Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_" - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
"_" - заместителя начальника отдела контроля закупок, члена Комиссии;
"_" - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя "_" (далее - ИП "_", предприниматель, заявитель) на действия Департамента контрактной системы в сфере закупок Администрации города Омска (далее - уполномоченный орган), Департамента транспорта Администрации города Омска (далее - заказчик) при осуществлении электронного аукциона "Выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автобусами по регулируемым тарифам (Реестровый номер 34.1639.22)" (извещение N 0152300011922001633) (далее - электронный аукцион, аукцион),
в присутствии представителей уполномоченного органа - "_" (доверенность N 3 от 25.07.2022), "_" (доверенность N 5 от 13.09.2022), "_" (доверенность N 4 от 26.08.2022);
при участии посредством видео-конференц-связи:
"_" и его представителя "_" (доверенность от 29.11.2022);
представителей заказчика - "_" (доверенность от 06.12.2022), "_" (доверенность от 24.02.2022),
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 11903-ЭП/22 от 30.11.2022) жалоба заявителя на положения извещения об осуществлении закупки, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. Из материалов электронного аукциона следует, что 24.11.2022 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным органом было размещено извещение N 0152300011922001633 об осуществлении закупки с начальной (максимальной) ценой контракта 66884,25 руб.
02.12.2022 размещен протокол подачи ценовых предложений, согласно которому было подано 4 заявки. Электронная процедура проводилась на право заключения контракта. Участником закупки с идентификационным номером заявки 113146595 было предложено 4542042,43 руб. за право заключения контракта.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 06.12.2022 заявки двух участников были отклонены. Победителем признан участник закупки с идентификационным номером заявки 113146595.
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и пояснений, в результате проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
По существу доводы жалобы сводятся к тому, что заказчиком неправомерно установлены требования к транспортным средствам, на которых исполнитель будет оказывать закупаемые услуги, а именно:
- максимальный срок эксплуатации не должен превышать 3 лет;
- требование к двигателю (вид используемого топлива), доля транспортных средств, работающих на компримированном природном газе, должна составлять 100 %;
- доля транспортных средств, оборудованных для перевозок пассажиров из числа инвалидов, в том числе инвалидов-колясочников (наличие аппарели или подъемника для доступа и места для размещения инвалида в коляске), должна составлять 100 %;
- требование к системе информирования пассажиров, доля транспортных средств, оборудованных лобовым и боковым светодиодными табло с отображением информации о номере маршрута, наименовании начального и конечного контрольных пунктов маршрута, должна составлять 100 %;
- требование к кузову (требование к окраске кузова), доля транспортных средств, окрашенных в белый цвет, должна составлять 100 %.
По мнению заявителя, совокупность установленных требований ведет к ограничению количества участников закупки, кроме того, заявителем также отмечено, что при осуществлении аналогичных закупок заказчиком приведенные требования устанавливаются отличным образом.
Заказчиком (вх. N 12150-ЭП/22 от 06.12.2022) и уполномоченным органом (вх. N 12145-ЭП/22 от 06.12.2022) были представлены возражения на доводы жалобы, которые по существу сводились к обоснованию потребности заказчика в установлении спорных требований, а равно к праву заказчика устанавливать такие требования исходя из положений статьи 33 Федерального закона о контрактной системе.
Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону (часть 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе).
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона (далее - нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок) (часть 2 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе).
Согласно статье 6 Федерального закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Контрактная система направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (часть 1 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе).
В силу части 2 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Частью 11 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что правительство Российской Федерации вправе установить типовые условия контрактов, подлежащие применению заказчиками при осуществлении закупок.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 3 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
На основании пунктов 1 и 5 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронные документы:
- описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
- проект контракта.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2022 N 1445 утверждены типовые условия контрактов на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по регулируемым тарифам, подлежащих применению заказчиками при осуществлении закупок указанных работ для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - Типовые условия, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2022 N 1445).
В соответствии с пунктом 11 Типовых условий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2022 N 1445, обязанностью заказчика является установление в отношении каждого маршрута, предусмотренного контрактом, графика движения (выхода) транспортных средств, в котором указываются номер графика, дни действия графика в течение срока исполнения контракта, характеристик транспортного средства, предусмотренных реестром маршрутов, продолжительность работы транспортного средства на маршруте, пробег транспортного средства, время отправления каждого рейса из начального остановочного пункта и время прибытия каждого рейса в конечный остановочный пункт, время отправления каждого рейса из конечного остановочного пункта и время прибытия каждого рейса в начальный остановочный пункт.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (далее - Федеральный закон об организации регулярных перевозок) в реестры маршрутов регулярных перевозок должны быть включены характеристики транспортных средств (виды транспортных средств, классы транспортных средств, экологические характеристики транспортных средств, максимальный срок эксплуатации транспортных средств, характеристики транспортных средств, влияющие на качество перевозок), предусмотренные решением об установлении или изменении маршрута регулярных перевозок, государственным или муниципальным контрактом и (или) заявкой на участие в открытом конкурсе, поданной участником открытого конкурса, которому выдается свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.
При этом характеристиками транспортного средства, влияющими на качество перевозок, являются: наличие низкого пола, кондиционера, оборудования для перевозок пассажиров из числа инвалидов, электронного информационного табло, системы контроля температуры воздуха в салоне, системы безналичной оплаты проезда, оборудования для использования газомоторного топлива и иные характеристики (пункт 26 части 1 статьи 3 Федерального закона об организации регулярных перевозок).
Из электронного документа "Описание объекта закупки", размещенного в составе извещения об осуществлении закупки, следует, что работы выполняются в объеме и в соответствии с условиями муниципального контракта на выполнение работ.
