Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:
|
|
|
|
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сограндис" (далее - Заявитель, Общество, ООО "Сограндис") (вх. N 3089/22 от 07.12.2022) на действия государственного учреждения здравоохранения Тульской области "Территориальный центр медицины катастроф, скорой и неотложной медицинской помощи" (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку автомобилей скорой медицинской помощи класса "В" для ГУЗ ТО "ТЦМКСиНМП" (закупка N 0366200035622006844) (далее - Электронный аукцион, Закупка), руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), при участии:
- представителя государственного казенного учреждения Тульской области "Центр организации закупок" (далее - Уполномоченное учреждение), комиссии по осуществлению закупок государственного казенного учреждения Тульской области "Центр организации закупок" (далее - Аукционная комиссия) по доверенности;
- представителей Заказчика по доверенности;
в отсутствие представителей Общества, уведомленного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела;
УСТАНОВИЛА:
В Тульское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, извещение о Закупке сформировано с нарушением положений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, а именно не соответствуют ГОСТ 33665-2015 следующие значения показателей, установленные Заказчиком в пункте 11 "Требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам (при необходимости) товара" Описания объекта закупки извещения о Закупке:
N п/п |
Наименование показателя, единица измерения |
Требования значения показателя |
Автомобиль скорой медицинской помощи | ||
1 |
Двигатель |
|
1.3 |
Объём двигателя, см3 |
не менее 2500 |
1.6 |
Тип топлива |
дизедь |
2 |
Кузов |
|
2.3 |
Внешние габаритные размеры |
|
2.3.1 |
Длина, мм |
Не менее 5800 |
2.3.2 |
Ширина, мм |
Не менее 2000 |
7. |
Салон медицинского автомобиля |
|
7.1 |
Внутренние габаритные размеры |
|
7.1.1 |
Длина, мм |
не менее 3000 |
7.1.2 |
Ширина, мм |
не менее 1700 |
7.1.3 |
Высота, мм |
не менее 1800 |
Заявитель полагает, что подобное описание объекта закупки нарушает требования Закона, а также антимонопольные требования к торгам, предусмотренные положениями Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ.
Заказчик, Уполномоченное учреждение не согласились с доводами жалобы Заявителя по основаниям, изложенным в письменных и устных возражениях на рассматриваемую жалобу.
Изучив представленные в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области документы, заслушав доводы участников рассмотрения данной жалобы, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона, Правилами внеплановой проверки по вопросу соблюдения субъектами контроля требований Закона при проведении Закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.
Извещение о Закупке со всеми электронными документами (приложениями), предусмотренными Законом, 29.11.2022 размещено в единой информационной системе. В извещение о Закупке 01.12.2022 внесены изменения.
Начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) - 12 138 000,00 рублей.
В связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в Закупке не подано ни одной заявки на участие в закупке, на основании пункта 3 части 1 статьи 52 Закона Электронный аукцион признан несостоявшимся.
Доводы жалобы о возможном нарушении Заказчиком антимонопольного законодательства образуют самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ (далее - Закон о защите конкуренции), вследствие чего выходят за пределы рассмотрения жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в предусмотренном Законом порядке. В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции заявитель имеет право обратиться в Тульское УФАС России с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства.
При этом такое заявление должно содержать сведения, предусмотренные Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 N 339, также к заявлению должны быть приложены документы, свидетельствующие о фактах нарушения антимонопольного законодательства.
В отношении иных доводов жалобы установлено следующее.
На основании части 1 статьи 42 Закона при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона определено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать в виде электронного документа описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно части 2 статьи 33 Закона описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, описание объекта закупки должно носить объективный характер, то есть быть продиктовано истинными (а не мнимыми и недоказанными) потребностями заказчика, а также исключать любую возможность необоснованного ограничения количества потенциальных участников закупки установлением в закупочной документации заведомо неисполнимых требований либо требований, удовлетворить которые может лишь ограниченный круг лиц (при отсутствии доказательств действительной необходимости в установлении таких требований).
С другой стороны, описание объекта закупки - это фиксация заказчиком в документации о закупке качественных и количественных характеристик, признаков товара, обусловливающих их способность удовлетворять потребности и запросы заказчика, соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям. Такая фиксация требований заказчика позволяет идентифицировать объект закупки, установить результат, достижение которого признается со стороны заказчика должным исполнением контракта.
Требования к функциональным и техническим характеристикам закупаемого товара содержатся в электронном документе Описание объекта закупки извещения о Закупке.
