Резолютивная часть объявлена 09.12.2022 г. Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 14.12.2022
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председатель комиссии:
- Валиуллин Р.Р. - Заместитель руководителя Управления;
Членов комиссии:
- Сафонов С.И.- Старший специалист 1 разряда отдела Управления;
- Петухова Ю.А. - Эксперт отдела Управления,
от Заявителя - не явился, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством видеоконференц-связи уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - посредством видеоконференц-связи Елизарова Т.И. по доверенности N11 от 01.01.2022;
от Уполномоченного органа - не явился, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством видеоконференц-связи уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "Савир" (ИНН: 7452151128; ОГРН: 1197456025975) от 05.12.2022 N12529/22, на действия Заказчика - Бюджетное Учреждение Ханты-Мансийского Автономного Округа - Югры "Нижневартовская окружная клиническая больница", Уполномоченного органа - Казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Центр лекарственного мониторинга", при проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка дезинфицирующих средств (извещение N 0387200009122006293) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба ООО "Савир" (ИНН: 7452151128; ОГРН: 1197456025975) от 05.12.2022 N12529/22, на действия Заказчика - Бюджетное Учреждение Ханты-Мансийского Автономного Округа - Югры "Нижневартовская окружная клиническая больница", Уполномоченного органа - Казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Центр лекарственного мониторинга", при проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка дезинфицирующих средств (извещение N 0387200009122006293).
В доводе жалобы Заявитель указал следующее:
Заявитель считает, что Заказчиком нарушено требование к описанию объекта закупки, также Заявитель считает, что Заказчиком нарушено положения части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, а именно Техническое задание составлено с нарушением положений законодательства о контрактной системе.
В ходе рассмотрения доводов сторон, материалов дела, Комиссией Управления установлено следующее.
Относительно довода жалоба Комиссия Управления поясняет следующее.
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе Порядок формирования и ведения единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В силу пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта лакупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие, определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Пунктом 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительством РФ от 08.02.2017 N145 "Постановление Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлено, что Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев, за исключением указанных в пункте 5 постановления.
Пунктом 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительством РФ от 08.02.2017 N145 "Постановление Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлено, что в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Заявитель указывает на нарушение при формировании Технического задания, а именно по позиции 1 Технического задания.
Согласно пункту 1 Технического задания установлено следующее:
1.2 |
Описание |
Представляет собой готовый раствор в виде бесцветной прозрачной жидкости, кожный антисептик. |
|
1.3 |
Бактерицидная активность |
в отношении грамположительных и грамотрицательных бактерий (в т.ч. возбудителей внутрибольничных инфекций, микобактерий туберкулеза (тестировано на микобактерии terra), возбудителей особо опасных инфекций, сибирской язвы, легионеллеза; фунгицидной активностью (в т.ч. плесневые грибы), вирулицидной активностью (в отношении полиомиелита, энтеральных и парентеральных гепатитов, герпеса, ВИЧ-инфекции, короновирусов (в т.ч. Covid-2019) и др). Средство обладает спороцидной и овоцидной активностью. |
|
1.4 |
Назначение |
обеззараживания кожи (обработка рук хирургов, операционного, инъекционного полей, для частичной санитарной обработки кожи, для гигиенической обработки рук и пр); дезинфекции поверхности скорлупы пищевых яиц и пр. |
|
1.5 |
Действуещее вещество |
спирт |
|
1.5.1 |
концентрация, % |
|
не менее 70 |
1.6 |
гуанидин, амины |
отсутствуют |
|
1.7 |
Время сохранения антимикробного пролонгированного эффекта, часов |
|
не менее 6 |
1.8 |
Режимы применения: |
|
|
1.8.1 |
обработка рук хирургов, мин |
|
не более 1,5 |
1.8.2 |
обработка операционного поля, сек |
|
не более 45 |
1.8.3 |
обработка инъекционного поля и локтевых сгибов доноров с последующей выдержкой, сек |
|
не более 20 |
1.8.4 |
обработка рук и кожных покровов в очагах особо опасных инфекций, в т.ч. сибирской язвы, мл |
|
не более 5 |
1.8.4.1 |
экспозиция, сек |
|
не более 60 |
1.8.5 |
время пропитки сухих салфеток, мин |
|
не более 5 |
1.8.6 |
дезинфекции воздуха, мин |
|
не более 5 |
1.8.7 |
дезинфекция небольших по площади поверхностей, санитарно-технического оборудования при бактериях (кроме туберкулеза), сек |
|
не более 30 |
1.8.8 |
дезинфекция небольших по площади поверхностей, санитарно-технического оборудования при вирусах, мин |
|
не более 1,5 |
1.8.9 |
дезинфекция небольших по площади поверхностей, санитарно-технического оборудования при грибковых инфекциях, особо опасных инфекциях, в т.ч. сибирской язве, мин |
|
не более 1 |
1.8.10 |
дезинфекция небольших по площади поверхностей, санитарно-технического оборудования при туберкулезе, мин |
|
не более 3 |
1.9 |
Упаковка |
флакон диспенсопак |
|
Согласно пункту 3.9 инструкции N 04/18 по применению дезинфицирующего средства - кожный антисептик "Асепт Про" производства ООО "Ацея", Россия установлено, что Дезинфекция небольших по площади поверхностей и объектов, датчиков УЗИ проводится способом протирания и способом орошения. Норма расхода средства способом протирания - 30 мл/м2, способом орошения - 40 мл/м2. Режимы дезинфекции объектов указаны в таблице 1.
