Комиссия Забайкальского УФАС России по рассмотрению жалоб в сфере закупок в составе: председателя комиссии - Гойгова М.Б. руководителя управления; членов комиссии: Осиповой А.О. главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Забайкальского УФАС России, Китаевой И.С. главного специалиста-эксперта этого же отдела,
рассмотрев поступившую 30.11.2022 жалобу ООО "РЕНЕССАНС-МЕД" на нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" далее - Закон о контрактной системе) государственным заказчиком- МИНИСТЕРСТВОМ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ, уполномоченным учреждением - ГКУ "Забайкальский центр государственных закупок" при проведении аукциона в электронной форме на поставку тест-полосок (трансферты) 2023 г. (00010329-ЭА)" (реестровый N 0891200000622009837),
при участии по видеоконференцсвязи представителей:
заявителя Леоновой М.М. (доверенность от 15.03.2022 б/н),
представителей заказчика Панковой М.А. (доверенность от 05.04.2022) ,Скрипниченко Т.Ю. (доверенность от 30.12.2021),
представителя уполномоченного учреждения Харасовой Е.С. (доверенность от 27.04.2022 N8),
УСТАНОВИЛА:
30.11.2022 в Забайкальское УФАС России поступила жалоба РЕНЕССАНС-МЕД" на нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при утверждении документации о закупке N0891200000622009837 .
По мнению заявителя закупка размещена в нарушением требований статьи 33 Закона о контрактной системе.
Заявитель просит: признать жалобу обоснованной, провести внеплановую проверку, приостановить проведение аукциона, выдать предписание о внесении изменений в документацию о закупке
Представители заказчика, уполномоченного учреждения с доводами жалобы не согласились. Считают жалобу необоснованной и указали следующее.
Обеспечение пациентов, страдающих сахарным диабетом, расходными материалами (тест-полосками) осуществляется в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 года N3053-р.
Закупка тест-полосок осуществляется в рамках Закона о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а так же с учетом имеющихся на руках у пациентов, страдающих сахарным диабетом, глюкометров, определенных марок.
В Забайкальском крае пациенты, страдающие сахарным диабетом, обеспечены глюкометрами различных марок: Ай-Чек, Акку-Чек, Он-Тайч-Селект. Все пациенты обеспечены приборами в полном объеме и дополнительного приобретения приборов не требуется, данные приборы были приобретены ранее пациентами или получены в медицинских организациях.
Учет имеющихся на руках у пациентов глюкометров осуществляет медицинская организация, подающая заявки на приобретение медицинских изделий в Министерство. К качеству имеющихся у пациентов глюкометров обращений и/или нареканий от них не поступало.
При описании объекта закупки заказчик руководствовался исключительно потребностью представленной главным внештатным диабетологом Забайкальского края и наличием на руках у пациентов глюкометров Ай-Чек (перечень прилагается).
Требованиями, предусмотренными аукционной документации указаны значимые для заказчика характеристики товара и указание необходимость совместимости поставляемого товара (тест - полосок), с имеющимся у заказчика оборудованием (глюкометрами Ай-Чек), что не противоречит требования статьи 33 Закона о контрактной системе.
Таким образом, закупка размещена и товар описан в соответствии с потребностями заказчика, а прежде всего пациентов.
В ходе рассмотрения жалобы, комиссией на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе проведена внеплановая проверка осуществления закупки. В ходе проверки установлено следующее.
24.11.2022 уполномоченным учреждением в ЕИС размещены извещение и документация электронного аукциона на тест-полосок (трансферты) 2023 г. (00010329-ЭА)" (реестровый N 0891200000622009837) .
Начальная (максимальная) цена контракта 7920000,00 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов от 07.12.2022 NИЭА1 подана 1 заявка, которая признана соответствующей требованиям аукционной документации.
Рассмотрев представленные документы, заслушав объяснения, Комиссия приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Обеспечение пациентов, страдающих сахарным диабетом, расходными материалами (тест-полосками) осуществляется в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 года N3053-р.
Заказчиком в техническом задании документации об аукционе установлены требования к товару, в том числе:
Наименование лекарственного препарата |
Описание лекарственного препарата |
Описание расчета за ед. измерения |
Количество |
Глюкоза ИВД, реагент
|
Исполнение: тест-полоска Исследуемый материал: цельная кровь Назначение: для анализаторов (глюкометров) АйЧек* Количество штук в упаковке: 25 штук** |
Шт. |
500 000 |
*совместимые с глюкометром iCheck (АйЧек) для определения концентрации глюкозы в крови совместимые с глюкометром iCheck (АйЧек), в связи с наличием данного глюкометра у пациентов
**поставщик может предложить тест-полоски в упаковке N 50
В соответствии со статьёй 33 Законом о контрактной системе допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент", либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и
В соответствии с подпунктом 4 статьи 3 Закона о контрактной системе участником аукциона может стать любое лицо, предлагающее к поставке товар, соответствующий требованиям аукционной документации, установленным исходя из потребностей заказчиков. Количество таких участников не ограничено.
Заказчику предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, удовлетворяющих его потребностям, которые отражают специфику его деятельности и обеспечивают эффективное расходование бюджетных средств (Определение Верховного суда Российской Федерации от 21.06.2017 года N310-КГ-1939).
Как указано в пункте 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28 июня 2017 года, из буквального толкования названных положений следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
По общему правилу, указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки (пункт 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28 июня 2017 года, постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 декабря 2010 года N 11017/10).
Заказчик при осуществлении закупки не имеет возможности установить требования к характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупок для государственных нужд. Закон о контрактной системе не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого для государственных нужд товара в документации об электронном аукционе устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.
Отсутствие у участника закупки товаров с необходимыми Заказчику характеристиками не говорит о том, что заказчик ограничивает конкуренцию в сфере закупок и нарушает требования Закона о контрактной системе.
Исходя из вышеизложенного, учитывая, что в документации о закупке и представленных пояснениях приведено обоснование потребности именно в закупаемом товаре, заказчиком соблюдены установленные статьей 33 Закона правила описания объекта закупки.
Таким образом, участником закупки на поставку тест полосок может выступить любое лицо, в том числе и не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям документации об аукционе и удовлетворяющий потребностям заказчика.
Довод заявителя о необходимости поверки средств измерений является необоснованным ввиду следующего.
Постановлением Правительства РФ от 16.11.2020 N 1847 "Об утверждении перечня измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений" утвержден перечень измерений относящийся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений. В данном Постановлении не указаны приборы для определения уровня сахара в крови.
Статьёй 12 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (далее- Закон от 26.06.2008 N 102-ФЗ) , утверждены типы стандартных образцов или типы средств измерений. В п.1 ст. 12 Закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ указано, что тип стандартных образцов или тип средств измерений, применяемых в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, подлежит обязательному утверждению. При утверждении типа средств измерений устанавливаются показатели точности, интервал между поверками средств измерений, а также методика поверки данного типа средств измерений.
В соответствии с п.7 ст. 13 "Поверка средств измерений" Закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ установлено, что средства измерений, не предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, могут подвергаться поверке в добровольном порядке.
Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода заявителя об ограничении его прав установленными в документации требованиями.
Исходя из изложенного, руководствуясь Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 года N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", Законом о контрактной системе, административным регламентом (утв. приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14) комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "РЕНЕССАНС-МЕД" признать необоснованной.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Забайкальского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии: М.Б. Гойгов
Члены комиссии И.С. Китаева
А.О. Осипова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю от 7 декабря 2022 г. N 04-03-7206
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.12.2022