Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_";
"_";
"_",
рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя "_" (далее - ИП "_", предприниматель, заявитель) на действия бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Территориальный центр медицины катастроф" и его комиссии по осуществлению закупок (далее - БУЗОО "ТЦМК", заказчик, учреждение, комиссия по осуществлению закупок) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на поставку расходного материала (рулон марлевый тканый, нестерильный) (Реестровый номер 2022.077526) (извещение N 0352200002722000028) (далее - электронный аукцион, аукцион),
в присутствии ИП "_" и его представителя - "_" (доверенность N 1 от 12.12.2022)
при участии посредством видео-конференц-связи представителей заказчика - "_" (доверенность от 11.12.2022), "_" (доверенность от 11.12.2022)
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 12122-ЭП/22 от 05.12.2022) жалоба заявителя на действия комиссии по осуществлению закупок заказчика, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. Из материалов электронного аукциона следует, что 08.11.2022 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) заказчиком было размещено извещение о проведении электронного аукциона с начальной (максимальной) ценой контракта 162946 руб.
Протокол подачи ценовых предложений от 16.11.2022 свидетельствует о том, что ценовые предложения были поданы 5 участниками закупки, лучшее ценовое предложение 96132,47 руб. подано участником закупки с идентификационным номером заявки 112995849 (порядковый номер 1, присвоенный оператором).
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) размещенному также в указанную дату заявка одного участника закупки (идентификационный номер 112991845, ООО "МедПартнер") была отклонена. Победителем электронного аукциона признан участник, заявка на участие в закупке которого соответствовала требованиям, установленным в извещении о проведении электронного аукциона, и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений цену контракта (ООО "АПТЕКА 76").
18.11.2022 в Омское УФАС России поступила (вх. N 11392-ЭП/22) жалоба ООО "МедПартнер" на действия комиссии по осуществлению закупок заказчика.
По результатам рассмотрения жалобы по существу 25.11.2022 Комиссией принято решение N 055/06/48-959/2022 о признании жалобы обоснованной (далее - Решение). БУЗОО "ТЦМК" и оператору электронной площадки ООО "РТС-тендер" в соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдано предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Во исполнение предписания 01.12.2022 заказчиком был отменен протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 16.11.2022, повторно рассмотрены заявки участников закупки с учетом нарушений, указанных в Решении.
В этот же день учреждением размещен протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), согласно которому заявка предпринимателя (идентификационный номер 112999909) была отклонена по причине неуказания товарного знака на предложенный к поставке товар.
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и пояснений заказчика, в результате проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки установлено следующее.
В жалобе указано, что комиссией по осуществлению закупок неправомерно отклонена заявка предпринимателя в связи с неуказанием в ней товарного знака на предложенный к поставке товар "бинты марлевые медицинские по ГОСТ 1172-93" в соответствии с регистрационным удостоверением на медицинское изделие N ФСР 2009/05650.
В подтверждение доводов жалобы об отсутствии товарного знака у товара заявитель ссылался на письмо производителя товара - ООО "Лейко" (исх. N б/н от 02.12.2022), согласно которому в регистрационное досье медицинского изделия товарные знаки не включены, продукция выпускается в обращение без использования товарных знаков.
БУЗОО "ТЦМК" были направлены (вх. N 12354-ЭП/22 от 09.12.2022) пояснения по доводам жалобы об отсутствии нарушений в действиях комиссии по осуществлению закупок при отклонении заявки заявителя. По мнению заказчика, из принятого Комиссией по результатам рассмотрения жалобы Решения и выданного на его основании предписания об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок следовало, что при повторном рассмотрении заявок участников закупки такие заявки подлежали отклонению как несоответствующие требованиям извещения об осуществлении закупки.
Вместе с тем Комиссия не может согласиться с данным утверждением заказчика, исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из данного закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 такого закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать данному закону.
Правила, которыми должен руководствоваться заказчик при описании объекта закупки, установлены в статье 33 Федерального закона о контрактной системе.