В пункте 11 "Требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам (при необходимости) товара" Описания объекта закупки извещения о Закупке установлены следующие показатели по спорным подпунктам:
N п/п |
Наименование показателя, единица измерения |
Требования значения показателя |
Автомобиль скорой медицинской помощи | ||
1 |
Двигатель |
|
1.3 |
Объём двигателя, см3 |
не менее 2500 |
1.6 |
Тип топлива |
дизедь |
2 |
Кузов |
|
2.3 |
Внешние габаритные размеры |
|
2.3.1 |
Длина, мм |
Не менее 5800 |
2.3.2 |
Ширина, мм |
Не менее 2000 |
7. |
Салон медицинского автомобиля |
|
7.1 |
Внутренние габаритные размеры |
|
7.1.1 |
Длина, мм |
не менее 3000 |
7.1.2 |
Ширина, мм |
не менее 1700 |
7.1.3 |
Высота, мм |
не менее 1800 |
Из письменных и устных пояснений представителей Заказчика следует, что при формировании Описания объекта закупки извещения о Закупке Заказчиком были установлены значения для товара Автомобиль скорой медицинской помощи исходя из собственных потребностей и с учетом требований ГОСТа Р 33665-2015.
Поскольку в указанном ГОСТе нет требований к позициям по типу топлива и объему двигателя, Заказчик установил в Описании объекта закупки указанные значения исходя из того, что дизельные двигатели являются более экономичными по сравнению с бензиновыми, при этом имеют большую мощность, что существенно позволяет сократить время прибытия до пациента. Объем двигателя установлен Заказчиком исходя из потребности обеспечения динамических характеристик автомобиля.
Заказчик поясняет, что в части внешних габаритных размеров им были указаны значения показателей, подходящие для автомобилей семейства ГАЗель НЕКСТ и не противоречащих ГОСТ Р 33665-2015, а именно:
- показатель "длина", указанный в подпункте 2.3.1. Описания объекта закупки составляет "не менее 5800 мм" и установлен в соответствии с пунктом 5.1.2. ГОСТ Р 33665-2015 "не более 6 500 мм";
- показатель "ширина", указанный в подпункте 2.3.2. Описания объекта закупки составляет "не менее 2000 мм" и установлен в соответствии с пунктом 5.1.2. ГОСТ Р 33665-2015 "не более 2 200 мм".
Указанные размеры, приведенные в пункте 11 "Требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам (при необходимости) товара" Описания объекта закупки извещения о Закупке входят в указанные в ГОСТ Р 33665-2015 и не противоречат им. В случае указания только верхнего предела значения показателей к поставке может быть представлен автомобиль семейства ГАЗель Бизнес, который не отвечает потребности Заказчика.
В части внутренних габаритных размеров Заказчиком были указаны значения показателей, не противоречащих ГОСТ Р 33665-2015, а именно:
- показатель "длина", указанный в подпункте 7.1.1. Описания объекта закупки составляет "не менее 3 000 мм" и установлен в соответствии с пунктом 5.3.5. ГОСТ Р 33665-2015 "не менее 2 500 мм";
- показатель "ширина", указанный в подпункте 7.1.2. Описания объекта закупки составляет "не менее 1 700 мм" и установлен в соответствии с пунктом 5.3.5. ГОСТ Р 33665-2015 "не менее 1 600 мм";
- показатель "высота", указанный в подпункте 7.1.3. Описания объекта закупки составляет "не менее 1 800 мм" и установлен в соответствии с пунктом 5.3.5. ГОСТ Р 33665-2015 "не менее 1 600 мм".
Указанные параметры габаритных размеров не противоречат ГОСТ Р 33665-2015 и установлены Заказчиком с целью необходимости обеспечения более комфортного и эффективного оказания первой медицинской помощи пациентам в силу возможности доступа к пациенту при транспортировке с любой из сторон.
Проанализировав представленные в материалы дела документы и сведения, исходя из пояснений Заказчика, Комиссия приходит к выводу, что исходя из положений статьи 33 Закона, потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, определяя такие характеристики выполняемых услуг, которые будут иметь существенное значение для достижения требуемого Заказчику результата оказания таких услуг. В зависимости от своих потребностей заказчик в извещении о закупке устанавливает требования, в частности, к услугам с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.
