования причин возникновения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний.
09.11.2022 Роспотребнадзор вынес Исполнителю предписание N Ю 78-01-09/27-181-2022 об усилении режима проведения дезинфекции помещений, о проведении очаговой дезинфекции всех помещений предприятия общественного питания, а также об обеспечении прохождения сотрудниками организации лабораторного обследования.
09.11.2022 около 12:00 в помещения столовой явились сотрудники следственных органов и опечатали помещения столовой, запретив сотрудникам ООО "Комбинат социального питания" присутствовать в опечатанных помещениях.
Таким образом, в помещении столовой оставалось большее количество продуктов питания и посуды, убрать которую не представлялось возможным ввиду запрета следственных органов.
09.11.2022 Роспотребнадзор вечером осуществил внеплановый инспекционный визит, в рамках которого было зафиксировано, в том числе, ранее озвученные сотрудниками ООО "Комбинат социального питания" несоответствия передаваемых помещений, а также зафиксировал нарушения правил хранения продуктов, которые образовались в связи с запретом следственными органами действия внутри помещений столовой.
10.11.2022 Роспотребнадзор повторно осуществил осмотр помещений столовой (то есть через день с момента, когда Исполнителю ограничили доступ в помещения) и зафиксировал ряд санитарно-эпидемиологических нарушений, часть из которых была вызвана объективными причинами:
- Нарушение порядка хранения блюд было вызвано тем, что сотрудники следственных органов опечатали помещения столовой и запретили сотрудникам ООО "Комбинат социального питания" осуществить уборку продуктов, в связи с чем, за более чем 24 часа продукты питания очевидно начали портиться и хранились вне предусмотренных нормативных условий.
- Нарушения, связанные с отсутствием горячей воды, отсутствием отдельного туалета для персонала, а также нарушения, связанные с отсутствием технологической поточности, были доведены до сведения Заказчика 08.11.2022, однако по просьбе Заказчика Исполнитель продолжил оказывать услуги и начал процесс согласования с Заказчиком изменений, необходимых для приведения помещений в соответствующее состояние.
Кроме того, в протоколе осмотра от 10.11.2022 указано, что у заболевших воспитанниц заболевание протекает в виде гастроэнтерита.
10.11.2022 Роспотребнадзор составил протокол о временном запрете деятельности ООО "Комбинат Социального Питания".
10.11.2022 Заказчик письменно уведомил исполнителя о приостановлении оказания услуг по организации питания детей с 09.11.2022 в связи с переходом воспитанниц на дистанционное обучение.
14.11.2022 Роспотребнадзор вынес ООО "Комбинат Социального Питания" предписание N Ю 78-01-09/27-186-2022, согласно которому указал на выявление у повара Мельника С.А. Salmonella группы D. и предписал направить повара Мельника С.А. в медицинские учреждения для контрольного лабораторного лечения.
Вместе с тем 09.11.2022 повар Мельник С.А., а также иные сотрудники сдали анализы в ООО "Медицинская компания ЛабСтори" на наличие острых кишечных инфекций, Брюшного Тифа, а также на наличие сальмонеллы (Salmonella). Результаты анализов выявили отсутствие указанных инфекций.
18.11.2022 повар Мельник С.А. повторно сдал анализы в ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Санкт-Петербурге и Ленинградской области" на предмет наличия ДНК ротавирусов, норовирусов, астровирусов, а также шигелл и сальмонелл. Результаты анализов выявили отсутствие указанных инфекций.
Таким образом, ни у повара Мельника С.А., ни у иных сотрудников ООО "Комбината Социального Питания" не было выявлено наличие инфекционных заболеваний, в том числе связанных с наличием сальмонелл и/или кишечных инфекций.
Кроме того, ни у повара Мельника С.А., ни у иных сотрудников ООО "Комбината Социального Питания" не было выявлено характерных симптомов, связанных с наличием инфекционных заболеваний.
15.11.2022 Роспотребнадзор вынес ООО "Комбинат социального питания" предписание N Ю 78-01-05/27-188-2022, согласно которому указал, что в результате отбора образцов продукции "Полуфабрикаты мясные из говядины крупнокусковые" была обнаружена сальмонелла (Salmonella) и предписал Исполнителю осуществить утилизацию некачественного продукта.
Однако, в ветеринарном свидетельстве на данную продукцию (говядина) в разделе лабораторные исследования - результат лабораторных исследований на сальмонеллез отрицательный, что свидетельствует о том, что все закупаемые продукты питания, в том числе говядина, были доброкачественными.
