Резолютивная часть решения оглашена 08.12.2022 г.
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии:
__ заместителя руководителя управления начальника отдела,
членов Комиссии:
__ заместителя начальника отдела,
_.. главного специалиста-эксперта,
__ ведущего специалиста-эксперта на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу ООО "ИНТРА" (г. Рязань) на положения извещения о проведении электронного аукциона на поставку изделий медицинских для травматологического отделения для нужд ГБУЗ ВО "АРБ" (N закупки 0128200000122007605), в открытом заседании в присутствии представителя заказчика - государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области "Александровская районная больница": __.(доверенность от 17.06.2022 г. б/н).
представителя уполномоченного органа - департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области (далее - департамент, уполномоченный орган): Кулешовой М. П. (доверенность от 30.12.2021 г. N 81),
Заявитель, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя не обеспечил, ходатайствовал о рассмотрении в отсутствии лица.
07.12.2022 г. в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента и частью 3 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок в рамках рассмотрения дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок Комиссией объявлен перерыв до 08.12.2022 г.
В ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере закупок N 033/06/23-834/2022 Комиссия
УСТАНОВИЛА:
01 декабря 2022 г. во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "ИНТРА" (далее- Заявитель, Общество) на положения извещения о проведении электронного аукциона на поставку изделий медицинских для травматологического отделения для нужд ГБУЗ ВО "АРБ" (N закупки 0128200000122007605).
По мнению заявителя, аукционная документация составлена с нарушениями действующего законодательства в сфере осуществления государственных закупок.
Довод N1.
При формировании извещения Заказчик использовал код КТРУ - 32.50.50.190-00000717, наименование товара, работы, услуги - Система внутренней ортопедической фиксации, с помощью пластин/винтов, нерассасывающаяся, нестерильная.
По мнению Заявителя, в Техническом задании (приложение N2) в позициях N1-31 код КТРУ 32.50.50.190-00000717, используемый Заказчиком, не соответствует характеристикам требуемого товара.
Довод N2.
Неправомерное объединение в состав одного предмета контракта товаров, включенных в перечень отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд согласно постановлению Правительства РФ от 30.04.2020 N 617, и не включенных в него.
Также, Заказчик неправомерно включил в предмет одного контракта медицинские изделия различных видов в соответствии с номенклатурной классификацией, тем самым нарушив положения постановления Правительства РФ от 19.04.2021 N 620.
На рассмотрении жалобы Заказчик пояснил следующее.
Касаемо довода N1.
При составлении извещения Заказчиком применен код КТРУ 32.50.50.190-00000717 с описанием "Нестерильный комплект имплантируемых изделий, разработанных для иммобилизации сломанных/разрезанных во время хирургической операции костей конечностей (длинных трубчатых костей), дистальных отделов конечностей (кистей рук, ступней), таза, черепно-челюстно-лицевых костей и/или для артродеза суставов конечностей. Он, как правило, состоит фиксирующих костных пластин, винтов, проволоки и штифтов, изготовленных из материала, который не подвержен химическому разложению и обычно не рассасывается под воздействием естественных физиологических процессов (например, из металла, пригодного для имплантации, хирургической стали, титанового сплава или углеродного волокна). В комплект
могут также входить инструменты для крепления имплантатов, такие как отвертки или сверла. Это изделие необходимо стерилизовать перед использованием"
В каталоге КТРУ по данному коду отсутствует описание, технические характеристики товара. Заказчиком были внесены дополнительные характеристики товара детализации товара необходимого Заказчику к поставке.
На сайте Росздравнадзора в государственном реестре медицинских изделий наименования изделий для остеосинтеза зарегистрированы как "Импланты и инструменты для остеосинтеза", так и "Комплект фиксирующих приспособлений для остеосинтеза", "Набор винтов и пластин титановых для остеосинтеза переломов трубчатых костей и инструментов для их установки" и другие. При этом в регистрационных удостоверениях перечислен примерно одинаковый перечень изделий (пластины, винты, инструменты для установки).
Таким образом, домыслы Заявителя о том, что данные изделия не являются ни системами внутренней ортопедической фиксации, ни комплектом имплантируемых изделий так, как и система и комплект подразумевают несколько изделий в одном не обоснованы.
Касаемо довода N2.
Закупка размещена в соответствии с ч. 24 ст. 22 Закона N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" оплата поставки товара, выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из количества товара, поставка которого будет осуществлена в ходе исполнения контракта, объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке, соответственно просчитать соотношение пластин/винтов не представляется возможным. Таким образом, объединять их в комплект/набор нецелесообразно, так как определенная пластина требует определенное количество и размер винтов.
Таким образом, нарушений законодательства со стороны заказчика при осуществлении данной закупки не допущено.
Изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Владимирского УФАС России пришла к следующим выводам.
31.10.2022 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок были размещены извещение о проведении электронного аукциона N 0128200000122007605 на поставку изделий медицинских для травматологического отделения для нужд ГБУЗ ВО "АРБ".
Начальная (максимальная) цена контракта: 2 000 000,00 рублей.
Касаемо довода N1.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В силу п. п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться (ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе).
На основании п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
5) наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе).
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила, утв. Постановлением Правительства РФ N 145).
Согласно пп. "б" п. 2 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ N 145, каталог используется заказчиками в целях:
б) описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции) (п. 4 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ N 145).
Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога (п. 5 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ N 145):
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25 (1) - 25 (7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
В силу п. 6 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ N 145, в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Исходя из требований пп. "г" п. 10 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ N 145, следует, что в позицию каталога включается следующая информация:
г) информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил.
Комиссией установлено, что наименованием объекта закупки является "поставка а изделий медицинских для травматологического отделения".
