Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_";
"_";
"_",
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "МД-КОНСАЛТИНГ" (далее - ООО "МД-КОНСАЛТИНГ", общество, заявитель) на действия Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта" (далее - ФГБОУ ВО СибГУФК, заказчик) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на оказание услуг по уборке помещений на объектах университета (извещение N 0352100009922000015) (далее - электронный аукцион, аукцион),
в отсутствие представителей заявителя, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы,
при участии посредством видео-конференц-связи представителя заказчика - "_" (доверенность N 1184/01-01 от 14.02.2022)
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 12240-ЭП/22 от 08.12.2022) жалоба заявителя на положения извещения об осуществлении закупки, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. Из материалов электронного аукциона следует, что 29.11.2022 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) заказчиком было размещено извещение о проведении электронного аукциона с начальной (максимальной) ценой контракта 5698633,89 руб.
Протокол подачи ценовых предложений от 08.12.2022 свидетельствует о том, что ценовые предложения были поданы 4 участниками закупки, лучшее ценовое предложение 3476166,63 руб. подано участником закупки с идентификационным номером заявки 113179459 (порядковый номер 1, присвоенный оператором).
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 09.12.2022 победителем электронного аукциона признан участник с идентификационным номером заявки 113179459 (ООО "Примекс-Омск), которому 14.12.2022 был направлен проект контракта для подписания.
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и пояснений заказчика, в результате проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки установлено следующее.
По мнению заявителя, извещение об осуществлении закупки размещено с нарушением требований Федерального закона о контрактной системе в связи с отсутствием в его содержании дополнительных требований к участникам закупки, предусмотренных позицией 36 приложения к Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571).
ФГБОУ ВО СибГУФК были представлены (вх. N 12465-ЭП/22 от 13.12.2022) пояснения на жалобу ООО "МД-КОНСАЛТИНГ", согласно которым в извещение об осуществлении закупки ошибочно не были включены сведения об установленных к участникам закупок дополнительных требованиях.
Принципами, на которых основывается контрактная система в сфере закупок согласно статье 6 Федерального закона о контрактной системе, являются, в том числе принципы открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок.
Согласно частям 1, 2 и 3 статьи 7 Федерального закона о контрактной системе в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.
Открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 такой статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.
Информация, предусмотренная Федеральным законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В силу частей 2, 3, 4 и 5 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 такой статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 данной статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 такой статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если данным законом предусмотрена документация о закупке).
Подпунктом "а" пункта 1 Постановления N 2571 установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования согласно приложению. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением к такому постановлению.
Согласно подпункту "а" пункта 3 Постановления N 2571 позиции 14, 15 и 36 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта превышает 1 млн. рублей.
Из позиции 36 Раздела VI "Дополнительные требования к участникам закупки в сфере здравоохранения, образования, науки, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны, информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупок таким дополнительным требованиям" приложения к Постановлению N 2571 следует, что, если объектом закупки выступают услуги по уборке зданий, сооружений, прилегающих к ним территорий, к участнику закупки предъявляются требования о наличии опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего оказание услуг по уборке зданий, сооружений, прилегающих к ним территорий.
Цена оказанных услуг по договору должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Информацией и документами, подтверждающими соответствие участников закупки данному дополнительному требованию, являются:
1) исполненный договор;
2) акт приемки оказанных услуг, подтверждающий цену оказанных услуг.
В связи с тем, что начальная (максимальная) цена контракта, определенная заказчиком, превышала 1 млн. рублей, а объектом спорной закупки выступало оказание услуг по уборке помещений, в извещении о проведении электронного аукциона надлежало указать информацию об установленных в соответствии с позицией 36 приложения к Постановлению N 2571 дополнительных требованиях.
На необходимость определения в содержании извещения об осуществлении закупки информации о требованиях, предъявляемых к участникам закупки в соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе, и перечне документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, также указано в пункте 12 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе.
Комиссией установлено, что в извещении, сформированном заказчиком с использованием официального сайта ЕИС, сведения об установленных дополнительных требованиях к участникам закупок отсутствовали.
Кроме того, по причине отсутствия соответствующих дополнительных требований в электронный документ "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению", не была включена информация о документах, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям по части 2 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе.
Исчерпывающий перечень информации и документов, которые должна содержать заявка на участие в конкурентном способе закупки, установлен в части 1 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе.
В силу подпункта "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено таким законом, должна содержать информацию и документы об участнике закупки, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 данного закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 данного закона, если иное не предусмотрено таким законом.
На основании пункта 3 части 6 указанной статьи при проведении электронных процедур документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 или 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 такого закона, и предусмотренные подпунктом "н" пункта 1 части 1 данной статьи, не включаются участником закупки в заявку на участие в закупке. Такие документы в случаях, предусмотренных данным законом, направляются (по состоянию на дату и время их направления) заказчику оператором электронной площадки из реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
Порядок взаимодействия участника закупки и оператора электронной площадки при направлении информации и документов и их рассмотрения, в том числе в целях обеспечения доступа к участию в проводимых на электронной площадке закупках отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых установлены дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 такого закона, определен статьей 24.2 Федерального закона о контрактной системе.
