Резолютивная часть объявлена 09.12.2022 г. Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 14.12.2022
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председатель комиссии:
- Валиуллин Р.Р. - Заместитель руководителя Управления;
Членов комиссии:
- Сафонов С.И. - Старший специалист 1 разряда отдела Управления;
- Петухова Ю.А.- Эксперт отдела Управления,
от Заявителя - отсутствовали, извещены надлежащим образом;
от Заказчика - посредством видеоконференц-связи Прокопович Н.А. по доверенности Nб/н от 08.12.2022,
рассмотрев жалобу ООО ЧОО "Криптон" (ИНН: 0222009131; ОГРН:1180280023549) от 05.12.2022 N12528/22, на действия Заказчика - Муниципальное бюджетное учреждение Культуры "Городская библиотека", Уполномоченного органа - Администрация города Нефтеюганска, при проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание охранных услуг (извещение N 0187300012822001268) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба ООО ЧОО "Криптон" (ИНН: 0222009131; ОГРН:1180280023549) от 05.12.2022 N12528/22, на действия Заказчика - Муниципальное бюджетное учреждение Культуры "Городская библиотека", Уполномоченного органа - Администрация города Нефтеюганска, при проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание охранных услуг (извещение N 0187300012822001268).
В доводе жалобы Заявитель указал следующее:
Заявитель указывает, что Заказчиком аукционная документация составлена с нарушением положений законодательства о контрактной системе.
В ходе рассмотрения доводов сторон, материалов дела и проведения внеплановой проверки, Комиссией Управления установлено следующее.
Относительно довода жалобы Комиссия Управления поясняет следующее.
Заявитель указывает, на то, что в описании объекта закупки Заказчик возлагает обязанность по обеспечению и контролю общественного порядка в помещениях библиотеки.
Согласно части 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
В соответствии с пунктом 5 статьи 1.1 Закон РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" в целях настоящего Закона используются следующие основные понятия:
- объекты охраны - недвижимые вещи (включая здания, строения, сооружения), движимые вещи (включая транспортные средства, грузы, денежные средства, ценные бумаги), в том числе при их транспортировке;
Согласно пунктам 3,5,6 статьи 12 Федерального закона от 07.02.2011 N3-ФЗ "О полиции" на полицию возлагаются следующие обязанности
3) оказывать первую помощь лицам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также лицам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья, если специализированная помощь не может быть получена ими своевременно или отсутствует, и сообщать близкому родственнику (родственнику) или близкому лицу пострадавшего сведения об оказании первой помощи или о направлении в медицинскую организацию при наличии сведений об этом в возможно короткий срок, но не позднее 24 часов с момента оказания первой помощи или направления в медицинскую организацию;
5) обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах, морских и речных портах и других общественных местах;
6) обеспечивать совместно с представителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаторами собраний, митингов, демонстраций, шествий и других публичных мероприятий (далее - публичные мероприятия) безопасность граждан и общественный порядок, оказывать в соответствии с законодательством Российской Федерации содействие организаторам спортивных, зрелищных и иных массовых мероприятий (далее - массовые мероприятия) в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка в местах проведения этих мероприятий;
Пунктами 6 и 18 части 1 статьи 13 Федерального закона от 07.02.2011 N3-ФЗ "О полиции" установлено следующее:
Полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляются следующие права:
6) патрулировать населенные пункты и общественные места, оборудовать при необходимости контрольные и контрольно-пропускные пункты, выставлять посты, в том числе стационарные, заслоны, обозначать доступными средствами, в том числе визуальными, места совершения преступлений, административных правонарушений, места происшествий, места проведения публичных и массовых мероприятий, территории и объекты, нахождение граждан на которых ограничено или представляет угрозу для их безопасности, осуществлять временное ограждение указанных мест и объектов, использовать другие формы охраны общественного порядка;
18) осуществлять в целях обеспечения безопасности граждан и общественного порядка совместно с организаторами публичных и массовых мероприятий личный осмотр граждан, находящихся при них вещей при проходе на территории сооружений, на участки местности либо в общественные места, где проводятся такие мероприятия, с применением в случае необходимости технических средств, а при отказе гражданина подвергнуться личному осмотру не допускать его на такие территории, участки местности и в такие общественные места;
Согласно части 1 статьи 9 Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" войска национальной гвардии наделены следующими полномочиями:
1) требовать от граждан соблюдения общественного порядка;
2) требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий;
3) пресекать преступления, административные правонарушения и противоправные действия;
Согласно Положению о пропускном и внутриобъектовом режиме на объекте муниципального бюджетного учреждения культуры "Городская библиотека", утвержденным приказом от 17.02.2022 N52, в целях повышения безопасности работников и пользователей МБУК "Городская библиотека", антитеррористической защищенности объекта, соблюдения общественного порядка, внутриобъектовый и пропускной режим на объекте обеспечивается охранной организацией, привлекаемой для оказания охранных услуг.
Федеральный закон от 07.02.2011 N3-ФЗ "О полиции" является приоритетным, поскольку по иерархии по предметам совместного ведения РФ и субъектов издаются сначала федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов, а Положение о пропускном и внутриобъектовом режиме на объекте муниципального бюджетного учреждения культуры "Городская библиотека", утвержденным приказом от 17.02.2022 N 52, является внутренним нормативно правовым актом муниципального бюджетного учреждения культуры "Городская библиотека".