Для целей проведения указанной закупочной процедуры заказчиком выбрана следующая позиция КТРУ 32.50.50.190-00000717 - Система внутренней ортопедической фиксации, с помощью пластин/винтов, нерассасывающаяся, нестерильная.
Требования к качественным и функциональным характеристикам закупаемого товара определены заказчиком в позициях, содержащихся в Описании объекта закупки извещения.
Из смысла ч. 1.1 ст. 33 Закона о контрактной системе, а также п. 4 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ N 145, следует, что заказчик обязан указать все информацию, предусмотренную соответствующей позицией КТРУ.
При этом, исходя из смысла п. 5 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ N 145, п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, заказчик вправе указать дополнительные характеристики к закупаемому товару при установлении обоснования таких требований в извещении.
Согласно сведениям единой информационной системы в сфере закупок характеристики, используемой в данной закупочной процедуре заказчиком позиции КТРУ 32.50.50.190-00000717, не сформированы.
В соответствии с пунктом 5 Правил использования каталога заказчик вправе, за исключением случаев, определенных таким пунктом, указать в извещении об осуществлении закупки дополнительные характеристики товара, работы, услуги, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Учитывая изложенное, если описание (содержащее характеристики) объекта закупки не сформировано и не включено в позицию каталога:
заказчик при использовании такой позиции каталога самостоятельно осуществляет описание объекта закупки в соответствии с положениями статьи 33 Закона N 44-ФЗ (самостоятельно устанавливает в извещении об осуществлении закупки все характеристики закупаемого товара, работы, услуги); предусмотренные пунктом 5 Правил использования каталога запреты на указание дополнительных характеристик не применяются (Письмо Минфина России от 24.01.2022 N 24-03-08/4090 "О направлении информации о применении каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд").
Исходя из Правил, утв. Постановлением Правительства РФ N 145, не следует, что у заказчика есть безусловная обязанность по установлению такой позиции, которая содержала бы полный перечень установленных характеристик, которые заказчик обязан был бы включить при формировании своего описания объекта закупки.
Комиссия поясняет, что контрольный орган в сфере закупок не наделен правомочием по решению за заказчика вопроса о том, какая позиция КТРУ в большей или меньшей степени будет удовлетворять его потребность, ввиду чего, Комиссии не представляется возможным определить, что используемый в данной закупочной процедуре код позиции КТРУ является менее оптимальным для удовлетворения потребности заказчика в закупаемом товаре.
Изучив описание объекта закупки заказчика, учитывая позицию Минфина России, изложенную в письме от 24.01.2022 N 24-03-08/4090, Комиссия пришла к выводу об установлении в техническом задании характеристик к закупаемому товару в соответствии с требованиями п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Кроме того, на рассмотрении жалобы представитель Заявителя не присутствовал, не предоставил доказательства нарушения своих прав и законных интересов, не опроверг доводы представителя Заказчика.
Ввиду чего, указанный довод жалобы признан необоснованным.
Касаемо довода N2.
В соответствии с п. 2 ч. 29 ст. 34 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Правительством Российской Федерации принято Постановление от 19.04.2021 N 620 "О требовании к формированию лотов при осуществлении закупок медицинских изделий, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 19.04.2021 N 620 определено, что при осуществлении закупок медицинских изделий не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия различных видов в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации, при условии, что значение начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) превышает:
600 тыс. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил менее 50 млн. рублей;
1 млн. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
1,5 млн. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил более 100 млн. рублей.
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 19.04.2021 N 620 установлено, что указанное в пункте 1 настоящего постановления требование не распространяется на закупки медицинских изделий, объединенных в один лот (контракт) по контрактам жизненного цикла, заключаемым в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, а также на закупки медицинских изделий, объединенных в один лот (контракт) с расходными материалами, которые предусмотрены производителем (изготовителем) для использования данных медицинских изделий.
Согласно ст. 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. В силу с 01.10.2021) медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.
В соответствии с п. 3 ст. 38 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" производитель (изготовитель) медицинского изделия разрабатывает техническую и (или) эксплуатационную документацию, в соответствии с которой осуществляются производство, изготовление, хранение, транспортировка, монтаж, наладка, применение, эксплуатация, в том числе техническое обслуживание, а также ремонт, утилизация или уничтожение медицинского изделия.
В случае, если перечень медицинских изделий, соответствующий техническому заданию и необходимый заказчику, является составным единого процесса хирургического вмешательства и необходимые заказчику медицинские изделия не могут быть использованы друг без друга, объединение в один лот закупаемых медицинских изделий, их совместное применение предусмотрено инструкциями по применению и (или) иной эксплуатационной документации производителя, не противоречит ни требованиям вышеуказанного Постановления Правительства N 620, ни положениям Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно извещения Заказчиком использован код КТРУ- 32.50.50.190-00000717.
Из пояснений ГБУЗ ВО "АРБ" следует, что заказчик закупает изделия медицинские для травматологического отделения в связи с имеющейся потребностью, с целью оказания высококвалифицированной медицинской помощи пациентам травматологического отделения.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия Владимирского УФАС России приходит к выводу о том, что исходя из целей и потребностей заказчика, в действиях заказчика нарушений положений Закона о контрактной системе в сфере закупок не усматривается.
При этом, Заявителем явка представителей на заседание Комиссии не обеспечена, доказательств обратного не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ИНТРА" (г. Рязань) на положения извещения о проведении электронного аукциона на поставку изделий медицинских для травматологического отделения для нужд ГБУЗ ВО "АРБ" (N закупки 0128200000122007605) по доводам, изложенным необоснованной.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 8 декабря 2022 г. N 033/06/23-834/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.12.2022