Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю отдела контроля закупок в составе:
Руководитель Инспекции: |
|
|
Члены Инспекции: |
|
|
|
|
|
в отсутствии представителей от:
- заявителя - ООО "Уч-Сфера", заказчика - Государственного учреждения - Хабаровского регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации - о дате, времени и месте рассмотрения обращения уведомлены надлежащим образом,
на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) проведена проверка действий заказчика - Государственного учреждения - Хабаровского регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации.
В ходе проведения проверки Инспекцией,
УСТАНОВЛЕНО:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступило обращение ООО "Уч-Сфера" о нарушении требований Закона о контрактной системе заказчиком - Государственным учреждением - Хабаровским региональным отделением фонда социального страхования Российской Федерации при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по изготовлению ортопедической обуви (извещение N0222100000222000255 от 13.09.2022).
Из обращения заявителя следует, что заказчиком необоснованно установлены критерии оценки квалификации участников закупки, дополнительно указывая, что установленные конкурсные критерии и порядок оценки заявок лишает участников получения какой-либо оценки при наличии соответствующего опыта, тем самым ущемляются права мелких субъектов, относящихся к категории субъектов малого предпринимательства; заказчиком незаконно произведено объединение в один лот объекта закупки, по территориальной принадлежности различных субъектов (Хабаровский край, Приморский край, ЕАО, Сахалинская область, Камчатский край); заказчиком необоснованно установлено требование о наличии пунктов приема получателей.
Заказчиком представлены письменные пояснения в антимонопольный орган, согласно которым считают доводы обращения необоснованными, указывая на законность проведения закупки.
В ходе проведения внеплановой проверки Инспекцией Хабаровского УФАС России установлено следующее.
Извещение N 0222100000222000255 о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок 13.09.2022.
Объект закупки: выполнение работ по изготовлению ортопедической обуви.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 28 902 242,85 рублей.
Дата начала срока подачи заявок: 13.09.2022.
Дата и время окончания срока подачи заявок: 30.09.2022 07:00.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0222100000222000255 от 30.09.2022 принято решение о заключении контракта с участником N112685699.
В период с 11.10.2022 по 17.10.2022 между Заказчиками и АО "Московское протезно-ортопедическое предприятие" заключено 7 контрактов.
Изучив материалы дела N 7-3/791, исходя из конкретных обстоятельств настоящего дела, Инспекция Хабаровского УФАС России пришла к следующим выводам.
1. Относительно довода заявителя об установлении конкурсных критериев наличие у участников закупки опыта выполнения работ, связанных с предметом контракта и наличием финансовых ресурсов, Инспекцией Хабаровского УФАС России установлено следующее.
В силу ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (ст. 6 Закона о контрактной системе).
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч. 4 ст. 32 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
В силу ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" утверждено положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение N2604).
Как следует из материалов дела, заказчиком для целей осуществления конкурса разработаны конкурсные критерии в соответствии с Положением N2604. Порядок оценки заявок размещен в Единой информационной системе в сфере закупок в составе извещения о закупке.
Инспекцией Хабаровского УФАС России установлено, что в рамках осуществления закупки заказчиком сформированы конкурсные критерии по критерию оценки "квалификация участников закупки" с использованием минимальных и максимальных показателей.
Согласно п. 26 Положения N2604 оценка заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" осуществляется с учетом требований настоящего раздела в порядке, установленном пунктами 20 - 23 раздела IV настоящего Положения для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки".
Подпунктом "б" п. 20 Положения N2604 предусмотрен порядок оценки, согласно которому если значение характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, находится в функциональной зависимости от значения количества присваиваемых баллов, значение количества баллов по детализирующему показателю, присваиваемых заявке, подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки" (БХi), рассчитывается по одной из следующих формул в случае, если лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки, - по формуле:
.
Аналогичные условия оценки заявок участников закупки предусмотрены Порядком рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе (Приложение N4 к Извещению о проведении электронного конкурса).
При этом, согласно п. 24 Положения N2604, для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно п. 25 Положения N2604 для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 24 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели.
Таким образом, проанализировав, извещение о проведении открытого конкурса входящие в его состав документы, Инспекция Хабаровского УФАС России приходит к выводу об отсутствии нарушений в действиях заказчика, при этом указанная в обращении заявителя формула заказчиком не использовалась, в извещении о закупке не отражена.
2. Относительно объединения в один лот объекта закупки, по территориальной принадлежности различных субъектов Инспекция Хабаровского УФАС России пришла к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 25 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки одних и тех же товаров, работ, услуг допускается проведение совместного конкурса или аукциона на основании заключенного в соответствии с настоящей статьей соглашения о проведении совместного конкурса или аукциона (далее в настоящей статье - соглашение).
Права, обязанности и ответственность заказчиков при проведении совместных конкурсов или аукционов определяются соглашением сторон, заключенным в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Законом о контрактной системе. Контракт с победителем либо победителями совместных конкурса или аукциона заключается каждым заказчиком.
Исходя из буквального и смыслового толкования положений статьи 25 Закона о контрактной системе, при осуществлении конкурса с ограниченным участием, единственным критерием ограничивающим возможность объединения заказчиков, является разнородность товаров, работ, услуг. Совместный конкурс с ограниченным участием возможен в отношении идентичных товаров, работ, услуг, имеющих одинаковые функциональные, технические, качественные, а также эксплуатационные характеристики).
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 4 Обзора судебной практики, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2017, норма, изложенная в ч. 1 ст. 25 Закона о контрактной системе, обеспечивает баланс между эффективным и рациональным использованием средств при проведении конкурсов и аукционов, в том числе сокращением издержек на их проведение, и воспрепятствованием необоснованному ограничению числа участников закупок.
Исходя из п. 1.1 Технического задания, объектом закупки является ортопедическая обувь сложная, которая изготавливается по индивидуальным замерам в соответствии с медицинским показателями. Следовательно, совместная закупка имеет идентичный предмет.
Учитывая изложенное, настоящая совместная закупка соответствует статье 25 Закона о контрактной системе, имеет идентичный предмет по всем размещенным лотам, и не может быть в силу закона ограничена какой-либо конкретной суммой начальной максимальной цены.
Таким образом, приняв решение о проведении совместных торгов заказчики не допустили нарушение Закона о контрактной системе.
3. Относительно установления Заказчиком требования о наличии пунктов приема получателей Инспекция Хабаровского УФАС России пришла к следующим выводам.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы, в том числе описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В силу п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
- при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии
На основании ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Таким образом, требование к исполнению контракта, в части организации пунктов приема получателей, установлено Заказчиком, исходя из потребности заказчика, с учетом интересов получателей услуги.
По результатам рассмотрения обращения ООО "Уч-Сфера" Инспекцией Хабаровского УФАС России в действиях заказчика - Государственного учреждения - Хабаровского регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации нарушений Закона о контрактной системе не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Инспекция Хабаровского УФАС России,
РЕШИЛА:
В действиях заказчика - Государственного учреждения - Хабаровского регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации Закона о контрактной системе не установлено.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его оглашения.
Председатель Инспекции: |
|
Члены Инспекции:
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 7 декабря 2022 г. N 165 (ключевые темы: участники закупок - товар. работа. услуга. - характеристика - государственные и муниципальные нужды - критерии оценки)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.12.2022