Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председатель Комиссии - М.А. Дударева, заместитель руководителя - начальник аналитического отдела, члены Комиссии - А.А. Кириллова, начальник отдела, О.В. Рогова, старший государственный инспектор (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО ЧОО "Илир" (далее - податель жалобы) на действия уполномоченного органа - МКУ "Служба заказчика" Минусинского района (далее- уполномоченный орган), заказчика-Отдела имущественных и земельных отношении администрации Минусинскогорайона (далее- заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме "Услуги по охране объектов недвижимости и имущества, находящихся в собственности муниципального образования Минусинского района Красноярского края (далее -электронный аукцион), размещенного на электронной площадке АО "Сбербанк-АСТ" (далее - оператор электронной площадки), номер извещения 0319300229222000154, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО ЧОО "Илир" (далее - податель жалобы) на действия заказчика при проведении открытого конкурса.
Существо жалобы: несоответствие извещения о проведении закупки требованиям, установленным Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 2 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованию части 4 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, заказчика и оператора электронной площадки были направлены уведомления о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику, оператору электронной площадки было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу.
Рассмотрение жалобы было назначено на 09.12.2022 года в 12 часов 30 минут (по местному времени) по адресу: г. Красноярск, пр. Мира, 81 "Д", каб. 20. Заказчик, уполномоченный орган, податель жалобы участие своих представителей не обеспечили. Заказчиком направлено ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителей заказчика.
Из доводов подателя жалобы следует, что заказчиком неправомерно установлено требование о наличии у участника закупки вооруженной мобильной группы.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части планирования закупок товаров, работ, услуг, а также определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются предметом правового регулирования Закона о контрактной системе (пункты 1, 2 части 1 статьи 1).
Согласно части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать, в том числе следующий электронный документ: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Требования к описанию объекта закупки установлены в статье 33 Закона о контрактной системе, иных требований (в том числе правил и ограничений) законодательством о контрактной системе не предусмотрено. При этом указанная статья Закона о контрактной системе не ограничивает право заказчика приобретать товары, работы и услуги в соответствии со своими нуждами и спецификой деятельности. Заказчик вправе самостоятельно формулировать объект закупки, исходя из своих потребностей. При описании требующейся услуги заказчик вправе указывать технические, функциональные, эксплуатационные, качественные параметры объекта закупки, которые являются определяющими для него.
По смыслу статьи 33 Закона о контрактной системе, характеристики объекта закупки устанавливаются заказчиком исходя из цели заключения государственного или муниципального контракта и исходя из соответствующих, определенных с учетом данных целей, потребностей заказчика.
Правовую основу частной охранной деятельности составляет, в том числе Закон РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (статья 2 указанного закона) (далее - Закон об Охране).
Согласно статье 15.1 указанного закона частная охранная организация не может осуществлять иную деятельность, кроме охранной, при этом, виды охранных услуг, установлены его статьей 3, из которой следует, что в целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг:
1) защита жизни и здоровья граждан;
2) охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7;
3) охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;
4) консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;
5) обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий;
6) обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7;
7) охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 настоящего Закона.
Комиссия установила, что в Извещении электронного аукциона, а именно Техническом задании, указано: "Исполнитель должен иметь лицензию на частную охранную деятельность по видам охранных услуг:
-охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 11.03.1992 N2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации". (2 вид охранных услуг).
При этом в пункте 4 Извещения аукциона в требованиях к участникам закупок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ указана другая информация, а именно: "наличие действующей лицензии на осуществление охранной деятельности, дающей право оказывать следующие виды охранных услуг:
- охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью 3 статьи 11 Закона об Охране". При этом данный вид охраны в Законе об Охране указан как 7 вид охранных услуг).
Согласно требованиям раздела 6 Технического задания исполнителю необходимо:
6.1. Осуществлять физическую охрану Объекта Заказчика ежедневно, круглосуточно, в выходные и праздничные дни. Осуществлять обход и наружный, при необходимости внутренний, осмотр Объекта охраны, а также прилегающей территории, согласно прилагаемой схемы, не менее 12 раз в сутки с занесением сведений в журнал обхода Объекта охраны. Выкопировка из журнала обхода объекта охраны является обязательным приложением к акту выполненных работ/оказанных услуг.
