Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев обращение (вх. N 18278/22) ПВИ войск национальной гвардии (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Новые системы" в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на монтаж систем АПС и СОУЭ (гос. контракт N 1-АПС),
УСТАНОВИЛА:
Уведомлением Пермского УФАС России рассмотрение обращения было назначено на 08.12.2022 г. в 15:30 ч.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 09.12.2022 с целью принятия решения.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
22.08.2022 г. между Заказчиком и ООО "Новые системы" (далее - Подрядчик) на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о закупках, заключен контракт на монтаж систем АПС и СОУЭ на сумму 6 673 537 руб. (далее - Контракт).
В связи с тем, что Подрядчиком были нарушены условия исполнения Контракта, Заказчиком, было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (такая возможность предусмотрена разделом 12 Контракта).
Согласно условиям Контракта:
8.1.1.Подрядчик обязан не позднее сроков, указанных в пункте 4.1.1 данного контракта приступить в выполнению Работ.
8.1.2. Завершить выполнение Работ не позднее сроков, указанных в пункте 4.1.2.
4.1.1. Начало выполнения работы: с момента подписания контракта
4.1.2 Окончание выполнения работы 15.10.2022
12.2. Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
12.3. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно ст. 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В связи с вышеуказанными обстоятельствами, Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.2 ст. 95 Закона о закупках, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о закупках решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 16 ст. 95 Закона о закупках заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о закупках, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно ч. 4 ст. 104 Закона о закупках, Заказчик направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
14.11.2022 г. - Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
14.11.2022 г. Указанное решение передано нарочно Подрядчику.
В силу ч. 12.2 ст. 95 Закона о закупках дата надлежащего уведомления Подрядчика - 16.11.2022 г., в связи с тем, что Заказчиком было получено письмо, подтверждающее получение Поставщиком указанного решения Заказчика.
Следовательно, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках дата вступления в силу решения об одностороннем отказе - 29.11.2022 г.
Однако, Заказчик составил обращение о включении информации в реестр недобросовестных поставщиков 27.11.2022. Информация об одностороннем отказе от исполнения контракта передана нарочно в Пермское УФАС России 02.11.2022 г., то есть с нарушением сроков, предусмотренных ч. 4 ст. 104, ч. 16 ст. 95 Закона о закупках.
В письменных пояснениях представитель Заказчика указал, что на дату 14.10.2022 работы на большинстве объектов выполнены не до конца, недостатки, указанные в ранее отправленных претензиях, Подрядчиком не исправлены, не предоставлен журнал КС 6а, кроме того, представители Подрядчика не являются на осуществление контрольных обмеров.
Также Заказчик сообщает, что стоимость выполненных работ на дату подписания акта КС-2 - 2 663 952,10 руб., ПВИ войск национальной гвардии начисляет штраф в соответствии с пунктом 9.3, 9.4 Контракта.
ООО "Новые системы" в предоставленных пояснениях от 09.12.2022 акцентируют внимание на том, что часть работ всё-таки была выполнена, что подтверждается подписанными сторонами актами КС 2 и КС 3, которые были предоставлены приложениями к объяснениям.
Также подрядчик сообщает, что в соответствии с пунктом 8.1.4 Контракта N1-АПС, предусматривающим "немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить выполнение работ при обнаружении независящих от подрядчика обстоятельств, которые угрожают качество выполнения работ либо создают невозможность его завершения в срок", ООО "Новые системы" приостановлено выполнение работ по одному из объектов, о чем был извещен Заказчик.
В соответствии с проектной документацией и локальным сметным расчетом, предусмотрено оснащение вышеуказанного объекта защиты системами автоматической пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией, выполненных на базе приборов производства ООО "Аргус-Спектр".
В соответствии с информационным письмом ООО "Луис+", являющегося официальным дилером ООО "Аргус-Спектр", производитель оборудования анонсирует обеспечение бесперебойности поставок оборудования систем пожарной сигнализации, оповещения и пожарной автоматики, начиная с января 2023 года.
В ходе исполнения контракта было установлено, что в установленный контрактом срок отсутствует возможность приобретения оборудования вышеуказанного производителя.
О данном факте в соответствии с пунктом 8.1.4 Контракта N1-АПС неоднократно был проинформирован Заказчик письмами N2/10 от 27.09.2022 г., N14/10 от 14.10.2022 г. N17/10 от 11.11.2022 г. и N19/11 от 16.11.2022 г.
В вышеуказанных письмах Заказчик извещен о приостановлении выполнении работ по учебному корпусу N2 и предложено:
1. произвести замену оборудования вышеуказанного производителя на аналогичное.
2. заключить дополнительное соглашение, продлив срок исполнения контракта до момента поставки оборудования.
3. расторгнуть государственный контракт N1-АПС от 22 августа 2022 г. в части проведения монтажных работы на объекте защиты одного из объектов.
До текущего момента заказчиком не принято ни одного решения по данному вопросу, несмотря на неоднократные указанные обращения Подрядчика.
Кроме того, в переписке сторон Подрядчик требует исключить из сметной стоимости производство определенных работ на объектах, предлагает использовать товары, которые отличаются от ранее согласованных с Заказчиком.
На основании указанного, Комиссией установлено наличие между сторонами спора о качестве производимых работ в рамках исполнения Контракта.
Указанный спор носит гражданско-правовой характер и решается арбитражными судами в установленном законодательстве порядке.
Комиссией проанализированы условия контракта, обстоятельства дела, документы представленные сторонами, переписка, которая велась между сторонами, поскольку при принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия, изучив материалы и документы, представленные сторонами, пришла к выводу о том, что оснований для включения сведений о Подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков не усматривается в силу следующего.
В результате анализа условий контракта, переписки между сторонами, Комиссия пришла к следующему.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о намерении Подрядчика исполнить обязательства, предусмотренные Контрактом.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно п. 14 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"), орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в ходе проведения внеплановой проверки поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Подрядчика, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом пояснений сторон, с учетом обстоятельств данного конкретного дела пришла к выводу о том, что Подрядчиком не были совершены действия, которые могли бы свидетельствовать о недобросовестности Подрядчика.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного неисполнения Подрядчиком взятых на себя обязательств, сведения ООО "Новые системы" не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Не включать сведения об ООО "Новые системы" в реестр недобросовестных поставщиков.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 16 ст. 95, ч. 4 ст. 104 Закона о закупках.
3. Предписание не выдавать.
4. Передать материалы настоящего обращения должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 9 декабря 2022 г. N РНП-59-528
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.12.2022