Резолютивная часть объявлена 06.12.2022 г.
Решение изготовлено в полном объеме 09.12.2022 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Михин С.В. - председатель Комиссии, заместитель руководителя управления;
Сисева Н.И. - член Комиссии, заместитель начальника отдела контроля закупок;
Сороколетов М. С. - член Комиссии, специалист-эксперт отдела контроля закупок;
в присутствии представителя муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N7" комбинированного вида (МКДОУ "Детский сад N7"):
- Пустоваловой Натальи Михайловны (на основании доверенности от 01.09.2022 года),
в присутствии представителей Исполнителя - общества с ограниченной ответственностью "Частная охранная организация "Витязь-Регион" (ООО "ЧОО "Витязь-Регион"):
- Куликова Александра Михайловича (на основании доверенности от 16.05.2022 г.)
- Кузнецова Михаила Ивановича (на основании доверенности от 16.05.2022 г.)
рассмотрев обращение МКДОУ "Детский сад N7" о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "ЧОО "Витязь-Регион" в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения совместного открытого конкурса, на оказание охранных услуг (извещение N0131600000522000009) (ИКЗ: 223365200491036520100100240018010244),
У С Т А Н О В И Л А:
Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 г N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) приняло к рассмотрению обращение МКДОУ "Детский сад N7" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "ЧОО "Витязь-Регион" (далее - Исполнитель) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса, на оказание охранных услуг (извещение N0131600000522000009), (ИКЗ: 223365200491036520100100240018010244) (далее - Конкурс).
При изучении материалов дела, Комиссией Воронежского УФАС России было установлено следующее.
08.09.2022 года в единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС) отделом образования администрации Лискинского муниципального района Воронежской области размещено извещение о проведении конкурса.
Начальная (максимальная) цена контракта - 4 144 140 руб. 00 коп.
Заказчики - детские образовательные учреждения Лискинского муниципального района Воронежской области.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 14.10.2022 NИЭОК1 победителем конкурса признано ООО "ЧОО "Витязь-Регион" (идентификационный номер заявки - 5) с ценовым предложением 292 215 руб.
26.10.2022 года заключен контракт N0131600000522000009_283299 (далее - Контракт) на оказание охранных услуг.
Сроки оказания услуг: ежедневно (кроме выходных дней: суббота, воскресенье) с 01.11.2022 г. по 30.06.2023 г. включительно.
В соответствии с п. 1 Контракта Исполнитель обязуется оказывать охранные услуги: охрана объектов и имущества, обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, (далее - услуги) в срок, предусмотренный настоящим контрактом, согласно Спецификации (приложение N1 к Контракту) и Техническому заданию (приложение N2 к Контракту), а Заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги на условиях, предусмотренных настоящим контрактом.
Техническим заданием установлены характеристики оказываемых услуг:
физическая охрана объекта, обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов,
защита жизни и здоровья сотрудников и посетителей, находящихся на охраняемом объекте,
охрана имущества заказчика, общественного порядка,
обеспечение пожарной безопасности, антитеррористической защищенности охраняемого объекта, принятие сотрудниками исполнителя мер реагирования на сигнальную информацию технических средств охраны, расположенных в помещениях охраняемого объекта заказчика.
предупреждение и пресечение любых противоправных действий на охраняемом объекте заказчика, в т. ч. попыток незаконного проникновения посторонних лиц, хищения и уничтожения принадлежащего Заказчику имущества, а также нанесения другого ущерба.
оказание содействия сотрудникам заказчика и ведомственных служб при проведении эвакуации граждан (посетителей) при ЧС.
Однако, 14.11.2022 г. Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, поскольку Исполнитель к оказанию охранных услуг не приступил, и контракт был расторгнут 25.11.2022 г.
Заслушав доводы представителей Заказчика и Исполнителя, проанализировав представленные материалы, Комиссия Воронежского УФАС России пришла к следующим выводам.
1. В соответствии со ст. 783 ГК РФ к договору оказания услуг применяются положения о подряде.
Так, согласно ст. 702 ГК РФ по договору подряда подрядчик обязуется выполнить определенную работу и сдать ее результат заказчику, а тот обязуется принять его и оплатить.
В силу ч.ч. 1, 2 ст. 715 ГК РФ заказчик вправе в любое время проверять ход и качество работы, выполняемой подрядчиком, не вмешиваясь в его деятельность. Если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора (абз. 4 п. 2 ст. 450 ГК РФ).
Так, в соответствии с п.п. 2.1.3 п. 2.1 Контракта, Исполнитель обязан предоставить Заказчику в течение 1 рабочего дня после заключения контракта список работников, на которых возложено выполнение обязанностей по охране объектов. Список работников Исполнителем представлен не был.
2. Согласно Техническому заданию охранная организация обязана предоставить документы на каждого охранника (удостоверение частного охранника, личная карточка охранника). Прибывшие 01.11.2022 г. в образовательное учреждение сотрудники охранной организации по требованию руководителя образовательного учреждения документы не представили, о чем Заказчиком составлен соответствующий акт.
С 02.11.2022 года и в последующие дни Исполнитель к осуществлению охранных услуг не приступил, что зафиксировано в соответствующих актах Заказчика, в связи с чем обеспечение охраны образовательного учреждения производилось собственными силами Заказчика.
Таким образом, Исполнителем нарушены существенные условия контракта.