Пунктами 1.1 и 1.2 проекта контракта, размещенного в составе извещения об осуществлении закупки, предусмотрено, что подрядчик обязуется выполнить работы, связанные с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автобусами по регулируемым тарифам (далее - работы) по маршрутам, предусмотренным Реестром муниципальных маршрутов регулярных перевозок в границах города Омска, утвержденным Приказом директора департамента транспорта Администрации города Омска от 23.03.2016 N 21 (далее - Реестр), параметры которых установлены Реестром и приложением N 1 к Контракту, а Заказчик принять и оплатить эти работы.
Для выполнения работ используются транспортные средства, характеристики и оборудование которых соответствуют требованиям, установленным приложением N 2 к Контракту.
Из содержания электронного документа "Параметры маршрута" (приложение N 1 к проекту контракта) усматривается, что заказчиком закупаются работы, связанные с осуществлением регулярных перевозок по маршруту N 42 "ПО "Иртыш" - ул. Бархатовой".
Электронным документом "ТРЕБОВАНИЯ К ХАРАКТЕРИСТИКАМ И ОБОРУДОВАНИЮ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ" (приложение N 2 к проекту контракта) предусмотрены следующие требования к транспортным средствам, которые подрядчик по заключенному договору должен будет использовать для выполнения работ:
"1. Транспортные средства должны быть исправные, в надлежащем техническом состоянии, соответствующие обязательным требованиям, установленным Техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 018/2011 "О безопасности колесных транспортных средств", утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877, в том числе транспортные средства среднего класса категории М2 и М3, класс I.
2. Максимальный срок эксплуатации не должен превышать 3 лет.
3. Требование к двигателю (вид используемого топлива), доля транспортных средств, работающих на компримированном природном газе, должна составлять 100 %.
4. Доля транспортных средств, оборудованных для перевозок пассажиров из числа инвалидов, в том числе инвалидов-колясочников (наличие аппарели или подъемника для доступа и места для размещения инвалида в коляске), должна составлять 100 %.
5. Требование к системе информирования пассажиров, доля транспортных средств, оборудованных лобовым и боковым светодиодными табло с отображением информации о номере маршрута, наименовании начального и конечного контрольных пунктов маршрута, должна составлять 100 %.
6. Требование к кузову (требование к окраске кузова), доля транспортных средств, окрашенных в белый цвет, должна составлять 100 %".
Комиссией установлено, что на сайте Департамента транспорта Администрации города Омска размещен реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок в границах города Омска https://admomsk.ru/web/guest/government/divisions/36/transport
Из указанного реестра следует, что для маршрута N 42 предусмотрено количество транспортных средств 16 единиц, из них 12 единиц (75%) с максимальным сроком эксплуатации до 3-х лет включительно, 8 единиц (50 %) оборудовано для перевозок пассажиров с ограниченными возможностями, наличие электронного информационного табло - 0, оборудование для использования газомоторного топлива - 12 единиц, экологические характеристики транспортных средств - любой.
При этом такая характеристика как "Требование к кузову (требование к окраске кузова), доля транспортных средств, окрашенных в белый цвет, должна составлять 100 %" отсутствует в реестре муниципальных маршрутов.
Таким образом, заказчиком в проект контракта включены характеристики транспортных средств, не предусмотренные соответствующим реестром маршрутов, что в свою очередь свидетельствует о нарушении пункта 1 части 1 и части 3 статьи 33, пункт 1 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе, Типовых условий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2022 N 1445.
Комиссия также считает необходимым отметить, что закупки на выполнение регулярных перевозок осуществляются в целях обеспечения муниципальных нужд одного муниципального образования - города Омска посредством реализации таким муниципальным образованием своих публичных полномочий, в связи с чем установление вышеприведенных требований к транспортным средствам в зависимости от конкретного маршрута без учета положений реестра маршрутов, нарушает требования законодательства Российской Федерации о контрактной системе и ведет к ограничению количества участников закупки.
Более того, Комиссия не находит убедительным обоснование заказчиком необходимости установления именно на спорном маршруте таких характеристик, как "Максимальный срок эксплуатации не должен превышать 3 лет", "Требование к двигателю (вид используемого топлива), доля транспортных средств, работающих на компримированном природном газе, должна составлять 100 %", "Требование к кузову (требование к окраске кузова), доля транспортных средств, окрашенных в белый цвет, должна составлять 100 %".
При таких обстоятельствах жалоба признана обоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, зарегистрированного в Минюсте России 27.02.2015 N 36262), Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать обоснованной жалобу индивидуального предпринимателя "_" на действия Департамента контрактной системы в сфере закупок Администрации города Омска, Департамента транспорта Администрации города Омска при осуществлении электронного аукциона "Выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автобусами по регулируемым тарифам (Реестровый номер 34.1639.22)" (извещение N 0152300011922001633).
2. Признать в действиях Департамента транспорта Администрации города Омска нарушение пункта 1 части 1 и части 3 статьи 33, пункт 1 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе, Типовых условий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2022 N 1445.
3. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать Департаменту контрактной системы в сфере закупок Администрации города Омска, Департаменту транспорта Администрации города Омска, оператору электронной площадки ООО "РТС-тендер" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. По выявленным нарушениям законодательства в сфере закупок передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
5. Передать материалы рассмотрения жалобы в соответствующее структурное подразделение Омского УФАС России для оценки на предмет соответствия действий Департамента транспорта Администрации города Омска требованиям антимонопольного законодательства.
Председатель Комиссии |
"_" |
Члены Комиссии: |
"_" |
|
"_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 7 декабря 2022 г. N 055/06/33-1026/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.12.2022