Таким образом, выявленное Роспотребнадзором наличие сальмонеллы в образцах Мельника С.А. (не было подтверждено несколькими послелуюшими исследованиями), а также наличие сальмонеллы в ряде продуктов, никоим образом не связано и не находится в причинно-следственной связи с возникшими случаями гастроэнтерита у 8 (восьми) воспитанниц.
Причины возникновения гастроэнтерита на момент заседания Комиссии УФАС не выявлены, причинно-следственная связь между потреблением продуктов питания, приготовленных ООО "Комбинат Социального Питания" и гастроэнтеритом не выявлена.
Одной из возможных причин возникновения гастроэнтерита, предположительно, могло являться осуществление сервировки блюд силами самих воспитанниц ФГКОУ "Кадетский корпус Пансион воспитанниц Следственного комитета Российской Федерации".
В учреждении Заказчика действует правило о том, что воспитанницы Пансиона в обязательном порядке должны участвовать в сервировке (расстановке) блюд, при этом воспитанниц не проверяют на наличие инфекционных заболеваний.
Как следствие, ряд воспитанниц, вернувшихся после каникул (07.11.2022 - первый учебный день после праздников в честь Дня Народного единства), вероятно, могли способствовать распространению инфекций при расстановке блюд.
В любом случае, ООО "Комбинат Социального Питания" приложил все возможные усилия для скорейшего установления причин возникновения гастроэнтерита.
21.11.2022 Заказчик принял Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, в котором указал:
"Кроме того, 07.11.2022, 08.11.2022 ООО "Комбинат социального питания" оказаны услуги ненадлежащего качества, в связи с чем произошло возникновение и распространение массовых инфекционных заболеваний (пищевого отравления) у несовершеннолетних воспитанниц Пансиона.
По данному факту 09.11.2022 Следственным отделом по Центральному району главного следственного управления следственного комитета России по городу Санкт-Петербургу возбуждено уголовное дело N 12202400019000166, которое в последствии было передано в Главное следственное управление Следственного комитета России по городу Санкт- Петербургу.
Таким образом, ООО "Комбинат социального питания" допущено существенное нарушение условий Контракта.
Начиная с 09.11.2022 по настоящее время ООО "Комбинат социального питания" обязательства по Контракту не исполняются: доставка продуктов не осуществляется, питание воспитанниц (обучающихся) не организовано."
По мнению Исполнителя, изложенные в Решении обстоятельства являются недостоверными, не соответствуют действительности и порочат деловую репутацию Участника на основании нижеследующего:
Согласно п.9.6, 9.8 Контракта, каждая из Сторон вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения настоящего Контракта в случае существенного нарушения Контракта другой Стороной. Нарушение Исполнителем настоящего Контракта признается существенным при однократной просрочке исполнения Исполнителем обязательств по настоящему Контракту на срок более чем 1 (один календарный день, а также при осуществлении оказания услуг ненадлежащего качества, если недостатки не могут быть незамедлительно устранены.
В Решении Заказчик утверждает, что Участник оказал услуги ненадлежащего качества, которые являлись причиной возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний.
По мнению Участника, данное утверждение не соответствует действительности, поскольку не установлена причинно-следственная связь между возникновением гастроэнтерита 8 (восьми) воспитанниц и оказанием ООО "Комбинат Социального Питания" услуг ненадлежащего качества.
Кроме того, в Решении Заказчик указывает, что Участник не осуществляет оказание услуг с 09.11.2022.
Данное утверждение не соответствует действительности, поскольку Заказчик 10.11.2022 в письме уведомил ООО "Комбинат Социального Питания" о необходимости приостановления оказания услуг в связи с переходом на дистанционную форму обучения воспитанниц.
Более того, помещения столовой были опечатаны сотрудниками следственных органов, в связи с чем допуск сотрудников ООО "Комбинат Социального Питания" на объект был воспрещен.
Заказчик ссылается на оказание Исполнителем услуг ненадлежащего качества, но в решении об одностороннем отказе от исполнения Контракта факты ненадлежащего исполнения Контракта, ненадлежащего оказания услуг или отступления в услугах от условий Контракта, а равно существенность и неустранимость таких отступлений и недостатков в смысле п. 9.8 Контракта не изложены, а также доказательств неисполнения (ненадлежащего исполнения) Исполнителем в рамках исполнения Контракта не представлено.