Согласно пунктам 1 и 2 части 1 указанной статьи:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу пунктов 1 и 3 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено таким законом, должно содержать в виде электронных документов:
- описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 данного закона,
- требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с данным законом и инструкцию по ее заполнению.
В соответствии с электронным документом "Описание объекта закупки" заказчику требовался товар "Рулон марлевый тканый, нестерильный" (бинт) (код позиции КТРУ 21.20.24.131-00000022) с включенными необходимыми заказчику дополнительными по отношению к применяемой позиции КТРУ показателями и соответствующими им значениями, единицами измерения.
Обоснованием использования для таких показателей товара выступали положения нормативно-технического документа ГОСТ 1172-93 "Межгосударственный стандарт. Бинты марлевые медицинские. Технические условия", введенного в действие постановлением Госстандарта России от 02.06.1994 N 160 (далее - ГОСТ 1172-93).
Пунктом 1.3.1 ГОСТ 1172-93 закреплено требование о наличии маркировки на бинтах (указании на наружной стороне пергаментной или пленочной оболочке и на бандероли типографским способом товарного знака предприятия-изготовителя).
В силу подпункта "а" пункта 2 части 1 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено данным законом, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки с учетом положений части 2 данной статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 данного закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
Аналогичная информация была предусмотрена подпунктом 1 пункта 2 документа "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению", прилагающегося к извещению об осуществлении закупки.
Подпунктом 3 названного пункта установлена также рекомендуемая форма указания соответствующей информации участниками закупки при заполнении заявки (Таблица N 1):
N п/п |
Наименование товара |
Характеристики предлагаемого участником закупки товара1 |
Товарный знак1,2 |
Наименование страны происхождения товара1 |
1 |
|
|
|
|
_ |
|
|
|
|
1 В соответствии с пп. д п. 1 ч. 2 ст. 51 44-ФЗ данная информация вносится контракт и в соответствии с ч. 1 ст. 95 44-ФЗ не подлежит изменению.
2 При наличии у товара товарного знака указать товарный знак, а при его отсутствии указать что товарный знак у товара отсутствует.
Пунктом 1 части 12 статьи 48 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае непредставления (за исключением случаев, предусмотренных таким законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с данным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 такого закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
Порядок рассмотрения заявок участников закупки при проведении электронного аукциона предусмотрен частью 5 статьи 49 Федерального закона о контрактной системе.
Согласно названной норме не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 данной статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 такого закона;
б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" данного пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 такой статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 данной статьи, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 данного закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер;
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 данного закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Из представленных оператором электронной площадки ООО "РТС-тендер" (вх. N 12253/ЭП-22 от 08.12.2022) на запрос Омского УФАС России (исх. N ТШ/9622/22 от 05.12.2022) заявок участников закупки с приложением документов, содержащихся на дату и время окончания срока подачи заявки на участие в аукционе, участником закупки с идентификационным номером заявки 112999909 (ИП "_") был предложен товар "бинты марлевые медицинские по ГОСТ 1172-93", в отношении товарного знака, сопровождающего производимый товар, было указано на отсутствие такового.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0352200002722000028 от 01.12.2022 заявка предпринимателя отклонена со следующим обоснованием принятого решения: "Непредставление информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки (за исключением информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 Закона N44 ФЗ) (Отклонение по п. 1 ч. 12 ст. 48 Закона N 44-ФЗ). В соответствии с Предписанием N 055/06/48-959/2022".
Оценивая доводы заявителя, правомерность принятого комиссией по осуществлению закупок решения, Комиссия исходила из следующего.
Пунктом 3 статьи 1 ГК РФ предусмотрено, что при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
При этом добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются (пункт 5 статьи 10 ГК РФ).
