Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия),
рассмотрев обращение Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "РОСМАШ" в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на выполнение работ по реставрации объекта культурного наследия "Дом офицеров гарнизонный", расположенного по адресу г. Пермь, ул. Сибирская, 59 (изв. N 0156200009919000990),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0156200009919000990 Заказчиком проводился электронный аукцион на выполнение работ по реставрации объекта культурного наследия "Дом офицеров гарнизонный", расположенного по адресу г. Пермь, ул. Сибирская, 59. Начальная (максимальная) цена контракта - 22 836 010,00 руб.
Уведомлением Пермского УФАС России (от 07.12.2022 N 14371/22) рассмотрение обращения было назначено на 12.12.2022 в 15:00 ч.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 16:00 ч 13.12.2022 г. с целью принятия решения.
Заслушав Представителей Общества, исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
20.12.2019 г. между Заказчиком и ООО "РОСМАШ" заключен контракт N 0156200009919000990-01 на выполнение работ по реставрации объекта культурного наследия "Дом офицеров гарнизонный", расположенного по адресу г. Пермь, ул. Сибирская, 59 на сумму 19 142 440,85 руб. (далее - Контракт).
В связи с неисполнением Заказчиком претензионных требований, неоказанием содействия при исполнении обязательств по Контракту 09.11.2022 г. Подрядчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (такая возможность предусмотрена разделом 9 Контракта).
Согласно условиям Контракта:
1.1. Подрядчик обязуется по заданию Государственного заказчика собственными силами
из своих материалов, на собственном оборудовании и своими инструментами выполнить в соответствии с техническим заданием (приложение N 1 к контракту), графиком выполнения реставрационных работ (приложение N 2 к Контракту), проектной документацией (приложение N 3 к контракту), локальным сметным расчетом (приложение N 4 к контракту) работы по реставрации объекта культурного наследия "Дом офицеров гарнизонный", расположенного по адресу г. Пермь, ул. Сибирская, 59.(далее соответственно - работы, Объект).
1.2. Место выполнения работ: Пермь, ул. Сибирская, 59
1.3. Место приемки результатов работ - Пермь, ул. Сибирская, 59, приём документов осуществляется по адресу: г. Пермь, ул. 25 Октября, 18а
4.4. Государственный заказчик вправе:
4.4.1. Осуществлять контроль за выполнением Подрядчиком условий настоящего Контракта, в т.ч. запрашивать у Подрядчика информацию о ходе и состоянии выполняемых работ, без вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность Подрядчика.
4.4.2. Требовать от Подрядчика надлежащего исполнения обязательств в соответствии с настоящим Контрактом, а также требовать своевременного устранения выявленных недостатков.
4.1. Подрядчик обязан:
4.1.2. Своевременно и надлежащим образом выполнить работы и представить Государственному заказчику результаты работ в соответствии с графиком выполнения реставрационных работ.
Не привлекать субподрядчиков для выполнения работ по Контракту.
4.1.3. По письменному запросу Государственного заказчика, в течение пяти рабочих дней с момента получения запроса Государственного заказчика, информировать Государственного заказчика о ходе исполнения настоящего Контракта, а также представлять копии отчетных документов, разрабатываемых Подрядчиком по Контракту.
4.1.8. Приостановить выполнение работ в случае обнаружения не зависящих от Подрядчика обстоятельств, которые могут оказать негативное влияние на качество оказываемых работ или создать невозможность их выполнение в установленный настоящим Контрактом срок, и сообщить об этом Государственному заказчику не позднее рабочего дня следующего за днем обнаружения таких обстоятельств.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
В силу ч. 3 ст. 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно ч. 1 ст. 708 Гражданского кодекса Российской Федерации, в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
В ч. 2 ст. 715 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода (п. 1 ст. 721 ГК РФ).
Если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков (ч. 3 ст. 723 ГК РФ).
На основании ч. 19 ст. 95 Закона о закупках, Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Данное право Подрядчика также предусмотрено следующими положениями Контракта:
9.13. Подрядчик вправе отказаться от исполнения контракта в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, в том числе в следующих случаях:
9.13.1. нарушение Заказчиком срока оплаты оказанных услуг по контракту более чем на 15 (пятнадцать) рабочих дней.
