Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ИП Кухто Татьяны Алексеевны (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "КМСЧ N 1" (далее - Заказчик) при проведении электронный аукциона на поставку расходного материала для КДЛ (изв. N 0356300042222000329),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 09.12.2022 г. до 11:00 ч. с целью принятия решения.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0356300042222000329 ГБУЗ "КМСЧ N 1" проводился электронный аукцион на поставку расходного материала для КДЛ.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 24.11.2022 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 347 735,00 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 02.12.2022 г.
1. Заявитель полагает, что при формировании лота Заказчик нарушил требования Постановления Правительства РФ от 19.04.2021 N 620 "О требовании к формированию лотов при осуществлении закупок медицинских изделий, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ПП РФ N 620).
Заказчик с доводами жалобы не согласен, пояснил, что действие ПП РФ N 620 на данную закупку не распространяется в связи с тем, что НМЦК составляет 347 735,00 руб.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о закупках документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 2 ч. 29 ст. 34 Закона о закупках установлено, что Правительство Российской Федерации вправе определить требования к формированию лотов при осуществлении закупок отдельных видов товаров, работ, услуг.
Согласно п. 1 ПП N 620 при осуществлении закупок медицинских изделий не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия различных видов в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации, при условии, что значение начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) превышает:
600 тыс. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил менее 50 млн. рублей;
1 млн. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
1,5 млн. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил более 100 млн. рублей.
Согласно Приказу Минздрава России от 06.06.2012 N 4н "Об утверждении номенклатурной классификации медицинских изделий" номенклатурная классификация медицинских изделий по видам (далее - классификация) содержит числовое обозначение вида медицинского изделия - идентификационный уникальный номер записи <*>, наименование вида медицинского изделия, описание вида медицинского изделия, содержащее соответствующие классификационные признаки вида медицинского изделия, указываемые в зависимости от назначения медицинского изделия.
<*> Фиксируется начальное значение 100000 и для каждой последующей записи значение увеличивается на 10.
Следовательно, номенклатурной классификации каждый вид медицинского изделия обладает уникальным идентификационным номером записи в формате шестизначного кода.
Согласно извещению о проведении закупки и Техническому заданию к поставке требуются:
1) Пробирка вакуумная для взятия образцов крови ИВД, с калия оксалатом и натрия фторидом (позиция КТРУ 32.50.50.000-00002056, номенклатурная классификация - 293400);
2) Пробирка центрифужная ИВД, нестерильная (позиция КТРУ 32.50.50.190-00001696, номенклатурная классификация - 264460);
3) Наконечник к дозатору (ОКПД2: 32.50.13.190);
4) Электрод Ca++ для анализатора EasyLyte ("Медика Корпорейшн", США), имеющегося у заказчика (ОКПД2: 32.50.13.190);
5) Электрод К+ для анализатора EasyLyte ("Медика Корпорейшн", США), имеющегося у заказчика (ОКПД2: 32.50.13.190);
6) Электрод Na+ для анализатора EasyLyte ("Медика Корпорейшн", США), имеющегося у заказчика (ОКПД2: 32.50.13.190);
7) Электрод рН для анализатора EasyLyte ("Медика Корпорейшн", США), имеющегося у заказчика/(ОКПД2: 32.50.13.190);
8) Электрод референсный для анализатора Easylyte Calcium ("Медика Корпорейшн", США), имеющегося у заказчика (ОКПД2: 32.50.13.190);
9) Электрод референсный для анализатора Easylyte Na/K/Cl ("Медика Корпорейшн", США), имеющегося у заказчика (ОКПД2: 32.50.13.190);
10) Электрод Электрод Сl- для анализатора Easylyte ("Медика Корпорейшн", США), имеющегося у заказчика(ОКПД2: 32.50.13.190);
11) Электрод Na+ для анализатора газов крови и электролитов EasyStat ("Медика Корпорейшн", США), имеющегося у заказчика (ОКПД2: 32.50.13.190);
12) Электрод К+ для анализатора газов крови и электролитов EasyStat ("Медика Корпорейшн", США), имеющегося у заказчика (ОКПД2: 32.50.13.190);
13) Электрод Ca++ для анализатора газов крови и электролитов EasyStat ("Медика Корпорейшн", США), имеющегося у заказчика (ОКПД2: 32.50.13.190);
14) Осушитель зонда для анализатора газов крови и электролитов EasyStat ("Медика Корпорейшн", США), имеющегося у заказчика (ОКПД2: 32.50.13.190);
15) Трубка для помпы для анализатора газов крови и электролитов EasyStat ("Медика Корпорейшн", США), имеющегося у заказчика (ОКПД2: 32.50.13.190).
Таким образом, товары, являющиеся объектами закупки, относятся к разным видам медицинских изделий в соответствии с классификацией медицинских изделий, утвержденной Приказом Минздрава России от 06.06.2012 N 4н, что противоречит ПП РФ N 620 и требованиям Закона о закупах.
Как было указано выше, НМЦК данной закупки составляет 347 735,00 руб. Следовательно, действие ПП РФ N 620 не распространяется на электронный аукцион на поставку расходного материала для КДЛ (изв. 0356300042222000329).
Таким образом, данный довод жалобы не нашел своего подтверждения. Доказательств иного в материалы жалобы не представлено.