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу, закрепленному в пункте 5 статьи 10 ГК РФ, добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное (пункт 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Омским УФАС России с целью устранения сомнений в достоверности сведений, указанных в заявке ИП "_" об отсутствии товарного знака у предлагаемого им к поставке товара, при подготовке к рассмотрению жалобы в адрес производителя дополнительно был направлен (исх. N ТШ/9623/22 от 05.12.2022) запрос о предоставлении информации о товарном знаке (регистрационный номер Реестра товарных знаков и знаков обслуживания официального сайта Роспатента), маркировка изделий которым является надлежащим исполнением требований ГОСТ 1172-93.
В ответ на указанный запрос ООО "Лейко" сообщено (вх. N 12181-ЭП/22 от 06.12.2022), что запрашиваемая информация предоставлена быть не может по причине отсутствия зарегистрированного товарного знака у производимого медицинского изделия.
Комиссия, проанализировав взаимосвязанные положения Федерального закона о контрактной системе, извещения об осуществлении закупки (электронных документов "описание объекта закупки" и "требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению"), а также требования ГОСТ 1172-93, пришла к выводу о том, что отклонение комиссией по осуществлению закупок заявки предпринимателя в связи с отсутствием в составе заявки информации о товарном знаке, в случае если она не обладает достоверными данными о наличии у предлагаемого к поставке товара товарного знака, является неправомерным.
Представителем учреждения на заседании Комиссии при рассмотрении настоящей жалобы по существу отмечено, что установить фактическое наличие товарного знака у товара, заявленного ИП "_", не представилось возможным. В данном случае комиссия по осуществлению закупок, отклоняя заявку, руководствовалась требованиями ненормативных правовых актов Омского УФАС России, принятых по результатам рассмотрения жалобы ООО "МедПартнер".
Однако указание в Решении на то, что заказчику при повторном рассмотрении заявок участников с идентификационными номерами 112999909, 112991845, 112998849 и 112994893 также следовало учесть обстоятельства отсутствия в них информации о товарном знаке, не свидетельствует об императивном требовании Комиссии отклонить заявки таких участников закупки, поскольку по смыслу подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Федерального закона о контрактной системе именно комиссия по осуществлению закупок наделена полномочиями на рассмотрение заявок и принятие решения о признании заявок на участие в закупке соответствующими извещению об осуществлении закупки или об их отклонении.
Необходимость указания участником закупки в своей заявке товарного знака в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 части 1 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе обусловлена наличием у товара товарного знака.
В связи с тем, что наличие товарного знака у товара, предлагаемого к поставке заявителем, фактически установлено не было (что также подтверждается ответами производителя), жалоба признается обоснованной, а заказчик нарушившим положения пункта 1 части 12 статьи 48, части 5 статьи 49 Федерального закона о контрактной системе.
При этом Комиссия в целях информирования о производстве и обращении в гражданском обороте ООО "Лейко" медицинского изделия, не имеющего зарегистрированного товарного знака (отсутствии соответствующей маркировки на товаре), считает необходимым направить материалы рассмотрения настоящей жалобы в Территориальный орган Росздравнадзора по Тверской области для осуществления проверки по данному факту в рамках имеющихся полномочий.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, зарегистрированного в Минюсте России 27.02.2015 N 36262), Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать обоснованной жалобу индивидуального предпринимателя "_" на действия бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Территориальный центр медицины катастроф" и его комиссии по осуществлению закупок при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на поставку расходного материала (рулон марлевый тканый, нестерильный) (Реестровый номер 2022.077526) (извещение N 0352200002722000028).
2. Признать в действиях бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Территориальный центр медицины катастроф" нарушение пункта 1 части 12 статьи 48, части 5 статьи 49 Федерального закона о контрактной системе.
3. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать бюджетному учреждению здравоохранения Омской области "Территориальный центр медицины катастроф", оператору электронной площадки ООО "РТС-тендер" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. По выявленным нарушениям законодательства в сфере закупок передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
5. Передать материалы рассмотрения настоящей жалобы в Территориальный орган Росздравнадзора по Тверской области.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
"_" |
Члены Комиссии |
"_" |
|
"_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 12 декабря 2022 г. N 055/06/48-1043/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.12.2022