Резолютивная часть объявлена 13.12.2022 г. Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 16.12.2022
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председатель комиссии:
- Валиуллин Р.Р. - Заместитель руководителя Управления;
Членов комиссии:
- Сафонов С.И. - Старший специалист 1 разряда отдела Управления;
- Петухова Ю.А.- Эксперт отдела Управления,
от Заявителя - отсутствовали, извещены надлежащим образом;
от Заказчика - посредством видеоконференц-связи Дудник А.В. по доверенности N566 от 13.12.2022,
рассмотрев жалобу ИП Фурсов Сергей Анатольевич (ИНН: 571101731529; ОГРНИП: 319574900006551) от 08.12.2022 N12656/22, на действия Заказчика - Бюджетное Учреждение Ханты-Мансийского Автономного Округа - Югры "Когалымская Городская Больница", при проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг по комплексному обслуживанию противопожарных систем учреждения (извещение N 0387200031022000255) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба ИП Фурсов Сергей Анатольевич (ИНН: 571101731529; ОГРНИП: 319574900006551) от 08.12.2022 N12656/22, на действия Заказчика - Бюджетное Учреждение Ханты-Мансийского Автономного Округа - Югры "Когалымская Городская Больница", при проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг по комплексному обслуживанию противопожарных систем учреждения (извещение N 0387200031022000255).
В доводах жалобы Заявитель указал следующее:
1. Заявитель считает, что техническим заданием не предусмотрены работы по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту противопожарных занавесов и завес, противодымной вентиляции в перечне противопожарного оборудования подобные устройства также не указаны.
2. Заказчик, устанавливая требование к Участникам закупки о наличии лицензии в редакции, установленной приложением к Постановлению N 1128, нарушает ст. 8 Закона N44-ФЗ, согласно которой запрещается совершение заказчиками действий, которые приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
3. Заказчик установил требования в пунктах 5.6, 5.20 Техническом задании, которые противоречат положениям законодательству о контрактной системе.
4. Заказчик установил требования в пунктах 5.15, 5.18 Техническом задании, которые противоречат положениям законодательству о контрактной системе.
5. Заказчик установил требование в пунктах 5.22 Техническом задании, которое противоречит положениям законодательству о контрактной системе.
6. Заказчик установил требование в пунктах 5.3 Техническом задании, которое противоречит положениям законодательству о контрактной системе.
В ходе рассмотрения доводов сторон, материалов дела и проведения внеплановой проверки, Комиссией Управления установлено следующее.
Относительно первого довода жалобы Комиссия Управления поясняет следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;.
Как указывает в возражениях Заказчик (выдержка из текста): "Заказчик поясняет, что хочет получить услугу по комплексному обслуживанию противопожарных систем учреждения. Это условие прописано непосредственно в наименовании объекта закупки."
В Главе 14 Федерального закона от 22.07.2008 N123-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" включен исчерпывающий перечень систем противопожарной защиты, включая огнестойкость и пожарную опасность строительных конструкций (ст.59), а так же ограничение распространения пожара за пределы очага (ст.59).
В пункте 1.3. Технического задания указаны основные задачи технического обслуживания (ТО) систем противопожарной защиты объектов БУ "Когалымская городская больница" в котором, в том числе указано: сбор, обобщение, анализ сведений и разработка мероприятий по совершенствованию работоспособности систем противопожарной защиты объектов, соответственно включая в себя весь перечень противопожарных систем, в том числе вышеуказанные.
В соответствии со статьей 13 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 года N1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации", При эксплуатации объекта защиты руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений в отношении пределов огнестойкости строительных конструкций и инженерного оборудования, осуществляет проверку состояния огнезащитного покрытия строительных конструкций и инженерного оборудования в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности, а также технической документацией изготовителя средства огнезащиты и (или) производителя огнезащитных работ. Указанная документация хранится на объекте защиты.
Заявитель доводы заказчика не опроверг, на заседание комиссии не явился, позицию не раскрыл.
Таким образом, довод Заявителя является необоснованным.
Относительно второго довода жалобы Комиссия Управления поясняет следующее. Комиссия Управления поясняет следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В части 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ (далее - ГК РФ) определено, что в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Пунктом 15 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) установлено, что в соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежит деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 30.12.2011 N 1225 "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений" (далее - Постановление Правительства РФ N 1225) лицензируемая деятельность включает в себя выполнение работ и оказание услуг согласно приложению (далее соответственно - работы, услуги).
Согласно перечню работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденному Постановлением Правительства РФ N 1225 лицензированию подлежат, в том числе, следующие виды деятельности:
- Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
В соответствии с частью 7 статьи 83 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" дублирование сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны (передача извещений о пожаре) без участия работников объекта (или) транслирующей этот сигнал организации, в обязательном порядке, предусматривается для объектов класса функциональной пожарной опасности Ф 1.1 (здания детских дошкольных образовательных учреждений, специализированных домов престарелых и инвалидов, больницы, спальные корпуса образовательных учреждений интернатного типа и детских учреждений), Ф 1.2 (гостиницы, общежития и т.п.), Ф 4.1 (здания образовательных учреждений и т.п.), Ф 4.2 (здания образовательных 2 учреждений: высшего профессионального образования и дополнительного профессионального образования).
Таким образом, для осуществления деятельности по передаче извещений о пожаре на вышеуказанных объектах необходимо получить соответствующий вид деятельности лицензии МЧС России.
Кроме того, Комиссия Управления поясняет, что Заказчик устанавливая данное требование, никак не ограничивает конкуренцию, поскольку получение лицензии, является обязательным условием для осуществления деятельности по передаче извещений о пожаре.
