Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителя ГБОУ СОШ N 619 Калининского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей Администрация Калининского района Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган), ООО "Монолит" (далее - Заявитель), уведомленных о времени и месте заседания Комиссии УФАС,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 31622-ЭП/22 от 08.12.2022) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на поставку пищевых продуктов (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 22.11.2022 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200004322000378. Начальная (максимальная) цена контракта - 51 081 336, 17 рублей.
В жалобе ООО "Монолит" указывает на нарушения Заказчиком требований законодательства о контрактной системе, которые выразились в установлении ненадлежащего порядка оценки заявок на участие в конкурсе по критерию качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения Заказчика, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
Пунктом 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе определено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом
Согласно ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе, для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе, порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" установлено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
Согласно п. 3 Положения, для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
В соответствии с п. 16 Положения об оценке заявок, для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено Положением об оценки заявок, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) качественные характеристики объекта закупки;
б) функциональные характеристики объекта закупки;
в) экологические характеристики объекта закупки.
В соответствии с п. 17 Положения об оценки заявок, для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным п. 16 Положения об оценке заявок, применяются детализирующие показатели, предусматривающие оценку различных характеристик, образующих такие показатели оценки.
Пунктом 19 Положения об оценки заявок установлено, что, если характеристика, предусмотренная детализирующим показателем, не определяется количественным значением, документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливается перечень свойств объекта закупки, подлежащих оценке.
В соответствии с п. 22 и п. 23 Положения об оценке заявок, в случае отсутствия функциональной зависимости между значением характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, и значением количества присваиваемых баллов, а также в случае, если характеристика не определяется количественным значением, значение количества баллов по детализирующему показателю присваивается заявке, подлежащей в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки", по шкале оценки.
При этом документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению об оценке заявок, устанавливаются значения количества баллов, присваиваемые за предлагаемое (предлагаемые) участником закупки количественное значение (значения) характеристики объекта закупки или предлагаемое участником закупки свойство (свойства) объекта закупки.
Из содержания извещения о проведении закупки следует, что Заказчиком определен следующий порядок оценки заявок по критерию Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки:
Настоящий порядок оценки заявок установлен в целях выявления лучшего условия исполнения контракта среди участников закупки, соответствующих единым требованиям, а также дополнительным требованиям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 31 Закона и направлен на повышение качества услуг.
Количество баллов, присваиваемых заявке по показателю "Качество услуг" нестоимостного критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии по закупкам, присуждаемых заявке по показателю.
Предложение о качественных характеристиках объекта закупки по показателю "Качество услуг" нестоимостного критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" должно включать описание участником конкурса своего предложения о качественных характеристиках объекта закупки. Для выявления лучших условий исполнения контракта, участник конкурса самостоятельно формирует свое предложение о качественных характеристиках объекта закупки исходя из своих технологических возможностей, применительно к объекту закупки, описание которого содержится в приложении N 1 к извещению - далее Техническое задание. Для получения соответствующего количества баллов по показателю участник обязан руководствоваться требованиями, установленными настоящим порядком оценки. Предложение участника конкурса не должно противоречить техническому заданию. При формировании предложения о качественных характеристиках объекта закупки участнику конкурса необходимо внимательно ознакомиться с требованиями к описанию объекту закупки, изложенными в техническом задании, а также инструкцией по заполнению заявки, содержащейся в Приложении N 2 к извещению. В предложении о качественных характеристиках объекта закупки участником включается перечень официально изданных санитарных правил, методов и методик контроля факторов среды обитания в соответствии с осуществляемой деятельностью участника, которым участник закупки обеспечен в целях надлежащего исполнения контракта в период всего срока его действия, а также указывается перечень санитарно-противоэпидемических мероприятий, проводимых участником для обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов в процессе их реализации заказчику на протяжении всего срока (периода) действия контракта. Под санитарно-противоэпидемическими мероприятиями понимается комплекс организационно-административных, санитарно-гигиенических, медико-санитарных, дезинфекционных мер, направленных на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию. Для указания санитарно-противоэпидемических мероприятий, проводимых участником для обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, участник указывает наименование предлагаемых к поставке товаров и конкретные мероприятия, проводимые участником для обеспечения их качества и безопасности в рамках санитарно-противоэпидемических мероприятий. Перечень мероприятий, проводимых участником для обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов указывается применительно к каждой позиции предлагаемого к поставке товара, наименование которого содержится в столбе номер два (наименование товара) приложения N 1 к техническому заданию. В соответствии с Федеральным законом от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" в процессе исполнения контракта поставщик проводит производственный контроль за выполнением санитарно-противоэпидемических мероприятий, качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий, условиями их производства (изготовления), упаковки, реализации, хранения, перевозок, включающего лабораторные исследования (испытания) в соответствии с законодательством Российской Федерации. Участник определяет в предложении о качественных характеристиках объекта закупки должности лиц (работников), осуществляющих визуальный контроль за выполнением санитарно-противоэпидемических мероприятий, соблюдением санитарных правил, разработкой и реализацией мер, направленных на устранение выявленных нарушений, сроки назначения этих лиц после заключения контракта внутренними документами участника закупки, определяет меры ответственности к лицам, в случае нарушения мероприятий. Визуальный контроль осуществляется в форме контрольных проверок с целью контроля соблюдения требований санитарных правил, относящихся к обеспечению санитарно-противоэпидемического режима. Для подтверждения осуществления контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических мероприятий, участником определяется периодичность контроля, указываются формы учета и отчетности, свидетельствующие о фактическом проведении контроля.