Согласно ч. 20.1 ст. 95 Закона о закупках в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного частью 19 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, такое решение направляется заказчику в следующем порядке:
1) поставщик (подрядчик, исполнитель) с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется заказчику. Датой поступления заказчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен заказчик;
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 21 ст. 95 Закона о закупках решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 22.2 Закона о закупках Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
09.11.2022 г. - Подрядчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Вместе с тем, решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта было размещено лишь 14.11.2022 г., что не соответствует ч. 20.1 ст. 95 Закона о закупках. Следовательно, датой надлежащего уведомления является - 14.11.2022 г.
Таким образом, в силу ч. 21 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 25.11.2022 г.
Информация об ООО "РОСМАШ" направлена в адрес Пермского УФАС России 06.12.2022 г. посредством функционала единой информационной системы.
Комиссией установлено, что вышеуказанные действия Заказчика, в части направления сведений в уполномоченный орган, нарушают требования ч. 22.2 ст. 95 Закона о закупках.
Общество в пояснениях, направленных в адрес Комиссии указало следующее.
В ходе производства работ имело место неисполнение Заказчиком своих обязанностей по договору, в частности, не была предоставлена документация, пригодная для выполнения работ (требовалась и проводилась неоднократная ее корректировка), документацией не были учтены все необходимые работы, возникли дополнительные работы, без которых невозможно было выполнить работы по договору.
Кроме того, были выявлены многочисленные разрушения кирпичной кладки наружных стен, проседание и общее неудовлетворительное состояние оконных перемычек, аварийное общее состояние здания, возможность обрушения стен и т.д.
Об этом Заказчик неоднократно был уведомлен в письменной форме и в рамках проведения рабочих совещаний на объекте.
Данное подтверждается письмами, направленными Подрядчик в адрес Заказчика: исх. N 77 от 27.02.2020 г.; исх. N 117 от 17.03.2020 г.; исх. N 205 от 30.04.2020 г.; исх. N 210 от 30.04.2020 г.; исх. N 220 от 08.05.2020 г.; исх. N 247 от 22.05.2020 г.; исх. N 314 от 30.06.2020 г.; исх. N 501 от 09.10.2020 г.
Работы на объекте были приостановлены до момента устранения Заказчиком обстоятельств, препятствующих выполнению работ в полном объеме в установленный Контрактом срок.
Данное подтверждается письмами, направленными Подрядчиком в адрес Заказчика: исх. N 842 от 26.12.2019 г. (работы приостановлены до получения дальнейших письменных указаний от Заказчика на основании 4.1.15 контракта); исх. N 44 от 04.02.2020 г. (работы приостановлены до устранения несоответствия переданных листов НПД); исх. N 96 от 05.03.2020 г.; исх. N 117 от 17.03.2020 г. (работы приостановлены в связи с аварийным состоянием здания); исх. N 185 от 22.04.2020 г. (работы приостановлены в связи с аварийностью здания); исх. N 247 от 22.05.2020 г. (работы приостановлены в связи с аварийностью здания); исх. N 314 от 02.07.2020 г. (работы приостановлены в связи с аварийностью здания); исх. N 501 от 09.10.2020 г. (работы приостановлены в связи с отсутствием доступа в помещения); исх. N 552 от 27.10.2020 г. (работы приостановлены в связи с отсутствием доступа в помещения); исх. N 563 от 30.10.2020 г.
На текущий момент причины приостановления работ не устранены, Заказчиком не выполнены работы по устранению аварийности здания, выполнение работ по Контракту в полном объеме невозможно.
Подрядчик также пояснил, что в протоколах совещаний Заказчик неоднократно согласовывал проведение дополнительных работ (откосы, усиление проемов): протокол от 27.12.2019 г.; протокол от 17.01.2020 г.; протокол от 21.02.2020 г.; протокол от 03.03.2020 г.; протокол от 10.03.2020 г.; протокол от 13.03.2020 г.; протокол от 17.03.2020 г.; протокол от 20.03.2020 г.; протокол от 24.03.2020 г.; протокол от 27.03.2020 г.; протокол от 13.05.2020 г.; протокол от 25.05.2020 г.; протокол от 29.05.2020 г.; протокол от 09.04.2021 г.
Также выполнение дополнительных работ по откосам и противоаварийных работ по проемам были зафиксированы в Актах скрытых работ, данные работы были приняты Заказчиком.
Выполнение дополнительных противоаварийных работ по проемам были зафиксированы в Актах готовности оконных проемов. Составление таких актов ничем не предусмотрено, но данные акты требовал Заказчик, на что неоднократно ссылался в своих письмах (письмо исх. N 55-01-18.2-3053 от 24.11.2021 г., исх. N 55-01-18.2-1634 от 24.06.2021 г.).