Согласно описанию объекта закупки заказчик возлагает на исполнителя обязанность по обеспечению и контролю общественного порядка в помещениях библиотеки. Передача заказчиком исполнителю исключительных полномочий полиции - незаконна и общественный порядок не может являться предметом частной охраны, так как не является вещью.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления отмечает, что вышеуказанное положение не должно противоречить Федеральному закону от 07.02.2011 N3-ФЗ "О полиции", поскольку Положение является внутренним актом муниципального бюджетного учреждения культуры "Городская библиотека", тем самым в данной части довод является обоснованным.
Также Заявитель указывает, что, будучи организацией с публичной формой деятельности представляет себя режимным секретным предприятием с установленным в отношении себя режимом государственной тайны.
Комиссия Управления поясняет, что статьей 29 Конституции Российской Федерации, а именно пункту 4 каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.
Частью 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" установлено, что к общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен.
Кроме того, согласно части 1 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно подпункту "в" пункта 1.12 инструкции по организации охраны на объекте и действиям сотрудников охраны установлено, что основными задачами сотрудников охраны являются:
- сбор выявленных фактов скрытого наблюдения, фото- и видеосъемки объекта (территории) неизвестными лицами, провокации сотрудников охраны объекта (территории) на неправомерные действия, проникновения посторонних лиц на объект (территорию), беспричинного размещения посторонними лицами перед зданием вещей и транспортных средств.
Относительно вышеуказанного, следует отметить, что положениями Конституции и вышеуказанных Федеральных законов Муниципальное бюджетное учреждение Культуры "Городская библиотека" является публичной организацией, в котором каждый Гражданин Российской Федерации имеет право вести фото-видеосьемку непосредственно не распространив в данном случае сведений составляющих государственную тайну.
Таким образом, Комиссия Управления отмечает, что согласно пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
На основании вышеизложенного в данной части довод является обоснованным, Заказчиком нарушены положения пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, что влечет за собой административную ответственность, предусмотренную частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Организация на объекте и проведения досмотра осуществляется сотрудниками охраны ручными металлодетекторами и в соответствии с утвержденным Положением о пропускном и внутриобъектовом режиме на объекте муниципального бюджетного учреждения культуры "Городская библиотека", инструкцией по организации охраны на объекте и действиям сотрудников охраны в части обеспечения внутриобъектового и пропускного режимов.
Мнение заявителя о проведении досмотра сотрудниками охраны ошибочно.
Так, в соответствии с пунктом 2.3 инструкции по организации охраны на объекте и действиям сотрудников охраны сотрудник охраны имеет право производить при наличии оснований досмотр вещей. Досмотру должно предшествовать предложение предъявить документы на выносимые (вывозимые) предметы. При обнаружении какого-либо имущества, не подлежащего выносу (вывозу), составляется акт, который подписывается участвующими в досмотре лицами. В нем также может быть изложено объяснение лица, вещи которого подвергнуты досмотру. О происшествии незамедлительно сообщается руководству Охраны и Администрации объекта, а составленные документы вместе с рапортами охранников представляются руководству Охраны.
В данной части довод Заявителя является необоснованным.
Жалоба ООО ЧОО "Криптон" (ИНН: 0222009131; ОГРН:1180280023549) от 05.12.2022 N12528/22 рассмотрена Комиссией Управления в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и Административного регламента ФАС России от 19 ноября 2014 N727/14 по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1.1. Признать жалобу ООО ЧОО "Криптон" (ИНН: 0222009131; ОГРН:1180280023549) от 05.12.2022 N12528/22, на действия Заказчика - Муниципальное бюджетное учреждение Культуры "Городская библиотека", Уполномоченного органа - Администрация города Нефтеюганска, при проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание охранных услуг (извещение N 0187300012822001268) частично обоснованной.
1.2. довод о том, что в описании объекта закупки Заказчик возлагает обязанность по обеспечению и контролю общественного порядка в помещениях библиотеки, в части понятия общественного порядка, является обоснованным.
1.3. довод в части, что сбор выявленных фактов скрытого наблюдения, фото- и видеосъемки объекта (территории) неизвестными лицами, провокации сотрудников охраны объекта (территории) на неправомерные действия, проникновения посторонних лиц на объект (территорию), беспричинного размещения посторонними лицами перед зданием вещей и транспортных средств, является обоснованным.
1.4. довод в части, организации на объекте и проведения досмотра осуществляется сотрудниками охраны ручными металлодетекторами и в соответствии с утвержденным Положением о пропускном и внутриобъектовом режиме на объекте муниципального бюджетного учреждения культуры "Городская библиотека", инструкцией по организации охраны на объекте и действиям сотрудников охраны в части обеспечения внутриобъектового и пропускного режимов является необоснованным.
2. Признать в действиях Заказчика - Муниципальное бюджетное учреждение Культуры "Городская библиотека", Уполномоченного органа - Администрация города Нефтеюганска, нарушение положений пункта 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать Заказчику - Муниципальное бюджетное учреждение Культуры "Городская библиотека", Уполномоченного органа - Администрация города Нефтеюганска обязательное для исполнения предписание.
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе, к административной ответственности.
5. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Р.Р. Валиуллин
Члены Комиссии: С.И. Сафонов
Ю.А. Петухова
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 14 декабря 2022 г. N 086/06/33-1816/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.12.2022