Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ГБОУ средняя школа N 376 Московского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):
ООО "Феникс" (далее - Участник):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 31303-ЭП/22 от 06.12.2022) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение работ по замене светильников в помещении бассейна ГБОУ средняя школа N 376 Московского района Санкт-Петербурга в 2022 году (извещение N 0372200286322000038),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 28.04.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по замене светильников в помещении бассейна ГБОУ средняя школа N 376 Московского района Санкт-Петербурга в 2022 году (извещение N 0372200286322000038) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 945 180,02 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 12.05.2022 NИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "Феникс".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Феникс" заключен государственный контракт N 0372200286322000038-376 от 27.05.2022 на сумму 411 615,17 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 12.2 Контракта предусмотрено право Заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила,что 26.08.2022 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "Феникс".
В ходе заседания Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался выполнить работы по замене светильников в помещении бассейна ГБОУ средняя школа N 376 Московского района Санкт-Петербурга (далее - Работы) по адресу: Санкт-Петербург, 5-й Предпортовый проезд, д. 8, к. 2 (далее - Объект) в срок, с момента подписания сторонами Контракта акта передачи объекта для выполнения работ до 15.08.2022 (п.п. 5.1, 5.2 Контракта).
Пунктом 5.1 Контракта установлено, что Акт передачи объекта для выполнения работ должен быть подписан сторонами в течение 3-х (трех) рабочих дней со дня подписания Контракта.
Согласно п. 5.3 Контракта датой окончания выполнения работ считается дата подписания окончательного акта приемки выполненных работ Заказчиком в Единой информационной системе.
Заказчиком в адрес Участника были направлены претензии от 16.08.2022 и от 19.05.2022 с требованием подписать Акт передачи объекта для выполнения работ и приступить к Работам. Однако по состоянию на 26.08.2022 требования, содержащиеся в претензиях, не были выполнены Участником.
На основании вышеизложенного Заказчик принял решение об одностороннем расторжении контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 08.09.2022.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 21.09.2022.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что не согласен с Решением Заказчика ввиду следующих обстоятельств:
При подаче заявки на участие в Аукционе ООО "Феникс" довел исчерпывающую информацию до Заказчика: название светильника, фото, ссылка на сайт, сравнительная технология светильников, описательная часть. Так же в части 1 ООО "Феникс" провело сравнение светильников Заказчика и своих, указав на недостатки светильников ПромЛед Т-Линия v2/0-150 (о недопустимости установки таких светильников с агрессивной средой) и преимущества светильников, предложенных ООО "Феникс". Комиссия Заказчика приняла решение о соответствии светильника, предложенного ООО "Феникс". В размещенном проекте Контракта в приложении N 1 Заказчик указал светильник, с которым была подана заявка ООО "Феникс", Fitons Street 150, но не указал его в смете.
ООО "Феникс" направило в адрес Заказчика протокол разногласий, дополнительно указав в смете светильник Fitons Street 150, во избежание дальнейших недоразумений со стороны службы Заказчика при приемке. По протоколу разногласий были учтены все замечания, более того была прикреплена часть-1, что говорит о том, что Заказчик знал какой светильник будет ему поставлен.
После подписания Контракта со стороны Заказчика ООО "Феникс" были заказаны светильники Fitons Street 150. Также ООО "Феникс" связалось с Заказчиком для передачи Объекта в работу по готовности светильников, так как необходимо было их предоставить для принятия. В июне Участник и Заказчик пришли к соглашению, что Акт передачи объекта для выполнения работ Заказчик передаст в августе 2022 года в связи с запланированными отпусками сотрудников Заказчика до 03.08.2022.
По готовности светильников к поставке ООО "Феникс" уведомило Заказчика о передаче Объекта в работу. Вместе с тем, Заказчик сообщил Участнику о времени отпусков до 03.08.2022 и о том, что светильник, принятый и утвержденный Заказчиком ему не нужен, а нужен светильник ПромЛед Т-Линия v2/0-150, так как размер светильника FITONS-150 не устраивал Заказчика.
03.08.2022 в адрес ООО "Феникс" поступило претензионное письмо, в котором Заказчик указал на неисполнение п. 5.1 Контракта. На претензионное письмо в адрес Заказчика было направлен ответ (исх. N 12-04.08 от 04.08.2022) о том, что Комиссией Заказчика при определении победителя Аукциона было принято решение о соответствии светильника Fitons Street 150.
09.08.2022 в адрес Участника поступило письмо, в котором Заказчик указал, что в соответствии с Законом о контрактной системе, подав заявку на участие в закупке, поставщик автоматически соглашается на выполнение работ, оказание услуг и поставку товаров на условиях, которые предусмотрены в извещении об осуществлении закупки и соответствующих документации. Также, Заказчик указал, что в ходе исполнения Контракта заявленный светильник FITONS-150 существенно отличается от прописанных характеристик Товара, о чем было неоднократно уведомлен Участник. При этом Заказчик прописал в Контракте светильник, предложенный ООО "Феникс", и учел все замечания по протоколу разногласий.