Дезинфекция поверхностей и объектов, загрязненных биологическими выделениями проводят в 2 этапа:
1. Предварительная очистка поверхностей перед дезинфекцией. Средство наносят способом орошения непосредственно на поверхность, подвергаемую очистке. Поверхность протирают чистой салфеткой из тканого или нетканого материала, или ветошью.
2. Дезинфекция поверхностей после очистки. Средство наносят способом орошения непосредственно на предварительно очищенную поверхность, либо поверхность обрабатывают способом протирания. При этом поверхности, подлежащие дезинфекции, должны быть увлажнены средством полностью и равномерно по всей плоскости. Дезинфекционная выдержка регламентируется режимом дезинфекции при соответствующей инфекции (таблица 1).
Таблица 1.
Режимы дезинфекции объектов ДЕЗИНФИЦИРУЮЩИМ СРЕДСТВОМ - КОЖНЫЙ
АНТИСЕПТИК "Асепт Про"
Объект обеззараживания |
Время обеззараживания, минут |
Способ обеззараживания |
|
Поверхности в помещениях, предметы обстановки, приборы,медицинское оборудование, предметы ухода за больными |
Бактериальные (кроме туберкулеза), холера,туляремия, сибирская язва,вирусные инфекции, грибковые инфекции |
Туберкулез |
|
0,5 |
1,5 |
Протирание или орошение |
Согласно пункту 3.10 инструкции N 04/18 по применению дезинфицирующего средства - кожный антисептик "Асепт Про" производства ООО "Ацея", Россия установлено, что Дезинфекция медицинских тонометры, рентген- кассеты, манжеты тонометров, стетоскопы, фонендоскопы и стетофонендоскопы, термометры, стоматологические зеркала из амальгамы после их использования обрабатывают салфеткой, предварительно обильно смоченной средством. Экспозиционная выдержка - 30 сек при бактериальных инфекциях (кроме возбудителей туберкулеза); 3 мин - при туберкулезной, вирусных и грибковых инфекциях. После дезинфекционной выдержки, при необходимости, протирают насухо чистой салфеткой. ИМН должны быть сухие для предотвращения разбавления средства водой.
Согласно пункту 2.5 инструкции N 06/18 по применению средства дезинфицирующего "Фармсепт" установлено, что Дезинфекция небольших по площади поверхностей и объектов, датчиков УЗИ проводится способом протирания и способом орошения. Норма расхода средства способом протирания - 30 мл/м2, способом орошения - 40 мл/м2. Режимы дезинфекции объектов указаны в таблице 1.
Дезинфекция поверхностей и объектов, загрязненных кровью и другими биологическими выделениями проводят в 2 этапа:
1. Предварительная очистка поверхностей перед дезинфекцией.
Средство наносят способом орошения непосредственно на поверхность, подвергаемую очистке. Поверхность протирают чистой салфеткой из тканого или нетканого материала, или ветошью.
2. Дезинфекция поверхностей после очистки. Средство наносят способом орошения непосредственно на предварительно очищенную поверхность, либо поверхность обрабатывают способом протирания. При этом поверхности, подлежащие дезинфекции, должны быть увлажнены средством полностью и равномерно по всей плоскости. Дезинфекционная выдержка регламентируется режимом дезинфекции при соответствующей инфекции (таблица 1)
Таблица 1.
Режимы дезинфекции объектов средством "Фармсепт"
Таким образом, Комиссией Управления установлено, что в пунктам 1.8.8 и 1.8.9 Технического задания указано дезинфекция небольших по площади поверхностей, санитарно-технического оборудования при вирусах, не более 1,5 мин., дезинфекция небольших по площади поверхностей, санитарно-технического оборудования при грибковых инфекциях, особо опасных инфекциях, в т.ч. сибирской язве, не более 1 мин., так согласно пунктам 3.9 и 3.10 указанной инструкции дезинфекция санитарно-технического оборудования при туберкулезной, вирусных и грибковых инфекциях - 3 минуты.
Кроме того, товар "Фармсепт" также не применим, поскольку согласно пунктам 1.8.8 и 1.8.9 Технического задания указано дезинфекция небольших по площади поверхностей, санитарно-технического оборудования при вирусах, не более 1,5 мин., дезинфекция небольших по площади поверхностей, санитарно-технического оборудования при грибковых инфекциях, особо опасных инфекциях, в т.ч. сибирской язве, не более 1 мин, так согласно Таблице 1 инструкции N 06/18 по применению средства дезинфицирующего "Фармсепт" время обеззараживания вирусных, грибковые инфекций составляет - 3 минуты, а туберкулезных - 5 минут.