2. Заявитель полагает, что Заказчиком в нарушение требований Закона о закупках, объединены в один лот поставка товаров, подпадающих и не подпадающих под ограничения в соответствии с постановлением Правительства от 05.02.2015 г. N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Заказчик с доводом жалобы не согласен, пояснив, что позиции технического задания имеют код ОКПД2 32.50.13.190, данный код ОКПД2 содержится в перечне N 1 ПП РФ N 102, на основании этого было установлено ограничение в соответствии со ст. 14 Закона о закупках.
Согласно ч. 1 ст. 49 Закона о закупках электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" п. 1, пп. "а" - "в" п. 2, п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона о закупках. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о закупках.
В соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона о закупах при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со ст. 14 Закона о закупках.
Заказчиком в извещении установлено ограничение допуска в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно ч. 3 ст. 14 Закона о закупках в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения, указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 4 ст. 14 Закона о закупках федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о закупках.
Во исполнение ст. 14 Закона о закупках Правительством Российской Федерации принято постановление от 05.02.2015 г. N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ПП РФ N 102).
В силу п. 1 ПП РФ N 102 утвержден перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень N 1 ПП РФ N 102), а также перечень медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков и иных пластиков, полимеров и материалов, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень N 2 ПП РФ N 102).
Согласно примечанию к перечню N 1 ПП РФ N 102 при применении перечня следует руководствоваться как кодом в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2), так и наименованием вида медицинского изделия.
Кроме того, п. 2.2 ПП РФ N 102 устанавливает, что для целей ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия, включенные в перечень N 1 и не включенные в него.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о закупках.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о закупках описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Комиссией установлено, что изделия с кодом ОКПД2 - 32.50.13.190, установленным Заказчиком в извещении, включены в перечень N 1 отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд ПП РФ N 102.
Вместе с тем, коду ОКПД2 - 32.50.13.190 соответствуют следующие виды медицинских изделий: боры зубные твердосплавные; головки стоматологические алмазные, в том числе фасонные; емкости для взятия, хранения и транспортировки биологических проб для выполнения клинических лабораторных исследований, включая пробирки вакуумные для взятия венозной крови, пробирки для взятия капиллярной крови, емкости для мочи, кала и мокроты; зеркала гинекологические полимерные по Куско; зонды урогенитальные; иглодержатели микрохирургические; инструменты вспомогательные; инструменты зондирующие, бужирующие; инструменты многоповерхностного воздействия; инструменты оттесняющие; инструменты режущие и ударные с острой (режущей) кромкой; каналонаполнители; микромоторы пневматические для наконечников стоматологических; модули медицинские климатизированные (чистое помещение); наборы гинекологические смотровые одноразовые стерильные; наконечники для микромоторов; наконечники стоматологические турбинные; ножницы микрохирургические; пинцеты микрохирургические; пульпоэкстракторы; фрезы зуботехнические.
Заказчик в Техническом задании установил следующие наименования изделий: пробирка вакуумная для взятия образцов крови ИВД, с калия оксалатом и натрия фторидом; пробирка центрифужная ИВД, нестерильная; наконечник к дозатору; электрод Ca++ для анализатора EasyLyte ("Медика Корпорейшн", США); электрод К+ для анализатора EasyLyte ("Медика Корпорейшн", США); электрод Na+ для анализатора EasyLyte ("Медика Корпорейшн", США); электрод рН для анализатора EasyLyte ("Медика Корпорейшн", США); электрод референсный для анализатора Easylyte Calcium ("Медика Корпорейшн", США); электрод референсный для анализатора Easylyte Na/K/Cl ("Медика Корпорейшн", США); электрод Электрод Сl- для анализатора Easylyte ("Медика Корпорейшн", США); электрод Na+ для анализатора газов крови и электролитов EasyStat ("Медика Корпорейшн", США); трубка для помпы для анализатора газов крови и электролитов EasyStat ("Медика Корпорейшн", США); электрод Ca++ для анализатора газов крови и электролитов EasyStat ("Медика Корпорейшн", США); осушитель зонда для анализатора газов крови и электролитов EasyStat ("Медика Корпорейшн", США); электрод К+ для анализатора газов крови и электролитов EasyStat ("Медика Корпорейшн", США).
Заказчик в письменных пояснениях указал, что, например, пробирка вакуумная для взятия образцов крови ИВД, с калия оксалатом и натрия фторидом (п. 1 Технического задания), пробирка центрифужная ИВД, нестерильная относятся (п. 2 Технического задания) к следующему виду медицинского изделия: емкости для взятия, хранения и транспортировки биологических проб для выполнения клинических лабораторных исследований, включая пробирки вакуумные для взятия венозной крови, пробирки для взятия капиллярной крови, емкости для мочи, кала и мокроты.
Вместе с тем, наименования изделий указанных в Техническом задании не соответствуют наименованиям видов медицинских изделий, предусмотренных в перечне N 1 ПП РФ N 102. Кроме того, Техническое задание не содержит указания на вид медицинского изделия.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчик неправомерно установил ограничение по ПП РФ N 102, так как не учел соблюдение условий, изложенных в примечании.
Таким образом, Заказчик, в данном конкретном случае, нарушил требование п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках. Указанные действия Заказчика содержат признаки состава правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ГБУЗ "КМСЧ N 1" на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на поставку расходного материала для КДЛ (изв. N 0356300042222000329) обоснованной в части установления ограничение по ПП РФ N 102.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках, выявленные в ходе рассмотрения жалобы.
3. В целях устранения нарушений Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки выдать предписание.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 9 декабря 2022 г. N 18232/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.12.2022