Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей Администрации Адмиралтейского района Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган):;
ООО "Прод-Комплект" (далее - Заявитель):,
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 31479-ЭП/22 от 07.12.2022) на действия Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на комплексное обеспечение продуктами питания (поставка, хранение, перевозка до пункта назначения, погрузо-разгрузочные работы, очистка и санитарная обработка транспортных средств, используемых для перевозки) Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Детский пульмонологический санаторий "Салют" Адмиралтейского района Санкт-Петербурга" на 2023 год (извещение N 0172200003622000170) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 21.11.2022 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200003622000170.
Начальная (максимальная) цена контракта - 6 268 822, 76 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика по основаниям, изложенным в жалобе.
Рассмотрев жалобу, Комиссия УФАС пришла к следующим выводам.
В силу ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
В соответствии с ч. 2 ст. 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами являются:
1) конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс);
2) аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион);
3) запрос котировок в электронной форме (далее - электронный запрос котировок).
Согласно ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение о проведении закупки должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Комиссия УФАС отмечает, что действующим законодательством о контрактной системе не установлено четких критериев и требований к инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе.
Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, Заказчик тем самым определяет требования к содержанию заявок. При этом Заказчик должен учитывать запрет, установленный Законом о контрактной системе на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить заявку в соответствии с потребностями Заказчика.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели Заказчик устанавливает в извещении инструкцию по заполнению заявок, в которой целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
Соблюдение данных требований и запретов направлено на исключение возможности субъективного восприятия требований Заказчика участниками закупки и членами аукционной комиссии.
Инструкция по заполнению заявок содержится в составе извещения о проведении аукционе, содержащего требования к описанию участниками закупки предлагаемых ими товаров и содержит положения:
"1. Характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в Приложении N1 в файле "Описание объекта закупки" в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака). *(1)
Порядок описания показателей (характеристик) товара, предлагаемых участником закупки:
В соответствии с данным порядком предоставления информации о конкретных показателях (Инструкции) Показатель является совокупностью наименования показателя, требования к значениям показателя и единицы измерения (при наличии). При наличии единицы измерения в показателе Участник предоставляет единицу измерения, которая указана в показателе. Не предоставление единицы измерения или предоставление единицы измерения не в соответствии с той, что указана в показателе, является не предоставлением информации в соответствии с требованиями Извещения. Наименование показателя, а также наименование товара являются неизменными и предоставляются в заявке участником в неизменном виде, при этом слова и словосочетания "должен -на/ -но/ -ны" , "должен -на/ -но/ -ны быть", "необходим, -ма/ -мо/ -мы", "нужен -на/ -но/ -ны", "требуется -уются" не должны быть указаны в заявке, так как данные слова и словосочетания не указывают на конкретность предоставляемого в заявке значения. Под числовым значением в данной Инструкции подразумевается число, которое установлено в требовании к значению показателя.
В описании товаров указаны следующие виды показателей:
п.1. Максимальные и (или) минимальные значения показателей товара: п.п.1.1. Участник предоставляет одно конкретное (не диапазонное) значение, без использования в предложенном значении слов/символов/знаков/словосочетаний, которые установлены в требовании к значению показателя, которые указаны в положениях инструкции относящихся к п.п. 1.1., за исключением случаев, когда слова/символы/знаки/словосочетания указаны в Государственном стандарте, который установлен для данного товара (соответственно с использованием слов/символов/знаков/словосочетаний которые указаны для данного показателя в Государственном стандарте) без использования "должен -на/ -но/ -ны" , "должен -на/ -но/ -ны быть", "необходим, -ма/ -мо/ -мы", "нужен -на/ -но/ -ны", "требуется -уются"; п.п.1.2. Участник предоставляет два конкретных значения (диапазон значений), без использования в предложенном значении слов/символов/знаков/словосочетаний, которые установлены в требовании к значению показателя и указывают на данный вид показателя;
п.2. Показатели, для которых указаны альтернативные варианты: п.п.2.1. Участник предоставляет не меньше одного из альтернативных значений указанных в требовании к значению показателя, включая первое из альтернативных значений, без использования в предложенном значении слов/символов/знаков/словосочетаний, которые установлены в требовании к значению показателя и разделяют альтернативные значения; п.п.2.2 Участник предоставляет не больше одного из альтернативных значений указанных в требовании к значению показателя, без использования в предложенном значении слов/символов/знаков/словосочетаний, которые установлены в требовании к значению показателя и разделяют альтернативные значения;
п.3. Показатели которые не могут изменяться: п.п.3.1. Участник предоставляет значение показателя, указанное в требовании к значению показателя, в неизменном виде, со всеми словами/знаками/символами/словосочетаниями, которые установлены в требовании к значению показателя, с учетом положений настоящей Инструкции.