Таким образом Комиссия Упрпавления отмечает, что тем самым установленные технические характеристики, соответствуют одному производителю "Активисепт" производства Ацея, Россия, который не имеет аналогов.
На основании вышеизложенного, в данной части довод является обоснованным, что нарушает положения законодательства о контрактной системе, что нарушает пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Относительно об установлении требования о наличии в составе средства спиртов, группы пропанол, разбив их наличие содержания в процентное соотношение каждого вида спирта, Комиссия Управления поясняет следующее:
Согласно пункту 2 Технического задания установлено следующее:
2.5.1 |
Спирт изопропиловый, % |
|
не менее 45 |
2.5.2 |
Спирт пропиловый, % |
|
не менее 30 |
2.5.3 |
Общее количество спиртов, % |
|
не менее 75 |
При формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Заказчики при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
В соответствии с п. 3478 СанПин 3.3686-21 При выборе кожных антисептиков, моющих средств и средств для ухода за кожей рук следует учитывать индивидуальную переносимость медицинских работников. По обжалуемому пункту Заказчиком установлены требования в отношении кожного антисептика для, обработки рук хирургов, гигиенической обработки рук персонала в полной мере удовлетворяющих их потребность. Рынок кожных антисептиков с такими показателями представлен широко.
Таким образом, довод в данной части является необоснованным.
Согласно позиции N3 Технического задания установлено следующее:
3.5.1 |
концентрация, % |
|
не менее 70 |
3.6 |
Тетраметилендиэтилентетрамин |
наличие |
не более 0,05 |
3.7 |
ЧАС |
наличие |
не менее 0,1 |
3.8 |
Н-пропанол, гуанидины, фенол и его производные, гексидины. |
отсутствуют |
|
Тетраметилендиэтилентетрамин обладает широким спектром действия в отношении грамположительных и грамотрицательных бактерий (включая, микобактерии туберкулеза и спорообразующие формы), а также вирусов и грибов. Дезинфицирующая активность тетраметилендиэтилентетрамина обусловлена его способностью проникать в бактериальные клетки и вирусы, взаимодействовать с аминогруппами пуриновых и пиримидиновых оснований нуклеиновых кислот, блокируя их матрично-генетическую функцию. Активность тетраметилендиэтилентетрамина усиливается за счет образования нанокомплекса с ЧАС -(алкилдиметилбензил аммоний хлорид), введение изопропилового спирта повышает проникающую способность компонентов за счет изменения поверхностного натяжения. Подобранные концентрации веществ оптимально работают на поверхности патогенной клетки.
Минимальное количество действующих химических веществ оказывает минимальное травмирующее действие на кожные покровы с сохранением своего основного эффекта в отношении патологических клеток.
Таким образом, довод в данной части является необоснованным.
Согласно пункту 11 Технического задания установлено следующее:
11.5 |
Действующее вещество: |
ортофталевый альдегид |
|
11.6 |
Содержание действующего вещества, % |
|
не менее 0,55 |
11.7 |
Срок годности средства после вскрытия упаковки, суток |
|
не менее 75 |
11.8 |
Режим применения: |
|
|
11.8.1 |
дезинфекция высокого уровня (ДВУ) эндоскопов с экспозицией, мин |
|
не более 5 |
Заявитель в жалобе заявляет, что отсутствует обоснование наличия в средстве глутарового альдегида. При этом Техническое задание Заказчика не содержит указание на содержание данного вещества в составе дезинфицирующего средства. Действующее вещество, установленное заказчиком, является ортофталевый альдегид.
Согласно Обзору судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017), указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Согласно правовой позиции, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 N 11017/10 по делу N А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, Комиссия Управления решила не выдавать предписание, по причине того, что Заявителем не доказана невозможность поставки товаров по техническому заданию.
Жалоба ООО "Савир" (ИНН: 7452151128; ОГРН: 1197456025975) от 05.12.2022 N12529/22 рассмотрена Комиссией Управления в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и Административного регламента ФАС России от 19 ноября 2014 N727/14 по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1.1 Признать жалобу ООО "Савир" (ИНН: 7452151128; ОГРН: 1197456025975) от 05.12.2022 N12529/22, на действия Заказчика - Бюджетное Учреждение Ханты-Мансийского Автономного Округа - Югры "Нижневартовская окружная клиническая больница", Уполномоченного органа - Казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Центр лекарственного мониторинга", при проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка дезинфицирующих средств (извещение N 0387200009122006293) обоснованной в части:
1.2. Довод относительно позиции 1 Технического задания является обоснованным.
1.3. Довод относительно пунктам 2,3,11 Технического задания являются необоснованными.
2. Признать в действиях Заказчика - Бюджетное Учреждение Ханты-Мансийского Автономного Округа - Югры "Советская Психоневрологическая Больница", Уполномоченного органа - Казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Центр лекарственного мониторинга" нарушение положений пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Предписание не выдавать.
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе, к административной ответственности.
5. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Валиуллин Р.Р.
Члены Комиссии: Сафонов С.И
Петухова Ю.А.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 14 декабря 2022 г. N 086/06/33-1815/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.12.2022