Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: Солонин К.В. - заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Членов Комиссии: Ким Н. - главного специалиста-эксперта отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Рашидханова К.Л. - старшего государственного инспектора отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сибирский Тендер" (ИНН 2204080657) на действия заказчика - Муниципального казенного учреждения "Управление Капитального строительства" Муниципального образования "Макаровский городской округ" Сахалинской области (ИНН 6512004707) при проведении электронного аукциона по объекту: "Выполнение работ по строительству объекта: "Универсальный тренировочный спортивный комплекс с ледовой ареной в г. Макарове"" (извещение N 0861300007022000247) (далее - аукцион),
УСТАНОВИЛА:
04.12.2022 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба Заявителя на положения извещения, в которых допущены нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) а именно, по мнению Заявителя, Заказчиком установлены виды работ, в противоречие Постановлению Правительства РФ от 15.05.2017 N 570, установлен запрет в соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ N 1236, но не указано на какое конкретно программное обеспечение, так же указано на нарушение ч. 1 ст. 37 Закона о контрактной системе.
Уведомлением - требованием N 05-1822эл от 06.12.2022 рассмотрение вышеуказанной жалобы назначено на 08.12.2022 в 12 часов 00 минут.
Комиссия Сахалинского УФАС России, заслушав представителей сторон, проанализировав имеющиеся в деле документы, а также информацию, размещенную на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС), руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, установила следующее.
25.11.2022 на сайте Единой информационной системе в сфере закупок и сайте Единой электронной торговой площадки (АО "Сбербанк-АСТ") по адресу в сети "Интернет": http://roseltorg.ru Уполномоченным учреждением размещено извещение о проведении электронного аукциона по объекту: "Выполнение работ по строительству объекта: "Универсальный тренировочный спортивный комплекс с ледовой ареной в г. Макарове"" (извещение N 0861300007022000247).
Начальная максимальная цена контракта: 303 180 849,00 рублей.
Дата окончания подачи заявок: 05.12.2022 10:00.
На момент окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе, не подано ни одной заявки на участие в электронном аукционе. В связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в закупке не подано ни одной заявки на участие в закупке, на основании п. 3 ч. 1 ст. 52 Закона о контрактной системе, признать электронный аукцион N0861300007022000247 несостоявшимся.
1. В соответствии ч. 2 ст. 110.2 Закона о контрактной системе, Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц, за исключением дочерних обществ такого подрядчика, к исполнению своих обязательств по контракту.
Заказчиком в извещении установлены виды работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению других лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту, в противоречие Постановлению Правительства РФ от 15.05.2017 N 570 (ред. от 01.12.2021) "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории Российской Федерации, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление N 570).
Постановлением N 570 утверждены виды работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории РФ, которые подрядчик долей выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам.
Каждый из видов работ, в свою очередь, является комплексом.
Указанные при размещении закупки виды работ в соответствии с вышеуказанным ПП N 570 соотносятся следующим образом:
N |
Вид работ в закупке |
Вид работ в ПП РФ |
1 |
Земляные работы |
Земляные работы |
2 |
Блок N1. Конструкции железобетонные |
Устройство фундаментов и оснований |
3 |
Блок N2. Конструкции железобетонные |
Устройство фундаментов и оснований |
4 |
Блок N1. Конструкции металлические |
Возведение наружных ограждающих конструкций |
5 |
Блок N2. Конструкции металлические |
Возведение наружных ограждающих конструкций |
6 |
Архитектурные решения |
Внутренние отделочные работы, фасадные работы |
7 |
Отопление |
Устройство внутренних трубопроводных систем |
8 |
Вентиляция 2-хэтажного блока технических помещений |
Устройство внутренних электротехнических систем, устройство внутренних трубопроводных систем, монтаж технологического оборудования |
9 |
Внутренние сети холодного и горячего водоснабжения |
Устройство внутренних трубопроводных систем |
10 |
Канализация |
Устройство внутренних санитарно-технических систем |
11 |
Индивидуальный тепловой пункт |
Устройство внутренних трубопроводных систем |
12 |
Внутреннее электрооборудование, электроосвещение |
Устройство внутренних электротехнических систем |
13 |
Сети 0,4кВ |
Устройство наружных электрических сетей и линий связи |
14 |
Наружное освещение |
Устройство наружных электрических сетей и линий связи |
15 |
Сети 0,4кВ |
Устройство наружных электрических сетей и линий связи |
16 |
Наружное освещение |
Устройство наружных электрических сетей и линий связи |
17 |
Наружные сети водоснабжения |
Устройство наружных сетей водоснабжения) |
18 |
Наружные сети хозяйственно-бытовой канализации К1 |
Устройство наружных сетей канализации |
19 |
Тепловые сети |
Устройство наружных сетей теплоснабжения |
Каждый из видов работ, которые подрядчик должен выполнить самостоятельно, перечисленных в закупке, являются, входят в комплекс работ по ПП N 570, их виды перечислены в соответствии с проектной документацией.
Таким образом, Комиссия не находит нарушений ч. 2 ст. 110.2 Закона о контрактной системе и Постановления N570.
