Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителя НКО "Фонд-региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" (далее - Заказчик): ;
в отсутствие представителей Сысоева К.В. (далее - Заявитель) надлежащим образом извещенных о времени и месте заседания Комиссии УФАС,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 31484-ЭП/22 от 07.12.202) на действия Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение гарантийного ремонта крыши многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Санкт-Петербург, Гражданский пр., д. 23, корп. 4, литера А (извещение N 0572700000122001029) (далее - Аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении Аукциона размещено 29.11.2022 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200002322000152.
Начальная (максимальная) цена контракта - 4 503 904,18 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на нарушения Заказчиком требований законодательства о контрактной системе, которые выразились:
- в не указании идентификационного кода закупки;
- в неправомерном установлении дополнительных требований к участникам закупки;
- в неправомерном установлении требований к составу заявки на участие.
Заказчик считает жалобу необоснованной по основаниям, изложенным в письменных возражениях на жалобу.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. Согласно ч.5 ст. 15 Закона о контрактной системе при предоставлении в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации юридическому лицу средств, указанных в абзаце втором пункта 1 статьи 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации, на юридическое лицо, которому предоставлены указанные средства, при осуществлении им закупок за счет указанных средств распространяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность заказчика, в случаях и в пределах, которые определены в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в рамках договоров об участии Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в собственности субъекта инвестиций. При этом в отношении такого юридического лица при осуществлении им этих закупок применяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие мониторинг закупок, аудит в сфере закупок, контроль в сфере закупок органами контроля, указанными в пункте 1 части 1 статьи 99 настоящего Федерального закона, при определении поставщика (подрядчика, исполнителя).
Проведение Аукциона осуществляется Заказчиком на основании части 5 статьи 15 Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 16 Закона о контрактной системе планирование закупок осуществляется посредством формирования, утверждения и ведения планов-графиков. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены.
В силу части 6 статьи 16 Закона о контрактной системе план-график формируется государственным или муниципальным заказчиком в соответствии с требованиями настоящей статьи в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации и утверждается в течение десяти рабочих дней после доведения до государственного или муниципального заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Частью 7 указанной статьи предусмотрено, что план-график формируется государственным, муниципальным учреждениями, государственным, муниципальным унитарными предприятиями в соответствии с требованиями настоящей статьи при планировании финансово-хозяйственной деятельности государственного, муниципального учреждений, государственного, муниципального унитарных предприятий и утверждается в течение десяти рабочих дней после утверждения соответственно плана финансово хозяйственной деятельности государственного, муниципального учреждений, плана (программы) финансово-хозяйственной деятельности государственного, муниципального унитарных предприятий.
В соответствии с пунктом 2 Положения о порядке формирования, утверждения планов-графиков закупок, внесения изменений в такие планы-графики, размещения планов графиков закупок в Единой информационной системе в сфере закупок, на официальном сайте такой системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", об особенностях включения информации в такие планы-графики и планирования закупок заказчиком, осуществляющим деятельность на территории иностранного государства, а также о требованиях к форме планов-графиков, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2019 г. N 1279 "О планах-графиках закупок и о признании утратившими силу отдельных решений Правительства Российской Федерации" формирование планов-графиков осуществляется:
а) государственным заказчиком, действующим от имени Российской Федерации;
б) заказчиком, являющимся федеральным бюджетным учреждением, за исключением закупок, осуществляемых в соответствии с частями 2 и 6 статьи 15 Федерального закона;
в) заказчиком, являющимся федеральным государственным унитарным предприятием, за исключением закупок, осуществляемых в соответствии с пунктами 1 и 2 части 2(1) и частью 6 статьи 15 Федерального закона;
г) федеральным автономным учреждением в случае осуществления закупок в соответствии с частью 4 статьи 15 Федерального закона;
д) федеральным бюджетным учреждением, федеральным автономным учреждением, федеральным государственным унитарным предприятием, иным юридическим лицом в случае передачи такому учреждению, унитарному предприятию либо юридическому лицу в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации полномочий государственного заказчика;
е) государственным заказчиком, действующим от имени субъекта Российской Федерации, или муниципальным заказчиком;
ж) заказчиком, являющимся бюджетным учреждением субъекта Российской Федерации или муниципальным бюджетным учреждением, за исключением закупок, осуществляемых в соответствии с частями 2 и 6 статьи 15 Федерального закона;
з) заказчиком, являющимся государственным унитарным предприятием субъекта Российской Федерации или муниципальным унитарным предприятием, за исключением 3 закупок, осуществляемых в соответствии с пунктами 1 и 2 части 2(1) и частью 6 статьи 15 Федерального закона;
и) автономным учреждением, созданным субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием, в случае осуществления закупок в соответствии с частью 4 статьи 15 Федерального закона;
к) бюджетным, автономным учреждением, созданным субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием, государственным унитарным предприятием субъекта Российской Федерации или муниципальным унитарным предприятием, иными юридическими лицами в случае передачи такому учреждению, унитарному предприятию либо юридическому лицу в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации полномочий государственного, муниципального заказчика.