Таким образом, факт предоставления заказчику оператором электронной площадки документов, подтверждающих соответствие участника дополнительным требованиям, предусмотренным частью 2 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе, обусловлен наличием в извещении об осуществлении закупки таких требований.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Федерального закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 такой статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 данного закона.
Так, пунктом 3 части 12 статьи 48 Федерального закона о контрактной системе установлено, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 такого закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 данного закона.
Также в силу части 8 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе комиссия по осуществлению закупок проверяет соответствие участников закупок требованиям, указанным в пунктах 1 и 7.1, пункте 10 (за исключением случаев проведения электронных процедур) части 1 и части 1.1 (при наличии такого требования) такой статьи, требованиям, предусмотренным частями 2 и 2.1 данной статьи (при осуществлении закупок, в отношении участников которых в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи установлены дополнительные требования).
Из представленных оператором электронной площадки ООО "РТС-тендер" (вх. N 12456-ЭП/22 от 13.12.2022) на запрос Омского УФАС России (исх. N ТШ/9723/22 от 08.12.2022) сведений следует, что документы участников закупок, подтверждающих их соответствие дополнительным требованиям по части 2 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе, заказчику оператором электронной площадки направлены не были.
Таким образом, неустановление в извещении о проведении электронного аукциона дополнительных требований по Постановлению N 2571 привело к принятию заказчиком в отношении каждой заявки, поданной на участие в закупке, решения о соответствии извещению об осуществлении закупки без учета проверки опыта исполнения договора, оценить который без направления соответствующих документов и сведений оператором электронной площадки комиссия по осуществлению закупок не могла.
Изложенное выше свидетельствует о нарушении заказчиком положений статьи 7, частей 2, 4 и 5 статьи 31, пункта 12 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе.
При указанных обстоятельствах Комиссия признала жалобу заявителя обоснованной.
4. В результате проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
Частями 5 и 6 статьи 23 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 такого закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования каталога товаров, работ, услуг).
В соответствии с пунктами 4, 5 и 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев, установленных Правилами использования каталога товаров, работ, услуг.
В случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В отношении приобретаемого товара согласно извещению об осуществлении закупки определен код позиции КТРУ 81.21.10.000-00000005 "Услуги по уборке".
Согласно вкладке "описание товара, работы, услуги" одной из характеристик рассматриваемой позиции выступает тип объекта с соответствующим ей значением - территория.
Вместе с тем из самого наименования объекта закупки, а также видов объектов заказчика, на которых потенциальный исполнитель должен оказывать услуги по уборке, следует, что в их качестве выступают помещения (Техническое задание на оказание услуг по уборке помещений на объектах университета (Приложение N 1 к контракту):
- учебные корпуса N 2, N 4, N 5;
- Манеж легкоатлетический;
- Дворец здоровья
- Научно-спортивный центр (НСЦ);
- Общежитие N 2;
- Общежитие N 3;
- Центр силовых видов спорта (ЦСВС);
- Гараж/ хоз. двор;
- Стадион "Спортивное ядро" (в соответствии с приложением N 1).
В связи с чем выбранная заказчиком для целей осуществления данной закупки позиция КТРУ не отражает его потребности в рамках закупаемых услуг по уборке.
Комиссией установлено, что в КТРУ имеются сведения о позициях, которые могли быть использованы ФГБОУ ВО СибГУФК, исходя из специфики оказываемых услуг, и в которых для характеристики "тип объекта" может быть выбрано значение - помещение (например, 81.21.10.000-00000004, 81.21.10.000-00000007).
Более того, заказчиком при описании объекта закупки с учетом выбранной позиции в нарушение требований пунктов 5 и 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг отсутствовало обоснование необходимости использования дополнительной информации по отношению к той, которая включена в такую позицию.
В связи с указанным заказчиком при описании объекта закупки были нарушены положения части 6 статьи 23, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 5 части 1 статьи 42, пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе и постановления Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, зарегистрированного в Минюсте России 27.02.2015 N 36262), Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать обоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью "МД-КОНСАЛТИНГ" на действия Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта" при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на оказание услуг по уборке помещений на объектах университета (извещение N 0352100009922000015).
2. Признать в действиях Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта" нарушение статьи 7, части 6 статьи 23, частей 2, 4 и 5 статьи 31, пункта 1 части 1 статьи 33, пунктов 5 и 12 части 1 и пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе и постановления Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145.
3. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта", оператору электронной площадки ООО "РТС-тендер" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. По выявленным нарушениям законодательства в сфере закупок передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
"_" |
Члены Комиссии |
"_" |
|
"_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 15 декабря 2022 г. N 055/06/31-1062/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.12.2022