Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителя СПб ГБУ "Мостотрест" (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей ООО "ПИТЕРГРУПП" (далее - Заявитель), уведомленного о времени и месте заседания Комиссии УФАС,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 31287-ЭП/22 от 06.12.2022) на действия Заказчика, аукционной комиссии при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на поставку песка сухого кварцевого (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 18.11.2022 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200290022000195. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 058 587, 10 рублей.
В жалобе СПб ГБУ "Мостотрест" указывает на неправомерные действия аукционной комиссии, выразившиеся, по мнению Заявителя, в неправомерном признании заявки Заявителя несоответствующей требованиям извещения. Также податель жалобы обжалует положения извещения о проведении аукциона в части ненадлежащего описания объекта закупки.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителя Заказчика, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно пп. "а" п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе, не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с п. 4 ч. 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным п. 1 - 8 ч. 12 ст. 48 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 49 Закона о контрактной системе, не позднее одного часа с момента завершения процедуры подачи ценовых предложений оператор электронной площадки направляет заказчику протокол, предусмотренный пунктом 2 настоящей части, заявки на участие в закупке, а также предусмотренные п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 настоящего Федерального закона информацию и документы участников закупки, подавших такие заявки.
Согласно п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 Закона о контрактной системе, при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки:
1) информация о товаре, предусмотренная подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 настоящей статьи, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг. Информация, предусмотренная подпунктом "а" пункта 2 части 1 настоящей статьи, может не включаться в заявку на участие в закупке в случае указания заказчиком в описании объекта закупки товарного знака и предложения участником закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, обозначенного таким товарным знаком;
2) информация, предусмотренная подпунктами "а" и "г" пункта 2 части 1 настоящей статьи, не включается в заявку на участие в закупке в случае включения заказчиком в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона в описание объекта закупки проектной документации, или типовой проектной документации, или сметы на капитальный ремонт объекта капитального строительства.
Требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, не допускается.
Согласно п. 3 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе, при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В силу ч. 5.1 ст. 106 Закона о контрактной системе, представление информации и документов, предусмотренных ч. 5 настоящей статьи, не требуется в случае их размещения в соответствии с настоящим Федеральным законом на официальном сайте. При этом, если информация и документы, предусмотренные ч. 5 настоящей статьи и размещенные на официальном сайте, не соответствуют информации и документам, составленным в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или аккредитации участника закупки на электронной площадке, специализированной электронной площадке, приоритет имеют информация и документы, размещенные на официальном сайте.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 30.11.2022 NИЭА1, заявка Заявителя была отклонена по следующим основаниям
"несоответствие информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки (за исключением информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 Закона N44 ФЗ) требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки
а именно, по позиции N1 "Песок тип 1" установлено требование по показателю "Диапазон допускаемой влажности должен быть в пределах не менее 0,1 менее 0,51 % по массе". По инструкции 8. в случае, наименование показателя содержит слово из конкретного перечня "диапазон" при этом в требовании к значению показателя указано минимальное числовое значение и максимальное числовое значение с использованием конструкций: "не менее_ менее_" и если требование к значению показателя содержит описанные в данном пункте инструкции конструкции, при этом наименование показателя не содержит двоеточие - данный показатель относится к виду показателя по которому необходимо предоставить одно конкретное значение - участник предоставляет значение в заявке не меньше минимального значения и меньше максимального значения установленных в требовании к значению показателя без использования слов и словосочетаний из перечисленных конструкций; часть данного пункта инструкции о предоставлении одного конкретного значения имеет приоритет над частью данного пункта о предоставлении двух конкретных значений. Однако в заявке "Диапазон допускаемой влажности в пределах 0,1 - 0,5 % по массе";
по позиции N2 "Песок тип 2" установлено требование по показателю "Диапазон допускаемой влажности должен быть в пределах не менее 0,1 менее 0,51 % по массе". По инструкции 8. в случае, наименование показателя содержит слово из конкретного перечня "диапазон" при этом в требовании к значению показателя указано минимальное числовое значение и максимальное числовое значение с использованием конструкций: "не менее_ менее_" и если требование к значению показателя содержит описанные в данном пункте инструкции конструкции, при этом наименование показателя не содержит двоеточие - данный показатель относится к виду показателя по которому необходимо предоставить одно конкретное значение - участник предоставляет значение в заявке не меньше минимального значения и меньше максимального значения установленных в требовании к значению показателя без использования слов и словосочетаний из перечисленных конструкций; часть данного пункта инструкции о предоставлении одного конкретного значения имеет приоритет над частью данного пункта о предоставлении двух конкретных значений. Однако в заявке "Диапазон допускаемой влажности в пределах 0,1 - 0,5 % по массе".
Согласно п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании технического задания Заказчику в рамках Закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Требования к товарам установлены Заказчиком в Приложении к Извещению об осуществлении закупки, в котором указан ряд требований к техническим характеристикам поставляемых товаров.
Так, при описании объекта закупки Заказчиком в извещении установлены, в том числе, следующие требования: "Диапазон допускаемой влажности должен быть в пределах не менее 0,1 менее 0,51 % по массе".
Комиссия УФАС отмечает, что согласно инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе, в случае, наименование показателя содержит слово из конкретного перечня "диапазон" при этом в требовании к значению показателя указано минимальное числовое значение и максимальное числовое значение с использованием конструкций: "не менее_ менее_" и если требование к значению показателя содержит описанные в данном пункте инструкции конструкции, при этом наименование показателя не содержит двоеточие - данный показатель относится к виду показателя по которому необходимо предоставить одно конкретное значение - участник предоставляет значение в заявке не меньше минимального значения и меньше максимального значения установленных в требовании к значению показателя без использования слов и словосочетаний из перечисленных конструкций; часть данного пункта инструкции о предоставлении одного конкретного значения имеет приоритет над частью данного пункта о предоставлении двух конкретных значений.
Таким образом, исходя из приведенного выше описания закупаемого товара в совокупности с положением инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе, участник закупки в отношении рассматриваемой характеристики должен указать конкретное значение.
Вместе с тем, в рассматриваемом случае Заявитель пренебрёг требованиями инструкции по заполнению заявок, вместо конкретного значения указал диапазонное значение, что является нарушением требований извещения о проведении закупки.
При указанных обстоятельствах у аукционной комиссии Заказчика имелись достаточные основания для отклонения заявки Заявителя, в связи с чем довод Заявителя Комиссия УФАС находит необоснованным.
2. Относительно доводов Заявителя в части, касающейся положений извещения о проведении аукциона, Комиссия УФАС отмечает следующее.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 105 Закона о контрактной системе, подача участником закупки жалобы на действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля (далее также - жалоба) в контрольный орган в сфере закупок допускается в период определения поставщика (подрядчика, исполнителя), но не позднее пяти дней со дня, следующего за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), подписания такого протокола (при проведении закрытого конкурса, закрытого аукциона), при этом, жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. При этом участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). В случае внесения в соответствии с настоящим Федеральным законом изменений в извещение об осуществлении закупки, документацию о закупке участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения таких извещения, документации после внесения в них таких изменений.
Принимая во внимание, что рассматриваемая жалоба подана по окончании срока подачи заявок на участие в аукционе, такая жалоба не может быть рассмотрена по существу антимонопольным органом, в силу положения указанной выше нормы и ч. 5 ст. 105 Закона о контрактной системе.
Таким образом, в указанной части Комиссия УФАС оставляет доводы Заявителя без рассмотрения по существу.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ПИТЕРГРУПП" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 12 декабря 2022 г. N 44-4146/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.12.2022