На основании вышеизложенного, довод является необоснованный.
Относительно третьего довода жалобы Комиссия Управления поясняет следующее.
Согласно пункту 5.6 Технического задания установлено следующее:
5.6. Исполнитель обязан иметь в наличие здание (сооружение, помещение) по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, для размещения работников, оборудования, инструментов и технических средств (Постановление Правительства РФ от 28 июля 2020 г. N 1128).
Согласно пункту 5.20 Технического задания установлено следующее:
5.20. Победитель конкурса обязан предоставить при заключении договора заверенные копии квалификационных удостоверений сотрудников, проводящих техническое обслуживание, документы подтверждающие права (собственность, аренда и т.п.) на недвижимое имущество.
Указанные требования являются обязательными условиями получения лицензии, поскольку согласно пункту 2. "Периодическое подтверждение соответствия лицензиата лицензионным требованиям проводится каждые три года со дня предоставления лицензии, если больший период не предусмотрен положением о лицензировании конкретного вида деятельности".
Согласно статье 19.3. "Периодическое подтверждение соответствия лицензиата лицензионным требованиям". Федеральный закон от 04 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" исполнитель, может быть, подвергнут данной проверке контролирующим органом.
Кроме того, Комиссия Управления отмечает, что Заказчик требует предоставить правоустанавливающие документы непосредственно по тому адресу, который указан в лицензии.
Заявитель доводы заказчика не опроверг, на заседание комиссии не явился, позицию не раскрыл.
На основании вышеизложенного, довод является необоснованным.
Относительно четвертого довода Комиссия Управления поясняет следующее.
Согласно пункту 5.15 Технического задания установлено следующее:
- спецодежду с логотипом Исполнителя (данное требование устанавливается с целью отличить сотрудников Исполнителя от других лиц находящихся на объекте Заказчика).
Согласно пункту 5.18 Технического задания установлено следующее:
- 5.18. бейдж с указанием фамилии, имя, отчества, наименования организации и должности.
Комиссия Управления поясняет, что согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
На основании вышеизложенного, установление требования о наличии спецодежды с логотипом Исполнителя и бейджа с указанием фамилии, имя, отчества не влияют на обременение участников закупки дополнительными излишними и необоснованными требованиями.
На основании вышеизложенного, довод является необоснованным.
Заявитель доводы заказчика не опроверг, на заседание комиссии не явился, позицию не раскрыл.
Относительно пятого довода жалобы Комиссия Управления поясняет следующее:
Согласно пункту 5.22 Технического задания установлено следующее:
5.22. Исполнитель должен обладать собственным набором оборудования для качественного проведения монтажа, технического обслуживания и ремонта систем противопожарной защиты объектов Заказчика. Все оборудование Исполнителя, должно быть сертифицированным и поверенным. При оказании услуг должна обеспечиваться сохранность и работоспособность электрических, противопожарных и инженерных сетей на участке производства работ.
Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Комиссия Управления, поясняет, что Заказчик не вправе предъявлять требования к наличию у участника собственного оборудования.
Кроме того, согласно пункту 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Также согласно части 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Однако имуществом, в том числе инструментами можно владеть не только на праве собственности, в том числе, инструменты для выполнения работ, предусмотренных объектом закупки возможно взять в аренду.
Таким образом, Заказчик предъявляет излишние ничем не обоснованные требования к исполнителю, что нарушает положения законодательства о контрактной системе, а именно часть 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, за которое предусмотрена административная ответственность по Главе 7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Относительно шестого довода жалобы Комиссия Управления поясняет следующее.
В техническом задании указано, что работы необходимо проводить в рабочие дня с 08-00 до 20-00 часов, в субботу с 08-00 до 13-00 часов. С учетом особенностей объектов Заказчика, на котором круглосуточно находятся пациенты, и дискомфорт от проведения работ (профилактических, ремонтных, восстановительных и т.д.).
При проведении ТО-0, выполнение каких - либо работ не требуется, осуществляется только визуальный осмотр и проверка целостности, где в случае выявления каких-либо нарушений проводится работа, относящаяся к другой категории.
Таким образом, довод Заявителя является необоснованным.
В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, Комиссия Управления решила не выдавать предписание, так как нарушения не повлияли на результаты определения поставщика.
Жалоба ИП Фурсов Сергей Анатольевич (ИНН: 571101731529; ОГРНИП: 319574900006551) от 08.12.2022 N12656/22 рассмотрена Комиссией Управления в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и Административного регламента ФАС России от 19 ноября 2014 N727/14 по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1.1. Признать жалобу ИП Фурсов Сергей Анатольевич (ИНН: 571101731529; ОГРНИП: 319574900006551) от 08.12.2022 N12656/22, на действия Заказчика - Бюджетное Учреждение Ханты-Мансийского Автономного Округа - Югры "Когалымская Городская Больница", при проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг по комплексному обслуживанию противопожарных систем учреждения (извещение N 0387200031022000255) частично обоснованной:
1.2. Довод 1 является необоснованным.
1.3. Довод 2 является необоснованным.
1.4. Довод 3 является необоснованным.
1.5. Довод 4 является необоснованным.
1.6. Довод 5 является обоснованным.
1.7. Довод 6 является необоснованным.
2. Признать в действиях Заказчика - Заказчика - Бюджетное Учреждение Ханты-Мансийского Автономного Округа - Югры "Когалымская Городская Больница" нарушение положений части 3 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Предписание не выдавать.
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе, к административной ответственности.
5. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Р.Р. Валиуллин
Члены Комиссии: С.И. Сафонов
Ю.А. Петухова
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 16 декабря 2022 г. N 086/06/31-1834/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.12.2022