Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "Чистый город - БК" (далее - Заявитель) на действия ГКУ ПК "Имущественное Казначейство Пермского края" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на оказание услуг по ликвидации несанкционированных свалок, с вывозом ТБО (изв.N 0356200008222000023),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 16:00 ч. 12.12.2022 г. с целью принятия решения.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0356200008222000023 ГКУ ПК "Имущественное Казначейство Пермского края" (далее - Заказчик) проводился электронный аукцион на оказание услуг по ликвидации несанкционированных свалок, с вывозом ТБО.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 25.11.2022 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 486 067,05 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 05.12.2022 г.
1. Заявитель полагает, что Заказчиком в составе документации не представлены паспорта на отходы IV класса опасности, в отношении которых должны быть выполнены работы, оказаны услуги (пп. 1 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"), а также отсутствует подтверждение отнесения отходов к V классу опасности.
2. Кроме того, Заявитель полагает, что Заказчиком не установлены требования о предоставлении в составе лицензии копии приложения к лицензии с видами отходов IV класса опасности, в отношении которых должны быть выполнены работы, оказаны услуги. Также не определен перечень отходов IV классов опасности.
3. Заявитель также полагает, что в извещении и приложении к нему отсутствуют конкретные места выполнения работ/оказания услуг (мест размещения несанкционированных свалок) с указанием массы отходов, составу и классу опасности отходов по каждому месту размещения несанкционированных свалок.
Заказчик с доводами жалобы не согласен. В письменных пояснениях указал следующее.
Заказчиком не установлено требование о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I- IV, полученной в соответствии с требованиями пункта 30 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Постановлением Правительства РФ от 26.12.2020 N 2290 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности" и Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", а также требований о предоставлении в составе лицензии копии приложения к лицензии с видами отходов IV класса опасности, в отношении которых должны быть выполнены работы/оказаны услуги, и разрешенным видом деятельности (транспортирование) в отношении указанных отходов в связи с тем, что в рамках оказания услуг по ликвидации несанкционированных свалок, с вывозом ТБО планируется осуществлять деятельность с отходами V класса опасности.
Отсутствие перечня конкретных мест выполнения работ/оказания услуг (мест размещения несанкционированных свалок) с указанием количества (массы) отходов по каждому месту размещения несанкционированных свалок обусловлено тем, что у Заказчика в настоящее время отсутствует перечень несанкционированных свалок. В случае обнаружения на земельных участках краевой собственности мест незаконного складирования отходов услуги оказываются на основании заявки заказчика с указанием количества (массы) отходов по каждому месту размещения несанкционированных свалок. Оказание услуг производится на земельном участке, находящемся в собственности Пермского края, расположенном пределах административных границ г. Пермь. Общий объем оказываемых установлен Техническим заданием.
Согласно ч. 1 ст. 8 Закона о закупках контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о закупках при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о закупках описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В связи с ч. 3 ст. 33 Закона о закупках не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 7 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: информация об объеме (за исключением случая, предусмотренного частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона), о единице измерения (при наличии) и месте выполнения работы или оказания услуги.
Согласно п. 12. ч. 1 ст. 42 Закона о закупках при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Согласно п. 2. ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о закупках и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии пп. "н" п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о закупках для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о закупках, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о закупках, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с ч. 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона для закупки N 0356200008222000023 требования к содержанию, составу заявки указаны в отдельном файле.
Проанализировав требования к составу заявки, Комиссией установлено, что требование о предоставлении в составе заявки лицензии, а также копии приложения к лицензии с видами отходов IV класса опасности, в отношении которых должны быть выполнены работы/оказаны услуги.
Исходя из положений п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
Правовое регулирование основ обращения с отходами производства и потребления осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), а также Постановление Правительства РФ от 26.12.2020 N 2290 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности" (далее - Постановление N 2290).
Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 (ред. от 16.05.2022) "Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов" (Зарегистрировано в Минюсте России 08.06.2017 N 47008) утвержден каталог отходов, включающий в себя код и наименование отходов.
Согласно ч. 1 ст. 14 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ч. 3 ст. 14 Закона N 89-ФЗ на основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
Паспорт отходов - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе (ст. 1 Закона N 89-ФЗ).
Согласно п. 1 Порядка N 1026 паспорт отходов I - IV классов опасности (далее - паспорт отходов) представляет собой документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности и содержащий сведения об их составе.
Согласно п. 3 Порядка N 1026 паспортизация отходов I - IV классов опасности осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I- IV классов опасности.
Действующее законодательство в области обращения с отходами производства и потребления не содержит в себе норм, указывающих на отсутствие необходимости составления паспорта отходов I - IV классов опасности в отношении отходов, размещенных на несанкционированных свалках.