Формирование планов-графиков организациями, имеющих иную организационно правовую форму, действующим законодательством не предусмотрено.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 167 Жилищного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 10.10.2013 N765 создана некоммерческая организация "Фонд - региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах", основной целью которого является обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге. Фонд является не имеющей членства унитарной некоммерческой организацией, созданной с целью осуществления общественно полезной деятельности, направленной на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Санкт-Петербурга, основной задачей которой, помимо аккумулирования в предусмотренных законом случаях средств Фонда капитального ремонта, является лишь обеспечение целевого использования этих средств, в том числе в рамках выполнения функций заказчика (пункт 1.1. Устава).
Согласно пункту 7 части 1 статьи 3 Закона о контрактной системе под заказчиками понимается государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о контрактной системе бюджетное учреждение, осуществляющие закупки.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона о контрактной системе под государственными заказчиками понимаются - государственный орган (в том числе орган государственной власти), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", публично правовая компания "Единый заказчик в сфере строительства", орган управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение, действующие от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и осуществляющие закупки.
Согласно письму ФАС России от 10.09.2018 N АКУ72218/18 "По вопросу отнесения хозяйствующих субъектов (ООО, АНО) к субъектам Федерального закона от 05.04.2014 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и, муниципальных нужд", Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" в случае, если некоммерческая организация осуществляет закупку товаров, работ, услуг в порядке, установленном частью 5 статьи 15 Закона о контрактной системе, на закупочную деятельность указанных хозяйствующих субъектов распространяются положения Закона о контрактной системе, в случаях и в пределах, которые определены в соответствии с 4 бюджетным законодательством Российской Федерации в рамках договоров об участии Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в собственности субъекта инвестиций.
С учетом изложенного, Фонд не является субъектом, поименованным в Законе о контрактной системе. Кроме того, организационно-правовая форма не включена в перечень заказчиков, предусмотренных пунктом 2 Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2019 г. N 1279 "О планах-графиках закупок и о признании утратившими силу отдельных решений Правительства Российской Федерации", что свидетельствует об отсутствии обязанности Фонда, как некоммерческой организации, по формированию плана-графика закупок.
2.П.12 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Правительство Российской Федерации, согласно ч. 2 ст.31 Закона о контрактной системе, вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с ч.4 ст. 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2021 г. N 2571 (далее - Постановление Правительства N 2571). Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением к Постановлению Правительства N 2571.
В п. 10 Приложения к Постановлению Правительства N 2571 установлено, что к участникам закупки на работы по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта), сооружений предъявляется следующее дополнительное требование:
наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства
(за исключением линейного объекта);
2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта);
3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно подпункту "а" пункта 3 Постановления Правительства N 2571 позиция 10 Приложения к Постановлению N 2571 применяется в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей;
На заседании Комиссии УФАС установлено, что согласно сведениям размещенного извещения о проведении аукциона объектом закупки является выполнение гарантийного ремонта крыши многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Санкт-Петербург, Гражданский пр., д. 23, корп. 4, литера А.