Кроме того, все предписания Роспотребнадзора были оперативно исполнены Участником (насколько это возможно при опечатанных помещениях), а именно:
- Сотрудники Комбината оперативно сдали анализы на исследования, а повар Мельник С. А. сдавал в том числе повторные анализы;
- 11.11.2022 была проведения дезинфекция, дезинсекция и дератизация помещений столовой;
- 23.11.2022 Исполнитель сообщил Роспотребнадзору об исполнении предписания от 14.11.2022;
23.11.2022 Заказчик в письме исх. N Отск-35-1282-221 потребовал у Исполнителя освободить помещения столовой (пищеблока) до 25.11.2022.
Несмотря на факт устранения большей части причин, послуживших основанием для расторжения Контракта, Заказчик не позволил ООО "Комбинат Социального Питания" устранить все выявленные нарушения и, нарушив сроки вступления в силу Решения, потребовал у Комбината освободить помещения столовой до 25.11.2022, чем препятствовал Исполнителю реализовать право на устранение нарушений в соответствии с ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе.
25.11.2022 ООО "Комбинат Социального Питания" направило в Роспотребнадзор письмо N 442, согласно которому указало о частичном исполнении выявленных замечаний, в рамках котором подробно изложило осуществлённые мероприятия, а также прокомментировало ряд выявленных нарушений, которые не входили в зону ответственности ООО "Комбинат Социального Питания" (отсутствие горячей воды, отдельного туалета для персонала).
29.11.2022 Исполнитель письмом N 439 направил Заказчику возражение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подробно изложив, в том числе, обстоятельства передачи Заказчиком помещений столовой, не соответствующих требованиям СанПин, а также акцентировало внимание на отсутствие причинно-следственной связи между инфекционными заболеваниями (пищевыми отравлениями) у несовершеннолетних воспитанниц Пансиона и выявленными нарушениями Роспотребнадзора у Исполнителя.
Резюмируя вышеизложенное, ООО "Комбинат Социального Питания" обращает внимание на следующие ключевые обстоятельства:
1. При приемке помещений столовой сотрудники ООО "Комбинат Социального Питания" (санитарный врач - Ядровская Елена Александровна и административный управляющий территориального отдела - Абасова Лейла Рафиковна) сообщили Заказчику о несоответствии передаваемого помещения требованиям СанПина, а также согласовали "черновой" проект нового расположения производственного оборудования.
2. После выявления случаев гастроэнтерита у восьми воспитанниц, на объект прибыли сотрудники Роспотребнадзора, а также следственных органов, которые опечатали помещение столовой и запретили дальнейшее нахождение сотрудников ООО "Комбинат Социального Питания" на объекте, в связи с чем Услуги оказывались всего лишь 2 (два) рабочих дня. При этом, были взяты многочисленные пробы анализов для выявления причин возникновения гастроэнтерита.
3. Проведенные Роспотребнадзором исследования не установили причинно-следственную связь возникновения гастроэнтерита с деятельностью Комбината.
4. Комбинатом осуществлялись устранения выявленных Роспотребнадзором нарушений, однако Заказчик, в нарушение сроков вступления одностороннего отказа от контракта в силу, потребовало освободить занимаемые помещения.
На основании изложенного, Участник ходатайствовал о не включении ООО "Комбинат социального питания" в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку считает, что он осуществлял активные действия по устранению выявленных Роспотребнадзором недостатков, которые не являлись неустранимыми, и могли быть устранены в максимально кратчайшие сроки, если бы помещения столовой не были опечатаны и сотрудники Заказчика не препятствовали бы нахождению сотрудников на объекте.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
В ходе заседания Комиссии УФАС было установлено, что ООО "Комбинат социального питания" в лице генерального директора Ашихмина Сергея Николаевича организовал работу по оказанию гуманитарной помощи для жителей Донецкой и Луганской Народных Республик.
Вместе с тем Комиссией УФАС было установлено, что ООО "Комбинат социального питания" неоднократно являлось исполнителем по государственным контрактам, которые исполняются без нареканий со стороны государственных и муниципальных заказчиков, в реестре недобросовестных поставщиков отсутствуют сведения об ООО "Комбинат социального питания", что подтверждает добросовестность Участника в качестве исполнителя государственных и муниципальных контрактов.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав участников заседания, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что со стороны ООО "Комбинат социального питания" предпринимались все необходимые действия для исполнения обязательств по Контракту, а включение ООО "Комбинат социального питания" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком, в отношении ООО "Комбинат социального питания" (ИНН: 4704084251) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 13 декабря 2022 г. N РНП-78-1574/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.12.2022