2. Заказчик в извещении не устанавливает, на какое именно ПО установлен запрет в соответствии с ПП РФ N 1236 от 16.11.2015 г., что не позволяет проверить поставляемое ПО на наличие в едином реестре программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением РФ (далее реестр евразийского программного обеспечения). Наличие данного факта может служить отказом в допуске участнику закупки за предоставление иностранного программного обеспечения.
В соответствии ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе, в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В закупке установлен запрет на допуск в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 г. N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд", т.к. в сметной документации (смета 2022-11 ЛА02-01-14 Пожарная сигнализация (позиция 8,9)) указание на необходимое ПО:
Сервер "Орион ПРО", модуль системы "Орион ПРО" с ключом защиты;
Администратор базы данных "Орион ПРО", Заполнение информацией базы данных системы "Орион Про".
Вышеуказанное ПО состоит в перечне Единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных: https://reestr.digital.gov.ru/reestr/302477/7sphrase id=2390483 https://reestr.digital.gov.ru/reestr/302476/7sphrase id=2390483
В ПП 1236 не упоминается перечень документов, которыми поставщик обязан подтвердить, что предлагаемое им ПО разработано в России или странах ЕЭС на этапе подачи заявки. Также не установлено в постановлении обязательство заказчика в извещении о закупке устанавливать какой-либо перечень документов или действий, необходимых к выполнению со стороны участника закупки при подаче им заявки на участие.
В соответствии с требованиями закупки (п. 18 дополнительной информации к извещению), заявка на участие в закупке должна содержать:
1) информацию и документы об участнике закупки:
а) решение о согласии на совершение или о последующем одобрении крупной сделки, если требование о наличии такого решения установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и для участника закупки заключение контракта на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги, являющихся объектом закупки, либо внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой;
б) декларация о соответствии участника закупки требованиям, установленным пунктами 3 - 5, 7 - 11 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ;
в) реквизиты счета участника закупки, на который в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется перечисление денежных средств в качестве оплаты поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта, за исключением случаев, если в соответствии с законодательством Российской Федерации такой счет открывается после заключения контракта.
На основании вышеизложенного, Комиссия установила, что иные сведения и документы участникам предоставлять не требуется, в связи с чем, утверждение заявителя о том, что при подведении итогов возможен отказ в допуске участнику закупки не нашел своего подтверждения.
3. Заявитель полагает, что в случае, если Победитель будет руководствоваться п. 7.1. Контракта на "Выполнение работ по строительству объекта: "Универсальный тренировочный спортивный комплекс с ледовой ареной в г. Макарове"" (далее - Контракт) и предоставит обеспечение исполнения контракта информацию, подтверждающую добросовестность такого участника в соответствии с частью 3 статьи 37 Закона о контрактной системе, с одновременным предоставлением таким участником обеспечения исполнения Контракта в размере обеспечения исполнения Контракта, указанном в аукционной документации, будет признан уклонившимся от заключения контракта и внесен в реестр недобросовестных поставщиков.
В соответствии ч. 1 ст. 37 Закона о контрактной системе, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), но не менее чем десять процентов от начальной (максимальной) цены контракта или от цены заключаемого контракта (если контракт заключается по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона) и не менее размера аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
В соответствии с п. 7.1 Контракта, обеспечение исполнения Контракта предоставляется до подписания Контракта со стороны Заказчика и должно покрывать весь период его действия до полного исполнения Подрядчиком основных обязательств, принятых по настоящему контракту. В случае, если Подрядчиком, с которым заключается контракт, предложена цена Контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены Контракта, Контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения Контракта, указанный в документации о проведении аукциона, но не менее чем в размере аванса, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника в соответствии с частью 3 статьи 37 Федерального закона N 44-ФЗ, с одновременным предоставлением таким участником обеспечения исполнения Контракта в размере обеспечения исполнения Контракта, указанном в аукционной документации.
Изучив представленную информацию, а так же сведения размещенные в ЕИС, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком неверно применены положения ст. 37 Закона о контрактной системе, тем самым довод Заявителя признается обоснованным.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что Заказчиком нарушена ч. 1 ст. 37 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Комиссией принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений не выдавать, в связи с тем, что допущенное нарушение не повлияло на результаты закупки, при этом не нарушает права и законные интересы Заявителя, так как последний не обладает правоспособностью заниматься отдельными видами деятельности на основании членства в саморегулируемой организации.
На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сибирский Тендер" (ИНН 2204080657) на действия заказчика - Муниципального казенного учреждения "Управление Капитального строительства" Муниципального образования "Макаровский городской округ" Сахалинской области (ИНН 6512004707) при проведении электронного аукциона по объекту: "Выполнение работ по строительству объекта: "Универсальный тренировочный спортивный комплекс с ледовой ареной в г. Макарове"" (извещение N 0861300007022000247) - частично обоснованной.
2. Признать Заказчика - Муниципальное казенное учреждение "Управление Капитального строительства" Муниципального образования "Макаровский городской округ" Сахалинской области нарушившим ч. 1 ст. 37 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание - не выдавать;
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: К.В. Солонин
Члены Комиссии: К.Л. Рашидханов
Н. Ким
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 8 декабря 2022 г. N 065/06/106-736/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.12.2022