Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председатель Комиссии - Заместитель руководителя управления - начальник аналитического отдела М.А. Дударева, члены Комиссии по рассмотрению жалобы - начальник отдела А.А. Кириллова, старший государственный инспектор О.В. Рогова (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО ЧОО "Илир" (далее - податель жалобы) на действия заказчика - КГБОУ "Красноярская школа N8", (далее - заказчик), уполномоченного органа - Агентства государственного заказа Красноярского края при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона ЭА-N-20641/22 "Оказание охранных услуг на 2023 год", размещенного на электронной площадке ЭТП ТЭК-Торг (далее - оператор электронной площадки), номер извещения 0119200000122019053, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО ЧОО "Илир" (далее - податель жалобы) на действия заказчика, уполномоченного органа при проведении электронного аукциона.
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 2 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованию части 4 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, заказчика, уполномоченного органа и оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику, уполномоченному органу, оператору электронной площадки было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу.
Рассмотрение жалобы состоялось 13.12.2022 в 16 часов 30 минут (по местному времени) по адресу: г. Красноярск, пр. Мира, 81 Д, каб. 20 при участии представителя уполномоченного органа, подтвердившего надлежащим образом свои полномочия и личность. Общество и заказчик участие своих представителей не обеспечили.
Из доводов жалобы следует, что заказчиком были допущены нарушения положений Закона о контрактной системе, а именно: заказчик установлено излишнее требование о наличии медицинской книжки у сотрудников охранной организации. По мнению подателя жалобы достаточным является тот факт, что для получения соответствующего удостоверения частные охранники итак получают медицинское заключение.
Субъекты контроля в представленных возражениях не согласились с доводами жалобы, указывая, что установленное требование является потребностью заказчика.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей у заказчика потребностью уполномоченным органом были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Оказание охранных услуг на 2023 год".
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части планирования закупок товаров, работ, услуг, а также определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются предметом правового регулирования Закона о контрактной системе (пункты 1, 2 части 1 статьи 1).
Согласно части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать, в том числе следующий электронный документ: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Требования к описанию объекта закупки установлены в статье 33 Закона о контрактной системе, иных требований (в том числе правил и ограничений) законодательством о контрактной системе не предусмотрено. При этом указанная статья Закона о контрактной системе не ограничивает право заказчика приобретать товары, работы и услуги в соответствии со своими нуждами и спецификой деятельности. Заказчик вправе самостоятельно формулировать объект закупки, исходя из своих потребностей. При описании требующейся услуги заказчик вправе указывать технические, функциональные, эксплуатационные, качественные параметры объекта закупки, которые являются определяющими для него.
По смыслу статьи 33 Закона о контрактной системе, характеристики объекта закупки устанавливаются заказчиком исходя из цели заключения государственного или муниципального контракта и исходя из соответствующих, определенных с учетом данных целей, потребностей заказчика.
При этом Закон о контрактной системе прямо устанавливает принципы регулируемого законодательства, которые являются его основой, и каждая из его норм, фактически, корреспондирует к какому-либо из принципов, позволяя обеспечить возможность их соблюдения. Согласно статьям 6,8,12 Закона о контрактной системе заказчику, в том числе при описании объекта закупки надлежит руководствоваться принципами обеспечения конкуренции и эффективности осуществления закупок. Вместе с тем заказчику надлежит соблюсти баланс: с одной стороны - не допускать факты необоснованного ограничения конкуренции, с другой - исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Действующее законодательство о контрактной системе не ограничивает право заказчика приобретать товары, работы и услуги в соответствии со своими нуждами, спецификой деятельности и обеспечивающие эффективное использование бюджетных средств.
Анализ извещения позволил установить, что объектом закупки являются услуги по охране образовательного учреждения, подразумевающие физическое нахождение сотрудника охраны на территории образовательного учреждения, а также его передвижение по охраняемому объекту, в том числе в целях осуществления обходов.
Кроме того, по результатам проведенного Комиссией анализа извещения, Комиссия установила, что в описании объекта закупки установлены, в том числе следующие требования к оказываемой услуге:
"Охранные услуги включают в себя:
1. Оказание услуг обеспечивается сотрудниками (частными охранниками):
- имеющими удостоверение частного охранника и работающими по трудовому договору с охранной организацией, имеющими единую форму и специальные средства (наручники, палка резиновая), а также медицинские книжки".
Деятельность частных охранных организаций на территории Российской Федерации регулируется Законом РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации".
Правовую основу частной охранной деятельности составляет, в том числе Закон РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (статья 2 указанного закона).
Согласно пункту 4 статьи 11.1 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 лица, не представившие медицинского заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника, не вправе претендовать на приобретение правового статуса частного охранника.
Из последнего абзаца статьи 11.1 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 следует, что перечень заболеваний, препятствующих исполнению обязанностей частного охранника, определяется Правительством Российской Федерации. Порядок проведения медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника, включающего в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, и форма медицинского заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 мая 2007 г. N 300 утвержден перечень заболеваний, препятствующих исполнению обязанностей частного охранника, в который включены следующие заболевания: Хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями, психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ, острота зрения с коррекцией ниже 0,5 на одном глазу и 0,2 на другом глазу или 0,7 на одном глазу при отсутствии зрения на другом.