6.2. Осуществлять пропускной и внутриобъектовый режимы, вести журнал обхода Объекта охраны (Приложение N1), журнал пропускного режима (Приложение N2).
6.3. Осуществлять защиту охраняемых объектов от противоправных посягательств, в том числе террористического характера.
6.4. Принять мер к устранению внештатных ситуаций и их последствий.
6.5. Содержать в исправном состоянии имущество и помещения, предоставленные Заказчиком для исполнения договорных обязательств, обеспечение соблюдения установленных противопожарного режима и санитарно-гигиенических требований.
6.6. В максимально короткое время (но не более 2 часов с момента получения информации) осуществить замену охранника на посту (внезапная болезнь, травма и по другим иным причинам) либо охранника, которым при выполнении задач по охране объекта допущены грубые нарушения установленных правил.
6.7. Проводить своими силами и средствами проверки выполнения задач по охране объектов (не менее 1 (одного) раза в неделю в ночное время).
6.8. Осуществлять дистанционный контроль (с использованием средств связи) выполнения задач охранниками на посту с периодичностью не реже 2 (двух) часов.
6.9. Обеспечить наличие:
- у сотрудников охраны, обеспечивающих охрану объектов Заказчика, средств связи, для связи с дежурными ЧОО, филиала и территориального органа МВД России;
- контроля несения службы сотрудниками охраны со стороны руководства охранной организации или уполномоченного им на то должностного лица (представителя) не реже двух раз в месяц;
- инструкторско-методических занятий перед выставлением на посты охраны каждой смены;
- условий несения службы сотрудниками охранной организации на территории охраняемого объекта в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3.2 раздела 3 ГОСТ Р 59044-2020 под мобильной группой охраны (группой быстрого реагирования) понимается группа работников частной охранной организации в составе не менее двух охранников, выполняющая функции по охране имущества и объектов путем реагирования на сигнальную информацию технических средств охраны на охраняемых объектах.
При этом согласно пояснению заказчика, вышеуказанные требования не являются требованиями о принятии мер реагирования на сигнальную информацию с технических средств охраны группой быстрого реагирования.
Комиссия установила, что согласно Технического задания характеристики услуг должны соответствовать КТРУ 80.10.12.000, а именно:
"1.Охрана объектов, имущества, а также обеспечение внутриобъектового режима на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности.
3.Охрана объектов, имущества, а также обеспечение пропускного режима на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности.
4.Охрана объектов, имущества, а также обеспечение внутриобъектового режима на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности.
5.Охрана объектов, имущества, а также обеспечение пропускного режима на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищености.
6. Использование мобильной группы: Да.
7. Использование специальных средств: Да.
8. Наличие оружия у сотрудников мобильной группы: Да.
9. Наличие оружия у сотрудников охраны: Нет".
При этом Комиссия установила, что характеристика "Использование мобильной группы" в КТРУ 80.10.12.000 указана в действительности - "Нет".
Таким образом, Извещение электронного аукциона и прилагаемые к нему документы содержат противоречивые требования не отражающие реальные потребности заказчика, что вводит потенциальных участников закупки в заблуждение (указанное следует из того, что заказчиком указаны в Извещении и приложениях к Извещению разные виды охранных услуг, при этом ошибочно установлена характеристика услуг как наличие мобильной группы), что нарушает требования статьи 42 Закона о контрактной системе и приводит к несоблюдению принципа контрактной системы, предусмотренного статьей 8 Закона о контрактной системе.
Указанное нарушение содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО ЧОО Илир обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки путем внесения изменений в извещение электронного аукциона.
4. Передать материалы жалобы должностному лицу Красноярского УФАС России для рассмотрения вопроса о необходимости применения мер административного реагирования в отношении должностного лица заказчика.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
М.А. Дударева |
|
|
Члены Комиссии |
А.А. Кириллова |
|
О.В. Рогова |
Исп. Рогова О.В. т.(391)211-01-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 9 декабря 2022 г. N 024/06/106-3406/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.12.2022