Подрядчиком проведены испытания оконных и дверных конструкций в части определения предела прочности на изгиб, сжатия и растяжения клееного бруса из лиственницы (Заключение строительно-технической экспертизы 0807/21-74 от 08.07.2021 г.).
Подрядчик в адрес Заказчика направлял письмо исх. N43 от 08.02.2022 г., в котором приложил заключение строительно-технической экспертизы лабораторных испытаний клеёного бруса N 2101/22-74 для определения породы древесины и предела прочности клеевых соединений.
В адрес Комиссии также представлен журнал входного контроля качества получаемых материалов, комплектующих изделий, строительных конструкций т оборудования.
Подрядчик полагает, что Заказчик не оказывал должным образом содействие Подрядчику в выполнении работ по реставрации объекта культурного наследия "Дом офицеров гарнизонный" в объеме и на условиях, предусмотренных в Контракте.
Вместе с тем, Заказчик пояснил, что от авторского и технического надзоров неоднократно выдавались замечания к качеству. Работы велись с нарушениями Технического задания, Проектной документации и строительных норм:
1. Нарушено требование проектной документации о необходимости разработки подрядчиком Проектов производства работ (ППР) и технологических карт. Несмотря на неоднократные требования, Проекты производства работ и технологические карты так и не были представлены.
2. На объекте отсутствовал должный контроль со стороны Подрядчика. Работы проводились без ответственного лица. Как результат, неоднократные замечания технического и авторского надзоров, возгорание утеплителя 1 сентября 2020 г.
3. Исполнительная документация велась с нарушениями. С даты последней приемки работ Акты на скрытые работы представлялись на подпись свидетельствующим лицам только в момент уже законченных этапов работ.
4. Журнал входного контроля материалов на объекте отсутствовал. С момента последней приемки законченного этапа входной контроль материалов с участием технического надзора фактически не исполнялся. Общий журнал работ, для ознакомления и указания замечаний, Подрядчиком не предъявлялся.
5. Смонтированные оконные блоки, с целью исправления замечаний, неоднократно переустанавливались, в результате блоки утратили "товарный вид" и имеют многочисленные сколы, выбоины, подкрасы.
Комиссия отмечает, что Заказчик не представил в адрес Комиссии доказательств, свидетельствующих о том, что Подрядчиком были допущены указанные выше нарушения.
Кроме того, Заказчик не отрицает факт частичного исполнения ООО "РОСМАШ" работ, предусмотренных условиями Контракта.
Доказательств, свидетельствующих о недобросовестном исполнении условий Контракта со стороны Подрядчика, в адрес Комиссии Заказчиком также не представлено.
Комиссия также отмечает, что Подрядчик неоднократно обращался к Заказчику с письмами, с целью урегулировать спор с целью исполнения обязательств по Контракту, что свидетельствует о желании добросовестно выполнить условия Контракта.
Также Комиссия отмечает, что согласно информации, размещенной в ЕИС, ООО "РОСМАШ" с 2014 г. исполнило 119 Контрактов. Следовательно, ООО "РОСМАШ" добросовестно исполняет взятые на себя обязательства и имеет положительную репутацию.
Антимонопольный орган отмечает, что из материалов обращения следует факт наличия между сторонами спора относительно причин, послуживших основанием для принятия Подрядчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Указанный спор носит гражданско-правовой характер и решается арбитражными судами в установленном законодательстве порядке.
С учетом вышеизложенного, необходимо отметить следующее.
Комиссией проанализированы условия контракта, обстоятельства дела, переписка, которая велась между сторонами, поскольку при принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков, по сути, является санкцией за недобросовестное поведение Поставщика, выразившееся, например, в намеренном неисполнении условий контракта. Вместе с тем, достоверные и неоспоримые доказательства ненадлежащего исполнения обязательств Контракта в материалах дела отсутствуют.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Поставщика, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом обстоятельств данного конкретного дела, пришла к выводу о том, что Поставщиком не были совершены действия, которые могли бы достоверно и неоспоримо свидетельствовать о его недобросовестности.
Согласно подп. б п. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил: заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного ненадлежащего исполнения Подрядчиком взятых на себя обязательств, сведения об ООО "РОСМАШ" не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Не включать сведения об ООО "РОСМАШ" в реестр недобросовестных поставщиков.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 22.2 ст. 95 Закона о закупках, выявленное в ходе проведения внеплановой проверки.
3. Предписание не выдавать.
4. Материалы обращения передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика за допущенные нарушения требований Закона о закупках к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 13 декабря 2022 г. N РНП-59-532
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.12.2022