Приказом Минздрава России от 26.11.2020 N 1252н утвержден порядок проведения медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника, включающего в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, формы медицинского заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника, формы журнала регистрации выданных медицинских заключений об отсутствии медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника.
Из указанного порядка следует, что медицинское освидетельствование включает в себя осмотры врачами-специалистами и лабораторные исследования в следующем объеме:
осмотр врачом-офтальмологом;
осмотр врачом-психиатром;
осмотр врачом-психиатром-наркологом;
химико-токсикологические исследования;
лабораторные исследования крови и (или) мочи в целях диагностики употребления алкоголя (при выявлении врачом-психиатром-наркологом симптомов и синдромов заболевания, препятствующего исполнению обязанностей частного охранника).
На обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду в Российской Федерации направлен Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
С целью реализации норм, установленных указанным Федеральным законом, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека был издан приказ от 20.05.2005 N 402 "О личной медицинской книжке и санитарном паспорте" (далее - Приказ N 402).
Из системного толкования положений статьи 34 Федерального закона от 30.03.1999 N52-ФЗ и положений приказа N 402 следует, что работникам отдельных профессий, производств и организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения, надлежит иметь медицинские книжки, выданные по форме, установленной указанным приказом центрами гигиены и эпидемиологии, в которых отражаются сведения о результатах медицинских обследований.
Проанализировав форму медицинской книжки, утвержденную приказом N 402, Комиссия установила, что в нее подлежат включению, в том числе отметки о профилактических прививках, результаты обследования на туберкулез, исследований на носительство возбудителей кишечных инфекционных на гельминтозы, исследований на носительство возбудителей дифтерии и патогенного стафилококка.
Таким образом, Комиссия установила, что для выполнения работы в организациях, в которых осуществляется, в том числе деятельность, связанная с воспитанием и обучением детей, необходимо пройти существенно отличающееся медицинское обследование, чем то медицинское обследование, которое подлежит прохождению с целью реализации требований, установленных Законом РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации". Иными словами данные виды медицинских обследований направлены на установление фактов отсутствия различных заболеваний, что в рассматриваемом случае имеет принципиальное значение.
Кроме того, приказом Минтруда России от 11.12.2015 N 1010н "Об утверждении профессионального стандарта "Работник по обеспечению охраны образовательных организаций" утвержден профессиональный стандарт работника по обеспечению охраны образовательных организаций (далее - Стандарт).
Из системного анализа положений Стандарта Комиссия установила, что такой стандарт подлежит применению в деятельности частных охранных служб при оказании услуг охраны образовательных организаций. Условием допуска сотрудника охраны к работе является наличие у него личной медицинской книжки.
Ввиду изложенного выше, Комиссия приходит к выводу, что учитывая назначение объекта, подлежащего охране в рамках контракта, заключаемого по результатам рассматриваемой закупки, сотруднику охранной организации надлежит пройти медицинское обследование не только обязательное в соответствии с Законом РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", но и обязательное для работы на объектах, где осуществляется деятельность, связанная с воспитанием и обучением детей.
Комиссия отмечает, что требование о наличии медицинской книжки являются условием исполнения контракта и не относится к требованиям к участнику закупки на момент проведения аукциона. При этом изложенное выше обосновывает потребность заказчика в закупке услуги, имеющей характеристики, установленные в извещении в части необходимости, чтобы услугу оказывали охранники, имеющие медицинскую книжку. Ввиду чего включение указанного условия в описание объекта закупки не нарушает положения Закона о контрактной системе, а позволяет удовлетворить потребности заказчика в услугах с необходимыми заказчику характеристиками, что в конечном итоге приводит к обеспечению реализации принципа об эффективности закупки (статья 12 Закона о контрактной системе).
Также Комиссия отмечает, что указанное требование не является неисполнимым и должно и может быть исполнено любым участником закупки, который будет определен, как победитель закупки (лицо, с которым заключается контракт), что исключает признаки нарушения требований статьи 8 Закона о контрактной системе.
Кроме того, Комиссия отмечает, что все акты, из анализа которых Комиссия пришла к вышеуказанному выводу, являются действующими. При этом тот факт, что при издании Стандарта издающим органом была представлена ссылка на приказ, который в настоящее время утратил силу, не имеет принципиального значения, поскольку указанный приказ утратил силу вследствие издания нового приказа, направленного на регулирование тех же вопросов, что и в приказе, утратившем силу.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода жалобы в части заявления о том, что требование о наличии у охранника книжки, выданной в соответствии с приказом N 402, не основано на законе.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Красноярского УФАС России решила признать жалобу ООО ЧОО "Илир" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии М.А. Дударева
Члены Комиссии А.А. Кириллова
О.В. Рогова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 13 декабря 2022 г. N 024/06/106-3437/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.12.2022