К п.п. 1.1 п.1 относятся следующие положения настоящего порядка предоставления информации о конкретных показателях (Инструкции): п.п. 1.1.1 в требовании к значению указано одно числовое значение, перед которым указан знак * - участник предоставляет значение в соответствии с п.п 1.1 не равное и не больше установленного в требовании к значению показателя числового значения; п.п. 1.1.2 в требовании к значению указано одно числовое значение, после которого указан знак * - участник предоставляет значение в соответствии с п.п 1.1 не меньше и не равное установленного в требовании к значению показателя числового значения; п.п. 1.1.3 в требовании к значению показателя указано два числовых значения с использованием знака * или без использования знака - участник предоставляет значение в соответствии с п.п. 1.1. с учетом трактовки п.п. 1.1.1 и п.п. 1.1.2 (за исключением случаев, которые относятся к п.п. 1.2), при этом числовое значение без знака * читать как равное или больше, если это первое числовое значение в требовании к значению показателя либо меньше или равное, если это второе числовое значение в требовании к значению показателя; п.п. 1.1.4 в требовании к значению указано одно числовое значение, а также в показателе присутствует указание на максимальность в соответствии с Государственным стандартом, соответствие которому установлено в товаре, или при помощи слов/словосочетаний "не более", "до" или "максимально -ый/-ная/ -ое", "мах", "не превышает" в любом роде, числе, падеже - участник предоставляет значение в соответствии с п.п 1.1 равное или меньше установленного в требовании к значению показателя числового значения; п.п. 1.1.5 в требовании к значению указано одно числовое значение, а также в показателе присутствует указание на минимальность в соответствии с Государственным стандартом, соответствие которому установлено в товаре, или при помощи слов/словосочетаний "не менее", "от" или "минимально -ый/-ная/ -ое", "min" - участник предоставляет значение в соответствии с п.п 1.1 равное или больше установленного в требовании к значению показателя числового значения.
К п.п. 1.2 п.1 относятся следующие положения настоящего порядка предоставления информации о конкретных показателях (Инструкции): п.п. 1.2.1 в требовании к значению показателя числовые значения разделены знаком \ - участник предоставляет значения в соответствии с п.п 1.2, для первого числового значения больше или равное установленного в требовании к значению показателя числового значения, для второго числового значения меньше или равное установленного в требовании к значению показателя числового значения; п.п. 1.2.2 в требовании к значению показателя числовые значения разделены знаком \ при этом числовое значение или числовые значения указаны со знаком * - участник предоставляет значения в соответствии с п.п 1.2 с учетом трактовки п.п. 1.1.1 и/или п.п. 1.1.2 и/или п.п. 1.2.1 в зависимости от наличия или отсутствия знака * у числового значения; п.п. 1.2.3 в требовании к значению показателя перед первым числовым значением указан знак *, а также после второго числового значения указан знак * - участник предоставляет значения в соответствии с п.п 1.2 с учетом трактовки п.п. 1.1.1 и п.п. 1.1.2.
К п.п. 2.2 и п.п 2.1 п.2 относятся следующие положения настоящего порядка предоставления информации о конкретных показателях (Инструкции): п.п 2.2.1 в требовании к значению показателя значения (числовые и/или словестные) разделены союзом или - участник предоставляет значения в соответствии с п.п 2.2; п.п 2.2.2 в наименовании показателя указано слово из конкретного перечня: "сорт", "материал", "вид", "класс", "группа", "исполнение"; при этом в требовании присутствуют несколько сортов или материалов или видов или классов или групп или исполнений товара - участник предоставляет значения в соответствии с п.п 2.2; п.п. 2.1.1 в требовании к значению показателя значения (числовые и/или словестные) разделены союзом и/или - участник предоставляет значения в соответствии с п.п 2.1.
К п.п. 3.1 п.3 относятся следующие положения настоящего порядка предоставления информации о конкретных показателях (Инструкции): п.п. 3.1.1 в наименовании показателя установлено выражение "предоставляются (-лась, -лось, -ется, -лись,):" - участник предоставляет значения в соответствии с п.п 3.1; п.п. 3.1.2 показатель невозможно отнести к п.1 или п.2 данной инструкции в силу отсутствия в показателе слов/символов/знаков/словосочетаний, а так же условий, которые указывают на один из пунктов Инструкции - участник предоставляет значения в соответствии с п.п 3.1".
Комиссия УФАС констатирует, что установленная Заказчиком инструкция содержит достаточно подробное описание правил представления сведений в составе заявки. Противоречий в рассматриваемой инструкции, а равно как условий, меняющих фактические характеристики закупаемого товара, Комиссия УФАС не усматривает.
В материалы жалобы, а также на заседание Комиссии УФАС Заявитель не представил документы и сведения, подтверждающие обоснованность вышеуказанного довода, в том числе, в части невозможности подготовки заявки на участие в конкурсе и ограничения количества участников закупок, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе.
Доказательств того обстоятельства, что содержащиеся в извещении требования необоснованно создали одним участникам закупки преимущество перед другими, являются непреодолимыми для некоторых участников закупки, а также каким-либо иным образом повлекли за собой ограничение количества участников закупки, Заявителем также не представлено.
Скопированные в жалобу положения Технического задания с указанием того, что Заявителю не ясен порядок заполнения заявки, не свидетельствуют о наличии в действиях Заказчика нарушений Закона о контрактной системе в части формирования ненадлежащей инструкции по заполнению заявки.
На основании изложенного, Комиссия УФАС приходит к выводу, что доводы Заявителя о том, что Заказчиком допущены нарушения при составлении извещения, которые не позволяют участнику закупки надлежащим образом составить заявку на участие в конкурсе, не находят своего подтверждения.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Прод-Комплект" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
-------------------------------------------
*(1) Такая информация включается в заявку в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг и может не включаться в заявку в случае указания заказчиком в описании объекта закупки товарного знака и предложения участником закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, обозначенного таким товарным знаком, а также не включается в заявку в случае включения заказчиком в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона в описание объекта закупки проектной документации, или типовой проектной документации, или сметы на капитальный ремонт объекта капитального строительства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 13 декабря 2022 г. N 44-4215/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.12.2022