3. 02.11.2022 года Исполнитель направил в адрес Заказчика уведомление о приостановлении исполнения контракта по следующим основаниям:
Заказчиком не представлены правила пропускного и внутриобъектового режима,
правоустанавливающие документы на объект,
должностная инструкция охранника;
рабочее место не оборудовано металлодетекторами;
не определено место размещения информации о наличии пропускного внутриобъектового режима на охраняемом объекте.
03.11.2022 года Заказчик направил Исполнителю возражение на действия о приостановлении исполнения контракта.
10.11.2022 года Исполнитель направил в адрес Заказчика уведомление о расторжении контракта по указанным выше обстоятельствам.
15.11.2022 года Исполнитель направил в адрес Заказчика претензию о признании контракта недействительным.
В силу ч. 2 ст. 328 ГК РФ в случае непредоставления обязанной стороной предусмотренного договором исполнения обязательства либо при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что такое исполнение не будет произведено в установленный срок, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства или отказаться от исполнения этого обязательства и потребовать возмещения убытков.
Как установлено при рассмотрении обращения, у Исполнителя фактически отсутствовали основания для приостановления исполнения обязательств, предусмотренных контрактом.
4. Как следует из пояснений Заказчика и материалов, представленных в деле, Исполнителю по электронной почте 03.11.2022 г. и посредством ЕИС 11.11.2022 г. вместе с возражением на уведомление о приостановлении исполнения контракта Исполнителю направлены документы:
Правила соблюдения персоналом и посетителями объекта охраны внутриобъектового и пропускного режимов" в МКДОУ "Детский сад N7";
Положение об организации пропускного и внутриобъектового режима в МКДОУ "Детский сад N7";
свидетельство о государственной регистрации права МКДОУ "Детский сад N7".
На основании п.п. 2.1.6 п. 2 Контракта Исполнитель обязан разработать и утвердить по согласованию с Заказчиком для работников, указанных в списке, должностную инструкцию частного охранника на объекте не позднее чем за 5 (пять) дней до начала оказания охранных услуг.
В соответствии с Техническим заданием охранная организация обязана оказывать услуги в соответствии с утвержденной обеими сторонами инструкцией (положением) о пропускном и внутриобъектовом режиме, содержащей перечень услуг, включенных в охрану объекта.
Таким образом, из содержания контракта следует, что разработка должностной инструкции охранника является обязанностью исполнителя. Инструкция на утверждение Заказчику Исполнителем не представлена.
5. В соответствии с Техническим заданием пост охраны расположен на первом этаже здания и должен быть оборудован техническими средствами охраны, в том числе - металлодетектором (ручным/стационарным) (для объектов I-III категории опасности).
В Техническом задании указано, что категория опасности охраняемого Объекта (территории) в соответствии с постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 N 1006 относится к IV категории опасности.
Таким образом, в соответствии с условиями Контракта наличие металлодетектора на охраняемом объекте, относящемуся к IV категории опасности, не предусмотрено.
6. Согласно п. 3 ст. 307 ГК РФ при установлении, исполнении обязательства и после его прекращения стороны обязаны действовать добросовестно, учитывая права и законные интересы друг друга, взаимно оказывая необходимое содействие для достижения цели обязательства.
Как установлено при рассмотрении обращения, Исполнитель к охране объекта не приступил, что свидетельствует о его недобросовестности.
Действия Исполнителя были направлены не на исполнение контракта, а на прекращение правоотношений.
Комиссия Воронежского УФАС России отмечает, что детское дошкольное учреждение является социально значимым объектом, что требует повышенной ответственности Исполнителя к принятым на себя обязательствам.
Ст. 95 Закона о контрактной системе предусмотрен порядок одностороннего расторжения контракта.
Согласно ч.ч. 8, 9 ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
На основании ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур:
1) заказчик с использованием ЕИС формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в ЕИС в соответствии с п. 1 указанной части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 указанной части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о контрактной системе, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Таким образом, действия Заказчика соответствуют положениям Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра, установлены Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее - Постановление N1078).
Как установлено подп. а) п. 13 Правил, не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подп. "е" п. 9 и подп. "г" п. 10 Правил) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную п. 5 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведении проверок, предусмотренных подп. "а" п. 13 Правил:
1) выявлены нарушения заказчиком требований, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
2) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
3) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
На основании изложенного, руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", а также ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Воронежского УФАС России
Р Е Ш И Л А:
включить в реестр недобросовестных поставщиков сведения об ООО "ЧОО "Витязь-Регион" (396420, Воронежская обл., Павловский р-н, г. Павловск, ул. Транспортная д. 2, кв. 2; ОГРН: 1113620000273, ИНН: 3620013051, КПП: 362001001, дата присвоения ОГРН: 06.05.2011 г., учредители: Кузнецов Михаил Иванович, Кузнецов Иван Михайлович; директор: Овчинников Александр Александрович)
Датой включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков в отношении ООО "ЧОО "Витязь-Регион" считать дату, следующей за датой размещения реестровой записи в реестре согласно пункту 17 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением N1078 в соответствии с часовой зоной, в которой расположен орган контроля (часовой пояс г. Воронежа - UTC + 03:00; MSK + 00:00).
Настоящее решение может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке в установленный законом срок.
Председатель Комиссии С. В. Михин
Члены Комиссии Н. И. Сисева
М. С. Сороколетов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 6 декабря 2022 г. N 036/06/104-1453/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.12.2022