Согласно пп. "б" п. 5 Постановления Правительства РФ от 26.12.2020 N 2290 (ред. от 13.04.2022) "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности" для получения лицензии соискатель лицензии представляет по установленной форме в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии в соответствии с порядком, установленным статьей 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", в котором указывает:
б) для работ по транспортированию отходов I - IV классов опасности - виды отходов I - IV классов опасности и (или) группы, подгруппы отходов I - IV классов опасности с указанием классов опасности видов отходов в соответствующих группах, подгруппах отходов, в отношении которых предоставляется лицензия, и соответствующие видам отходов и (или) группам, подгруппам отходов виды деятельности.
После проверки всех поданных документов Уполномоченный орган выдает соответствующую лицензию, в которой указывается вид деятельности, а также вид отходов в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, на которые лицензия распространяется.
Несанкционированные места размещения отходов - территории, не предназначенные для размещения отходов (Письмо Росприроднадзора от 23.05.2012 N ВК-03-03-36/6231 "Об актуализации Методических рекомендаций, направленных письмом Росприроднадзора от 14.11.2011 N ВК-03-03-36/14757"). На таких территориях размещаются неклассифицированные отходы вне договорных отношений по хранению отходов.
Согласно п. 7.8 "ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" собственник отходов: Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.
Примечание. Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в силу предписаний абзаца второго пункта 1 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" не является препятствием для распоряжения ими.
Исходя из предписаний пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется:
- органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных поименованным пунктом (абзац третий);
- органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных данным пунктом (абзац четвертый).
Аналогичная позиция выражена в кассационном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 29.01.2020 N 53-КА19-14.
Таким образом, в данном случае речь идет о несанкционированной свалке, в связи с чем, установить лицо, от деятельности которого образовались отходы, не представляется возможным. Следовательно, собственниками отходов являются органы местного самоуправления, на территории которых расположен участок с образовавшейся несанкционированной свалкой, соответственно, на них возложена обязанность на составление паспорта отходов и определению класса опасности отходов.
Комиссия отмечает, что до размещения закупки, Заказчику необходимо провести анализ отходов, содержащихся на несанкционированной свалке, отнести их к конкретному виду отходов и классу опасности.
Отсутствие данной информации в описании объекта закупки не позволяет потенциальным участникам закупки, обладающим лицензией на деятельность с определенными видами отходов, определить возможность участия в закупке и исполнения условий Контракта.
Вместе с тем, в ходе анализа извещения и приложения к нему, Комиссией установлено, что Заказчиком не получены паспорта отходов, а также не указаны классы опасности отходов, с которыми придется работать в ходе исполнения Контракта.
Кроме того, Комиссия отмечает, что Техническое задание также не содержит указаний на виды отходов.
Комиссия отмечает, что на момент проведения закупки несанкционированных свалок не существует, в связи с этим, определить вид отходов, а также класс опасности отходов не представляется возможным.
В адрес Комиссии также не направлены доказательства того, что в рамках оказания услуг по ликвидации несанкционированных свалок, с вывозом ТБО планируется отходы исключительно V класса опасности.
На основании указанного выше, Комиссия приходит к выводу что в действиях Заказчика имеется нарушение требований п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках.
В действиях Заказчика имеются признаки правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
В отношении довода Заявителя о том, что Заказчиком не установлены требования о предоставлении в составе лицензии копии приложения к лицензии с видами отходов IV класса опасности, в отношении которых должны быть выполнены работы, оказаны услуги, Комиссия отмечает следующее.
Согласно пояснениям Заказчика в рамках оказания услуг по ликвидации несанкционированных свалок, с вывозом ТБО планируется отходы только V класса опасности.
Вместе с тем, согласно п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
Как указано ранее, на момент размещения закупки на территории Заказчика несанкционированных свалок не существовало. Следовательно, не представляется возможным определить необходимость установления требования о предоставлении в составе заявки лицензии на деятельность, осуществляемую с отходами I-V класса опасности.
Кроме того, Комиссия приходит к выводу о том, что в действиях Заказчика, не установившего место несанкционированной свалки, имеется нарушение п. 7 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках. Доказательств обратного в материалах не предоставлено.
В действиях Заказчика имеются признаки правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Чистый город - БК" на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на оказание услуг по ликвидации несанкционированных свалок, с вывозом ТБО (изв.N 0356200008222000023) обоснованной в части не установления в извещении и приложении к нему видов и классов опасности отходов, а также места несанкционированной свалки.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение требований п. 1 ч. 2 ст. 42, п. 7 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
3. В целях устранения нарушений Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки выдать предписание.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 12 декабря 2022 г. N 18312/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.12.2022