Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее - Камчатское УФАС России) по контролю в сфере закупок и рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии - начальника отдела контроля закупок Парфирьевой С.Н.,
членов Комиссии:
- главного государственного инспектора отдела контроля закупок Шихановой Л.Б.,
- заместителя начальника отдела антимонопольного контроля и рекламы Елина Д.Т.,
в отсутствие:
- заказчика - муниципального бюджетного образовательного учреждения "Средняя школа N 1" (далее - Заказчик),
- заявителя - Сысоева К.В. (далее - Заявитель), уведомленных о месте, дате и времени рассмотрения жалобы через единую информационную систему (далее - ЕИС),
рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при определении исполнителя путем электронного аукциона (далее - ЭА) на оказание услуг по организации бесплатного горячего питания обучающихся льготной категории (закупка N 0338300000322000007), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
Заказчиком проводится процедура определения исполнителя путем ЭА на оказание услуг по организации бесплатного горячего питания обучающихся льготной категории (далее - Услуги) (закупка N 0338300000322000007) (далее - Закупка). Извещение о Закупке размещено в ЕИС 24.11.2022.
Начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) установлена в размере 4 993 845,52 рублей.
02.12.2022 в Камчатское УФАС России поступила жалоба Заявителя, поданная 01.12.2022 через ЕИС, на действия Заказчика, который, по мнению Заявителя, в извещении о Закупке:
1) не установил требование в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть предоставлены участниками ЭА в соответствии со статьей 31 Закона о контрактной системе,
2) установил требование о соответствии участников Закупки пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, при этом не указал конкретное требование, которому должны соответствовать участники закупки и конкретные документы подтверждающие данное соответствие, что может привести к отклонению заявки,
3) в требованиях к содержанию, составу заявки на участие в ЭА извещения о Закупке неправомерно установил требование о предоставлении в составе заявки документов, подтверждающих соответствие участника Закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе,
4) в требованиях к содержанию, составу заявки на участие в ЭА извещения о Закупке неправомерно установил требование о предоставлении в составе заявки предложения участника Закупки о цене контракта.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
1. Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 данного Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 данного Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 данного Федерального закона (при наличии такого требования).
В силу части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 данной статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571) установлены дополнительные требования к участникам закупки в сфере здравоохранения, образования, науки, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны, информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупок таким дополнительным требованиям, в частности при оказании услуги общественного питания и (или) поставке пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления (позиция 33).
Согласно пункту "а" части 3 Постановления N 2571 позиции 24 - 31 и 33 - 35 приложения могут не применяться в случае, если при осуществлении закупки НМЦК не превышает 500 тыс. рублей.
Согласно извещению о Закупке код объекта Закупки установлен в соответствии с "ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности" - 56.29.20.120 "Услуги школьных столовых и кухонь".
НМЦК составляет 4 503 850,25 рублей.
Вместе с тем, извещение о Закупке не содержит требования, предъявляемого к участникам Закупки в соответствии с позицией 33 Постановления N 2571, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника Закупки такому требованию, в нарушение пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
2. Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 данного Федерального закона, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В извещении о Закупке установлены следующие требования.
Требования к участникам:
1. Единые требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ.
2. Требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ.
3. Требование к участникам закупок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ.
В электронном документе "требования к заявке" приложение к извещению о Закупке установлено, что заявка на участие в ЭА должна содержать, в частности "документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Федерального закона, если иное не предусмотрено Федеральным законом".
Поскольку законодательством о лицензировании не предусмотрено лицензирование деятельности по оказанию Услуг, и извещением о Закупке не предусмотрено предоставление каких-либо документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона, установление вышеуказанного требования является технической ошибкой, которая не может привести к отклонению заявок.
Заявитель доказательств обратного не представил.
Довод жалобы N 2 не обоснован.
3. Согласно подпункту "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 данного Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 данного Федерального закона, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.
В силу пункта 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе при проведении электронных процедур документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 или 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 данного Федерального закона, и предусмотренные подпунктом "н" пункта 1 части 1 данной статьи, не включаются участником закупки в заявку на участие в закупке. Такие документы в случаях, предусмотренных данным Федеральным законом, направляются (по состоянию на дату и время их направления) заказчику оператором электронной площадки из реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
В пункте 1.2 электронного документа "требования к заявке" приложение к извещению о Закупке установлено, что для участия в ЭА заявка на участие в закупке должна содержать "документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с ч.2 ст.31 Федерального закона N 44-ФЗ, если иное не предусмотрено Федеральным закона N 44-ФЗ.
Соответствие с п.33 Раздела II требования, установленные в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации": наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
Наличие опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов. Цена оказанных услуг и (или) поставленных товаров по договору должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям:
1) исполненный договор;
2) акт приемки оказанных услуг и (или) поставленных товаров, подтверждающий цену оказанных услуг и (или) поставленных товаров".
Таким образом, Заказчик потребовал в составе заявки документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, которые направляются (по состоянию на дату и время их направления) заказчику оператором электронной площадки из реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке , в нарушение пункта 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе.
4. Согласно части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе ЭА начинается с размещения в ЕИС извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 данного Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 данного Федерального закона.
В подпункте "д" пункта 2 электронного документа "требования к заявке" приложение к извещению о Закупке установлено, что для участия в ЭА заявка на участие в закупке должна содержать "предложение участника закупки о цене контракта (за исключением случая, предусмотренного пунктом 4 статьи 43 N 44-ФЗ)".
Вместе с тем, поскольку Закупка осуществляется путем проведения ЭА, частью 1 статьи 49 Закона о контрактной системе содержание в заявке данной информации не предусмотрено.
Таким образом, Заказчик, установив вышеуказанное требование к содержанию заявки на участие в ЭА, нарушил тем самым часть 1 статьи 49 Закона о контрактной системе.
Данные нарушения содержат состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу обоснованной в части доводов NN 1, 3, 4.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 12 части 1 статьи 42, пункта 3 части 6 статьи 43, части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе.
3. Поскольку Комиссией не установлено, что выявленные нарушения повлияли или могли повлиять на результаты Закупки, предписание об устранении данных нарушений не выдавать.
4. Передать материалы о выявленных нарушениях должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии ____________________ С.Н. Парфирьева
Члены комиссии: ____________________ Л.Б. Шиханова
_____________________ Д.Т. Елин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 8 декабря 2022 г. N 041/06/49-496/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.12.2022