Так, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Представитель Участника отметил, что до 03.08.2022 уведомлений и претензий в адрес ООО "Феникс" от Заказчика не поступало.
Со стороны ООО "Феникс" был дан незамедлительный ответ на письмо Заказчика (исх. N 12-09.08 от 09.08.2022), что Заказчик в Контракте указал светильники FITONS-150, а после отказался их принимать, так как не устроила длина светильника. Также Участник просил Заказчика дать официальный ответ на письмо исх. N 12-04.08 от 04.08.2022.
В Контракте указан Fitons-150, предоставив ПромЛед Т-Линия v2/0-150, Участник нарушил бы условия Контракта.
Не получив ответ со стороны Заказчика, Участник вновь обратился письмом (исх. N 12-12.08 от 12.08.2022).
Не дождавшись ответа на письмо исх. N 12-12.08 от 12.08.2022, Участник вновь обратился в адрес Заказчика (исх. N 12-13.08 от 15.08.2022), сообщив, что ООО "СВЕТОЛЮБ" готов изготовить светильники 150 Вт, как эквивалент светильнику ПромЛед Т-Линия v2/0-150 со следующими основными показателями: светодиодов 384 шт, 19 500Лм, длина 1 550 мм, ширина 140 мм, высота 45 мм. Также, была предоставлена ссылка на сайт и описание светильника, с приложением фотографий.
Также, исх. N 12-13.08 от 15.08.2022 был предложен еще один светильник, который также превосходил "Светодиодный светильник Пром Лед т-линия v2.0-150" по следующим основным показателям: светодиодов 726 шт. - вместо 108 (6 линеек по 18 светодиодов), 22 000 Лм - вместо 20 300 Лм, 2 драйвера - вместо 1 драйвера, на базе 70 Вт. Участник также предоставил ссылку на сайт и фотографию светильника.
16.08.2022 от Заказчика вновь поступила претензия о том, что не был соблюден срок исполнения Контракта, также вновь было отражено, что светильники FITONS-150 не соответствуют Контракту, ранние письма от Участника были проигнорированы, ни на одно предложенное со стороны Участника решение для исполнения Контракта не были согласованы Заказчиком.
19.08.2022 Заказчик направил в адрес Участника письмо с формулировкой из письма от 16.08.2022, все предложения были проигнорированы, обоснованного ответа не поступало со стороны Заказчика.
Исх. N 17-13.08 от 19.08.2022 Участник направил письмо в адрес Заказчика с предложением увеличить сумму Контракта в соответствии с представленной ценой от производителя ООО "Пром-Свет" (за светильник 13 900,00 рублей, общая стоимость 46 светильников составляет 639 400,00 рублей, сумма Контракта 411 615,17 рублей.
Исх. N 18-26.08 от 26.08.2022 Участник уведомил Заказчика, что с ним связалась компания ООО "Компания "СтарЛайт", которая делала проект по данному Объекту, с предложением поставить Участнику Светильник Пром Лед т-линия v2.0-150 по цене 10 150,00 рублей за штуку. Участник заключил с данной компанией договор. Участник просил Заказчка увеличить сумму Контракта на 181 700,00 рублей, также просил согласовать заключение дополнительного соглашения к смете и Спецификации к Контракту, заменить светильник "Fitons 150" на "Светильник Промлед Т-Линия v 2.0 150 вт".
Однако, исх. N 183 от 26.08.2022 Заказчиком было принято решение об одностороннем расторжении Контракта с повторением текста из ранних претензий.
Исх. N 12-31.08 от 31.08.2022 Участник вновь обратился в адрес Заказчика с предложением четвертого эквивалента с предоставлением сравнительной таблицы, в которой были отражены характеристики трех светильников ПромЛед Т-Линия v2/0-150 ссылка на сайт: https://promled.com/t-liniyav20-150-1500mm-4000k-ора1/ (Светильник Заказчика), Fitons Street 150 ссылка на сайт: https://fitons.com/street-150 (светильник, который Участник указал в заявке), и четвертый эквивалент Светильник светодиодный Светолюб-Люкс-8809-150- 21000, который по характеристикам превосходил все светильники.
Также Участник просил Заказчика отменить не вступившее в законную силу решение об одностороннем расторжении Контракта, предлагая различные варианты решения спорной ситуации. Однако ответ со стороны Заказчика не поступил в адрес Участника.
Таким образом, изложенные выше обстоятельства, свидетельствуют о том, что ООО "Феникс" не уклонялось от исполнения Контракта, а напротив выполняло принятые на себя обязательства по Контракту.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "Феникс" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что со стороны ООО "Феникс" предпринимались все необходимые действия для исполнения обязательств по Контракту, а включение ООО "Феникс" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Феникс" (ИНН: 4329020939), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 12 декабря 2022 г. N РНП-78-1581/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.12.2022