Лучшим условием исполнения контракта по показателю "Качество товаров" нестоимостного критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", является проведение обязательного контроля безопасности пищевых продуктов в рамках производственного контроля посредством лабораторных исследований и испытаний. По каждой позиции предлагаемого к поставке товара участник определяет минимальную периодичность (количество раз) лабораторно-инструментальных исследований, которые будут проводится в период действия контракта. Лабораторные исследования и испытания осуществляются участником самостоятельно либо с привлечением лаборатории, аккредитованной в установленном порядке.
К предложению о качественных характеристиках объекта закупки прикладывается программа (план) производственного контроля, включающая план минимальных лабораторно-инструментальных исследований продукции на этапе ее реализации (органолептические, физико-химические и микробиологические показатели), периодичность их проведения. Представленный план минимальных лабораторно-инструментальных исследований должен являться одним из разделов программы производственного контроля, разработанного в соответствии с требованиями технических регламентов, государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов и других нормативных правовых актов.
Лучшим условием исполнения контракта по критерию оценки является наибольшее значение показателя. Оценка заявок производится комиссией по осуществлению закупок путем сопоставления содержания предложений всех участников конкурса, соответствующих требованиям порядка оценки заявок, по периодичности лабораторно-инструментальных исследований. Баллы присваиваются членами конкурсной комиссии по каждой позиции товара исходя из предложенного участником значения характеристики по формуле, определенной пп. "б" п. 20 Положения.
Общее количество баллов по показателю "Качество услуг" нестоимостного критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" определяется по формуле:
где: Хmax - максимальное значение суммы характеристики по каждой позиции товара, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих оценке по показателю "Качество услуг";
Хi - значение суммы характеристики, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит оценке по показателю "Качество услуг";
Хmin - минимальное значение суммы характеристики, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих оценке по показателю "Качество услуг";
В рамках показателя "Качество товаров" нестоимостного критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" под отсутствием предложения о качественных характеристиках объекта закупки понимается отсутствие в составе заявки сведений, подлежащих описанию и представлению в соответствии требованиями, установленными настоящим порядком оценки.
В случае наличия в составе заявки предложения участника, информация о таком предложении включается в условия контракта. Предложение участника конкурса о качественных характеристиках объекта закупки не может противоречить требованиям технического задания, согласие на исполнение которого выражается участником в первой части заявки. Отсутствие предложения о качественных характеристиках объекта закупки не является основанием для принятия решения об отказе участнику закупки в допуске к участию в открытом конкурсе в электронной форме. Ответственность за полноту и достоверность указанных сведений несет участник конкурса.
Таким образом, во исполнение требований п. 17, п. 19 и п.п. 22-23 Положения об оценке заявок Заказчиком в рамках показателя "Качественные характеристики объекта закупки" критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" однозначно установлены: перечень свойств объекта закупки, подлежащих оценке по указанной характеристике, а также функциональная зависимость между значением характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, и значением количества присваиваемых баллов.
Заявитель в своей жалобе не приводит никаких аргументов, подтверждающих обоснованность его доводов и, как следствие нарушение его прав и законных интересов, а также невозможность подготовки им предложения о характеристики объекта закупки в рамках показателя "качественные характеристики объекта закупки" критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
Таким образом, установленный Заказчиком порядок оценки заявок по критерию оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" не противоречит требованиям Постановления Правительства РФ N 2604.
Комиссия УФАС, проанализировав вышеприведенный порядок оценки заявок на участие в конкурсе, констатирует, что установленный Заказчиком порядок оценки заявок, в обжалуемой Заявителем части, не противоречит нормам Закона о контрактной системе.
Комиссия УФАС отмечает, что частью 4 ст. 106 Закона о контрактной системе предусмотрено, участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Комиссия УФАС отмечает, что подателем жалобы не представлено доказательств, подтверждающих довод Заявителя о том, что Заказчиком установлен ненадлежащий порядок оценки, в том числе не приведены примеры, которые могли бы позволить утверждать о необъективности установленного Заказчиком порядка, а также доказательств, свидетельствующих о предоставлении преимуществ одному из участников закупки и об ограничении количества участников закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Монолит" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 14 декабря 2022 г. N 44-4187/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.12.2022