Законом не предусмотрено ограничений по включению в закупочную документацию требований к товарам и услугам, являющихся значимыми для заказчика. Ограничивает усмотрение заказчика только требование о недопустимости ограничения конкуренции. Действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком своего заказа, исходя из потребностей последнего.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона в сфере закупок конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Сам по себе факт установления заказчиком определенных характеристик для поставляемого товара не может свидетельствовать об ограничении количества участников закупки. Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключение контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует об ограничении числа участников торгов.
В рассматриваемом случае, объект закупки описан исходя из имеющейся у Заказчика потребности, с учетом положений Закона.
Следует отметить, что в силу статьи 6 Закона к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.
Возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии), исходя из положений пункта 1 статьи 1 Закона, не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований законодательства.
Наряду с этим заказчик вправе определить параметры необходимого к поставке товара исходя из своих потребностей, что следует из пункта 1 части 1 статьи 33 Закона, и вытекает из общих положений Закона (статьи 6), в силу которых обеспечение максимального числа участников закупки не может быть названо приоритетной целью закупок перед другой целью - наиболее полном удовлетворении потребностей заказчика, т.е. эффективностью и результативностью закупок, поскольку все названные приоритеты равноценны.
Из правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 N 11017/10 следует, что основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
При формировании условий конкурса (аукциона) заказчик не должен игнорировать предмет и цели регулирования размещения заказов, направленные на эффективность использования бюджетных средств и развитие добросовестной конкуренции, а также обязан соблюдать требования статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", запрещающей совершение любых действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов.
Из смысла статьи 33 Закона также следует, что если указанные в документации о закупке требования к приобретаемым товарам не нарушают прямых запретов, установленных в указанной норме, и направлены на определение потребностей заказчика, такие положения документации не могут быть признаны нарушающими требования законодательства.
Вместе с этим, по смыслу Закона, решающее значение при установлении признаков ограничения конкуренции имеет не тот факт, один или несколько поставщиков могут осуществить поставку товаров, являющихся объектом закупки, а сам факт возможности участников торгов осуществить такую поставку.
Между тем из установленных Заказчиком требований к товару не следует, что фактически конкретному участнику (или нескольким участникам) торгов созданы преимущественные условия.
Указанные Заказчиком требования не носят персонифицированный характер, распространяют свое действие на неопределенный круг лиц - возможных участников торгов.
Кроме того, Комиссия приходит к выводу, что в случае исключения из Описания объекта закупки или изменения спорных характеристик, перечисленных в жалобе, к поставке возможен будет товар с характеристиками худшими, чем требуемые в рамках рассматриваемой Закупки.
При этом Закон не обязывает заказчиков изменять свои потребности относительно закупаемого товара, и ставить в приоритет товар с иными характеристиками, не отвечающими существующей потребности Заказчика.
Необходимо отметить, что участником закупки может выступать любое лицо, в том числе, не являющееся производителем венозных катетеров, в связи с чем, данный товар может быть поставлен неограниченным кругом хозяйствующих субъектов - потенциальных участников закупки.
Комиссией не выявлено, а Заявителем не представлено объективных доказательств того, что обращение спорного товара на соответствующем рынке невозможно или затруднено, а формирование объекта данной закупки подобным образом фактически ограничивает число потенциальных участников данной закупки, создает одним участникам закупки преимущество перед другими.
Доказательств того, что Заявитель не может приобрести и поставить спорный товар, Комиссии не представлено, равно как Заявителем не указано, какой товар, отличный от указанного в жалобе, он готов предложить к поставке в рамках данной закупки; какие именно характеристики предлагаемого им к поставке товара не соответствуют оспариваемым характеристикам, предусмотренным в документе "Описание объекта закупки" извещения о Закупке, что ограничило его право на подачу заявки на участие в рассматриваемой закупке.
Кроме того, для формирования НМЦК Заказчиком был проведен запрос коммерческих предложений с учетом предоставления необходимого холодильного оборудования, и получено 3 коммерческих предложения.
В рассматриваемом деле обстоятельств, которые могли бы повлиять на ограничение конкуренции не установлено.
Следовательно, доводы Заявителя о нарушении Заказчиком требований Закона при описании объекта Закупки в ходе заседания Комиссии своего подтверждения не нашли.
На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 99, 106 Закона, Административным регламентом, Правилами, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области не рассматривает довод общества с ограниченной ответственностью "Сограндис" о нарушении Заказчиком положений Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135 - ФЗ "О защите конкуренции", поскольку рассмотрение указанного вопроса не входит в полномочия Комиссии.
2. Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки необоснованной.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с частью 9 статьи 106 Закона.
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 13 декабря 2022 г. N 071/06/106-1443/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.12.2022