При этом, в рассматриваемой случае Заказчиком является НКО "Фонд-региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах".
Постановления Правительства N 2571 не предусмотрено установление вышеуказанного требования в случае осуществления закупки некоммерческими организациями.
Кроме того, начальная цена контракта составляют 4 503 904,18 руб., что не превышает нижний ценовой предел для установления данных требований.
Учитывая изложенное, Комиссия УФАС приходит к выводу, что Заказчик неправомерно установил требования к участникам закупки, чем нарушил положения ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе, а доводы жалобы являются обоснованными.
3. Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать электронные документы, отражающие требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки (п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе).
Согласно электронному документу "Приложение 4 Требование к содержанию и составу заявки" Заказчиком установлено, в том числе, требование к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе, согласно которому заявка должна содержать:
"1.4. Декларацию о соответствии участника закупки требованиям, установленным пунктами 3 - 5, 7 - 11 части 1 статьи 31 Закона, которой участник закупки декларирует:
1.4.9. Отсутствие в предусмотренном Законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе о лицах, информация о которых содержится в заявке на участие в закупке в соответствии с подпунктом "в" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона, если Правительством Российской Федерации не установлено иное".
Согласно ч. 1.1. ст. 31 Закона о контрактной системе Заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе о лицах, информация о которых содержится в заявке на участие в закупке в соответствии с подпунктом "в" пункта 1 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.
Анализ извещения показал, что Заказчиком установлено требование к участникам закупок в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона о контрактной системе
Исчерпывающие требования к составу заявки содержаться в статье 43 Закона о контрактной системе.
В соответствии с подпунктом о пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе в состав заявки включается декларация о соответствии участника закупки требованиям, установленным пунктами 3 - 5, 7 - 11 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
В силу ч. 3 ст. 43 Закона о контрактной системе требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, не допускается.
В силу ч. 8 ст. 31 Закона о контрактной системе Комиссия по осуществлению закупок проверяет соответствие участников закупок требованиям, указанным в пунктах 1 и 7.1, пункте 10 (за исключением случаев проведения электронных процедур), пункте 10.1 части 1 и части 1.1 (при наличии такого требования) настоящей статьи, требованиям, предусмотренным частями 2 и 2.1 настоящей статьи (при осуществлении закупок, в отношении участников которых в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи установлены дополнительные требования). Комиссия по осуществлению закупок вправе проверять соответствие участников закупок требованиям, указанным в пунктах 3 - 5, 7, 8, 9, 11 части 1 настоящей статьи, а также при проведении электронных процедур требованию, указанному в пункте 10 части 1 настоящей статьи. Комиссия по осуществлению закупок не вправе возлагать на участников закупок обязанность подтверждать соответствие указанным требованиям, за исключением случаев, если указанные требования установлены Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи.
Согласно пп. з) п. 5 ч.6 ст. 43 При проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур: не позднее одного часа с момента получения заявки на участие в закупке оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки осуществляют возврат заявки подавшему ее участнику закупки в случаях: наличия в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица, при условии установления требования, предусмотренного частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Исходя из изложенного следует, что Закон о контрактной системе не предусматривает предоставление в составе заявки декларации, об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации о лицах, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 статьи 104 настоящего Федерального закона, подтверждающей соответствие участника закупки требованиям по части 1.1. статьи 31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, в действиях Заказчика усматривается нарушение ч. 3 ст. 43 Закона о контрактной системе.
Данный довод жалобы является обоснованным.
Выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дает основание для выдачи обязательного для исполнения предписания об их устранении путем внесения изменений в извещение об осуществлении закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 31, 42, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Сысоева К.В. обоснованной частично.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 6 ст. 31, ч. 3 ст. 43 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновных лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 13 декабря 2022 г. N 44-4225/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.12.2022